Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:26, реферат
На наш взгляд, мировой рынок машиностроения достаточно насыщен продукцией. А Россия, как новое государство, растерявшая свой промышленный потенциал после распада СССР, не может продвинуть на рынок продукцию, которая уступает западной. Ведь на уровень развития машиностроение влияют многие факторы. Развитие электроники и тому подобных отраслей. А в этом наша страна не на первых местах. Например, Китай может предложить продукцию того же качества, что и Россия, но за меньшие деньги. А западные государства могут представить мировому рынку продукцию более высокого качества. Это и есть те причины, по которым продукция машиностроения России неконкурентоспособна.
1. Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей, производящих оборудование для всех подразделений народного хозяйства, а также многие предметы потребления.
2. Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и
отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны,
определяет развитие других отраслей хозяйства. Это обусловлено несколькими
причинами:
1. Машиностроительный
комплекс – крупнейший из
его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35%
всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных
промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит
недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию
машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного
производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах
значительно меньше.
По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка
характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер
предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек,
по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей
фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция
машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной
рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по
доле в
валовой продукции и
место (после
топливно-энергетического
производственных фондах, а также в структуре экспорта.
2. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в
промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно,
научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства
материализуется
через продукцию
приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная
промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной
техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор
научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое
перевооружение всех отраслей народного хозяйства.
Поэтому
его отрасли развиваются
растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3
взаимосвязанные группы:
1. Отрасли,
обеспечивающие развитие
народном хозяйстве – это приборостроение, химическое машиностроение,
электротехническое и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли,
обеспечивающие развитие
машиностроении – это станкостроение и инструментальная промышленность.
3. Отрасли,
обеспечивающие развитие
отраслях хозяйства – это строительно-дорожное, тракторное и
сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском
средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной
энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился
характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и
повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного
хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
3. В целом машиностроение относится к отраслям так называемого "свободного размещения", так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.
Только отдельные виды продукции,
предназначенные для
4. Тяжелое машиностроение объединено в одну группу с такими отраслями как: горнорудная, угольная, металлургическая отрасли машиностроения, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли машиностроения, выпускающие крупногабаритные и весьма металлоемкие машины, например кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины и т. д. Предприятия этой группы при производстве 1 т. готовой продукции отличаются высокой электроемкостью, но самое главное, что данной группы характерна высокая металлоемкость. Предприятия этой группы географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Некоторые виды машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или с узкоотраслевым характером потребления (оборудование для цементной промышленности, шахтное оборудование для угольной промышленности и т. д.), по перечисленным обстоятельствам располагаются преимущественно в районах их потребления.
Транспортное машиностроение ориентируются на районы потребления продукции с размещались в районах развитого машиностроения. Их целю являются районы с развитой инфраструктурой и траспортной сетью, которой является центральный район страны.
Особенности размещения станкостроения и инструментальной промышленности заключаются в том, что отрасли размещаются в областях с достаточным количеством высококвалифицированной рабочей силы, так как ведётся производство наукоёмкой продукции.
Сельскохозяйственное
продукции и развито во всех экономических районах. Специализация предприятий
соответствует специализации сельского хозяйства региона и прилегающих к нему
территорий.
5.На наш взгляд, мировой рынок машиностроения достаточно насыщен продукцией. А Россия, как новое государство, растерявшая свой промышленный потенциал после распада СССР, не может продвинуть на рынок продукцию, которая уступает западной. Ведь на уровень развития машиностроение влияют многие факторы. Развитие электроники и тому подобных отраслей. А в этом наша страна не на первых местах. Например, Китай может предложить продукцию того же качества, что и Россия, но за меньшие деньги. А западные государства могут представить мировому рынку продукцию более высокого качества. Это и есть те причины, по которым продукция машиностроения России неконкурентоспособна.