Машиностроительный комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:26, реферат

Краткое описание

На наш взгляд, мировой рынок машиностроения достаточно насыщен продукцией. А Россия, как новое государство, растерявшая свой промышленный потенциал после распада СССР, не может продвинуть на рынок продукцию, которая уступает западной. Ведь на уровень развития машиностроение влияют многие факторы. Развитие электроники и тому подобных отраслей. А в этом наша страна не на первых местах. Например, Китай может предложить продукцию того же качества, что и Россия, но за меньшие деньги. А западные государства могут представить мировому рынку продукцию более высокого качества. Это и есть те причины, по которым продукция машиностроения России неконкурентоспособна.

Вложенные файлы: 1 файл

Нац. экономика.docx

— 18.29 Кб (Скачать файл)

1. Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей, производящих оборудование для всех подразделений народного хозяйства, а также многие предметы потребления.

2. Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и

отражает  уровень научно-технического прогресса  и обороноспособности страны,

определяет  развитие других отраслей хозяйства. Это  обусловлено несколькими

причинами:

1.  Машиностроительный  комплекс – крупнейший из промышленных  комплексов, на

его долю приходится почти 25% стоимости произведенной  продукции и почти 35%

всех работающих в хозяйстве России, а также  около 25% стоимости основных

промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит

недостаточно. В экономически высокоразвитых странах  на продукцию

машиностроительной  отрасли приходится 35-40% стоимости  промышленного

производства  и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах

значительно меньше.

По сравнению  с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка

характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер

предприятия в отрасли составляет по численности  рабочих около 1700 человек,

по сравнению  с менее чем 850 по промышленности в целом), большей

фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция

машиностроения  требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной

рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по

доле в  валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе

место (после  топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-

производственных  фондах, а также в структуре экспорта.

2.  Машиностроение  создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в

промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно,

научно-технический  прогресс во всех отраслях народного  хозяйства

материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее

приоритетных  отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная

промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной

техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой  катализатор

научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое

перевооружение  всех отраслей народного хозяйства.

Поэтому  его отрасли развиваются ускоренными  темпами, а их число непрерывно

растет.  По роли и значению в народном хозяйстве  их можно объединить в  3

взаимосвязанные группы:

1. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции во всем

народном  хозяйстве – это приборостроение, химическое машиностроение,

электротехническое  и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции в

машиностроении – это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции в отдельных

отраслях хозяйства – это строительно-дорожное, тракторное и

сельскохозяйственное  машиностроение, автомобилестроение и  др.

За последние  десятилетия возник ряд новых  отраслей, связанных с выпуском

средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной

энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился

характер  продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное  экономическое назначение продукции  машиностроения – облегчить труд и

повысить  его производительность путем насыщения  всех отраслей народного

хозяйства основными  фондами высокого технического уровня.

 

3. В целом машиностроение относится к отраслям так называемого "свободного размещения", так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.

Только отдельные виды продукции, предназначенные для использования  в специфических природных условиях или для определенных горно-геологических  условий, выпускаются в районах  их потребления (чаще всего сельскохозяйственные машины, машины и механизмы для  лесной промышленности, горное оборудование) .

4. Тяжелое машиностроение объединено в одну группу с такими отраслями как: горнорудная, угольная, металлургическая отрасли машиностроения, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли машиностроения, выпускающие крупногабаритные и весьма металлоемкие машины, например кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины и т. д. Предприятия этой группы при производстве 1 т. готовой продукции отличаются высокой электроемкостью, но самое главное, что данной группы характерна высокая металлоемкость. Предприятия этой группы географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Некоторые виды машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или с узкоотраслевым характером потребления (оборудование для цементной промышленности, шахтное оборудование для угольной промышленности и т. д.), по перечисленным обстоятельствам располагаются преимущественно в районах их потребления.

Транспортное машиностроение ориентируются на районы потребления продукции с размещались в районах развитого машиностроения. Их целю являются районы с развитой инфраструктурой и траспортной сетью, которой является центральный район страны.

 

Особенности размещения станкостроения и инструментальной промышленности заключаются в том, что отрасли размещаются в областях с достаточным количеством высококвалифицированной рабочей силы, так как ведётся производство наукоёмкой продукции.

 

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой

продукции и развито во всех экономических районах. Специализация  предприятий

соответствует специализации сельского хозяйства региона и прилегающих к нему

территорий.

 

 

5.На наш взгляд, мировой рынок машиностроения достаточно насыщен продукцией. А Россия, как новое государство, растерявшая свой промышленный потенциал после распада СССР, не может продвинуть на рынок продукцию, которая уступает западной. Ведь на уровень развития машиностроение влияют многие факторы. Развитие электроники и тому подобных отраслей. А в этом наша страна не на первых местах. Например, Китай может предложить продукцию того же качества, что и Россия, но за меньшие деньги. А западные государства могут представить мировому рынку продукцию более высокого качества. Это и есть те причины, по которым продукция машиностроения России неконкурентоспособна.


Информация о работе Машиностроительный комплекс