Машиностроительный комплекс РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:16, реферат

Краткое описание

Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и производства машиностроения и металлообработки (а в условиях Беларуси включает и металлургию), нацеленные на удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах производства, орудиях труда, предметах долгосрочного потребления. Начиная с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых этот комплекс устойчиво занимает первое место в промышленности Беларуси.

Вложенные файлы: 1 файл

Машиностроительный комплекс РБ.docx

— 29.44 Кб (Скачать файл)

     Машиностроительный  комплекс РБ

     Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и производства машиностроения и металлообработки (а в условиях Беларуси включает и металлургию), нацеленные на удовлетворение потребностей народного  хозяйства в средствах производства, орудиях труда, предметах долгосрочного  потребления. Начиная с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых этот комплекс устойчиво  занимает первое место в промышленности Беларуси. По темпам роста машиностроение всегда опережало другие отрасли  хозяйства и в целом промышленность. Такому развитию способствовало выгодное экономико-географическое положение  республики, наличие квалифицированных  кадров, научной, проектно-конструкторской  баз.

     Глубокий  социально-экономический кризис, охвативший хозяйство Беларуси в связи с  распадом в 1991 г. СССР, обусловил резкое сокращение темпов развития машиностроения. В 1991–1995 гг. среднегодовой индекс прироста общего валового объема продукции машиностроения стал отрицательным (-7,3%), а в 1996–2000 гг. составил уже – 14,6% (табл. 8.4). Решающую роль в снижении объемов производства продукции предприятий машиностроительного комплекса сыграли следующие факторы:

-сокращение поставок в республику материально-сырьевых и энергетических ресурсов;

-усиление налогового пресса;

-финансовые и кредитные ограничения.

     Указанные факторы по-разному оказали влияние  на динамику темпов развития отдельных  отраслей машиностроительного комплекса. Заметное снижение продукции имели, прежде всего, отрасли автомобильного машиностроения, станкостроительной и  инструментальной промышленности. Главной  причиной этого стала ценовая  политика. Предприятия этих отраслей, которые выпускали конечную продукцию, имели большой рост издержек производства за счет увеличения материальных затрат и снижения покупательной способности  потребителей продукции. В результате произошло вынужденное сокращение производства. Однако, предприятиям удалось удержать рынки сбыта в странах СНГ за счет монопольного положения и относительно высоких качественных характеристик выпускаемой продукции.

    Машиностроение обладает рядом особенностей, главными из которых являются:

-довольно развитая внутриотраслевая структура;

- большой удельный вес наукоемкого и высокотехнологичного производства, продукция которого может широко поставляться на мировой рынок; -наличие металлоемкого производства, продукция которого преимущественно вывозится за пределы республики;

- недостаточное развитие подетальной специализации, что обуславливает значительную зависимость Беларуси от поставок узлов, деталей из других государств;

-относительно слабый уровень развития производства высокотехнологичного оборудования для тех отраслей промышленности, которые имеют собственную сырьевую базу (пищевая, легкая, промышленность строительных материалов);

-несоответствие профиля выпускаемых грузовых автомобилей собственным потребностям (65% автомобилей вывозится за пределы Беларуси, только 6% жодинских БелАЗов остается в республике).

     Поэтому главным направлением развития машиностроения в Беларуси в настоящее время  является совершенствование, прежде всего, его отраслевой структуры. Для машиностроения остаются приоритетными наукоемкие отрасли: приборостроение, оптико-механическая, электроника, радиоэлектроника, вычислительная техника и связь. Предполагается, что именно эти отрасли помогут  перейти к гибким автоматизированным системам, смогут обеспечить необходимую прогрессивную замену существующих (старых) технологий в обрабатывающей промышленности и т.д.

     К приоритетным отраслям отнесено и станкостроение, поскольку оно является главным  носителем новейших технологий в  машиностроении. Сейчас происходит реконструкция, перепрофилирование крупнейших производственных объединений отрасли, повышается уровень  отраслевой специализации и концентрации машиностроительного производства. Например, на протяжении последних  пяти лет предприятиями радиоэлектронной промышленности освоена широкая  гамма приборов учета, контроля расхода  энергоносителей, разработана отраслевая программа создания энергосберегающей, светотехнической и электронной  пускорегулирующей аппаратуры, продолжаются работы по расширению номенклатуры и  увеличению объемов производства медицинской  техники. В соответствии с программой структурной перестройки промышленности ПО «Горизонт» и ПО «Витязь» сформировали инфраструктурный комплекс телевизионного производства. Сегодня Беларусь имеет  возможность выпускать более 1,5 млн. телевизоров в год, большая часть  которых идет на внешний рынок.

     Целью отрасли является максимально возможное  расширение экспорта, рационализация импорта, активное привлечение в  Беларусь иностранных инвестиций. Наращивание  экспортных поставок возможно при активизации  разработок и усвоении принципиально  новых видов продукции и новых  рынков сбыта. Снижение объемов импорта  может быть достигнуто путем организации  в республике соответствующих импортозамещающих  производств.

     Автомобильная промышленность. Беларусь специализируется на производстве грузовых автомобилей. В последние годы здесь совершен прорыв в качестве выпускаемых грузовиков, автобусов и специальных машин. На предприятиях отрасли выпускаются машины грузоподъемностью до 300 тонн. Наращиваются объемы производства и улучшается качество продукции. Только Минский автомобильный завод выпускает более 300 моделей и модификаций грузовых автомобилей. Это единственное предприятие в СНГ, которое выпускает магистральные автопоезда, соответствующие требованиям ЕВРО-2 и ЕВРО-3.  Автомобилестроение включает в себя 35 предприятий и организаций, выпускающих автомобили и автопоезда для международных перевозок, самосвалы и лесовозы, полноприводные автомобили повышенной проходимости, сверхтяжелые карьерные самосвалы и самосвальные автоприцепы, погрузчики, самоходные скреперы, грузовые прицепы и полуприцепы, прицепы-дачи к легковым автомобилям, дизельные двигатели, автобусы различного назначения, комплектующие и запчасти к автомобильной технике.  В состав подотрасли входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования.

     Автомобильная промышленность в Беларуси начала развиваться  с 1944 г. Этому способствовало выгодное экономико-географическое положение  республики по отношению к сырьевым базам и районам сбыта продукции, обеспеченность высококвалифицированными трудовыми ресурсами. В автомобилестроении широкое развитие получили специализация  и кооперирование. Комплектующие  детали для отрасли поставляют 600 предприятий стран СНГ. Работают предприятия-смежники в Минске (выпускают рессоры), в Гродно (тормозная аппаратура, амортизаторы, карданные валы), Борисове (стартеры, гидроусилители руля), Осиповичах (литье, кабины), Жодино (крупногабаритное литье, поковки). В 1975 г. было образовано Белорусское объединение по выпуску большегрузных автомобилей (БелавтоМАЗ). На начало 1990 г. оно имело 12 предприятий. Это одно из крупнейших (по количеству занятых и объему производства) в Беларуси объединений, одно из ведущих в СНГ и Европе. Выпускает более 30 модификаций автомобилей. Вместе с основной продукцией объединение выпускает до 30 наименований товаров народного потребления, в том числе грузовые прицепы «Зубренок» к легковым автомобилям.

     В 1958 г. в Жодино, на базе завода торфяного  машиностроения, начал работать БелАЗ – завод по производству автомобилей-гигантов, которые используются в карьерах, на добыче полезных ископаемых открытым способом, строительстве ГЭС, выполнении больших объемов земляных работ. Это единственное в СНГ специализированное предприятие по производству автомобилей-самосвалов большой мощности.

     В 1966 г. заработал автомобильный завод  в Могилеве. Он выпускает самоходные скреперы, навесные тягачи, автопоезда-рудовозы, самосвалы. Имеются в Беларуси и  специализированные предприятия, поставляющие автозаводам узлы, оборудование, агрегаты. Они расположены в Осиповичах, Барановичах, Борисове, Гродно.

     Таким образом, в Беларуси в свое время  широкое развитие получило производство грузовых автомобилей, но в современных  условиях профиль этих машин мало соответствует потребностям страны. Поэтому главной задачей сегодня  является переспециализация автомобильных  заводов, успешное проведение которой  в значительной степени позволит сохранить свой инновационный потенциал. Дальнейшее развитие отрасли во многом связано с привлечением иностранных  инвестиций, новых технологий и методов  управления ими. Примером тому может  быть Минский автомобильный завод, на котором создано белорусско-германское предприятие «МАЗ-МАN». Оно выпускает высокомобильные грузовые автомобили общей грузоподъемностью от 13 до 33 т. Здесь также предполагается организовать серийное производство автобусов разного назначения (пригородных, туристических и др.).

     Собственное станкостроение в Беларуси многие годы обеспечивало количественное и качественное развитие других отраслей, играя ключевую роль в обновлении парка технологического оборудования. В настоящее время оно представлено хозяйственной группой "Белстанкоинструмент", объединяющей 25 предприятий и организаций, в числе которых станкостроительные и инструментальные заводы, предприятия по производству универсальной технологической оснастки, кузнечно-прессового и литейного оборудования, специальное конструкторское бюро (СКБ), научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт.

     Предприятия остаются работоспособными, сохранили  квалифицированные кадры. Номенклатура производимых станков охватывает все 9 групп по принятой в станкостроении классификации, а также деревообрабатывающие станки, что позволяет удовлетворить  технические потребности предприятий  различных отраслей. Кроме продукции  технического назначения станкостроительные заводы осуществляют капитальный ремонт и модернизацию металлообрабатывающего оборудования, выпускают и потребительские  товары, среди которых бытовые  деревообрабатывающие станки, детские  коляски, замки с повышенной секретностью, режущий инструмент, кухонные наборы и изделия из пластмасс, огородно-хозяйственный  инвентарь, запасные части к легковым автомобилям.

     Станкостроительная  и инструментальная промышленность Беларуси представляет собой большой  промышленно-технический комплекс по производству металлорежущих станков, автоматических линий, металлообрабатывающего инструмента, технологической оснастки, оборудования для литейного производства, гидроаппаратуры и других изделий  общемашиностроительного назначения.

     Отрасль начала развиваться еще в годы индустриализации, когда на Минском  металлообрабатывающем заводе «Энергия» (теперь Минский станкостроительный завод) в 1927 г. были выпущены первые 10 токарных станков. Уже в 1985 г. значительная часть  продукции станкостроения (около 30%) была конкурентоспособной на внешнем  рынке. Однако спрос на отдельные виды станков в нынешних условиях рынка снизился, что требует изменений в отраслевой структуре станкостроения. Сегодня главными направлениями развития отрасли являются расширение производства станков с числовым программным управлением, гибких автоматизированных систем, промышленных роботов и робототехнических комплексов.

     Тракторное  и сельскохозяйственное машиностроение - подотрасль, ориентированная на аграрный сектор экономики. Она нашла возможности осваивать новые модели техники для агропромышленных комплексов по приемлемым для потребителя ценам. Сельхозмашиностроение включает в себя 80 предприятий с числом работающих более 55 тыс. человек, которые производят тракторы, комбайны, машины и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также запасных частей к ним.

Ведущими компаниями отрасли являются:

ОАО «Лидсельмаш»,

ОАО «Лидагропроммаш»,

ОАО «Бобруйскагромаш»,

ПООО «Техмаш».

ОАО «Лидсельмаш» ведет свою историю с 1901 года, когда на чугунолитейном заводе было налажено производство сельскохозяйственного инвентаря и простейших сельхозмашин для конной тяги.  Во времена СССР завод "Лидсельмаш" был единственным предприятием в своей отрасли, изготавливающим навесные и прицепные сельхозмашины и специализирующимся на выпуске картофелесажалок и картофелекопателей, которые поставлялись во все союзные республики и на экспорт. ОАО “Лидсельмаш” имеет мощный производственный потенциал (собственное литейное производство, механическая обработка на станках с ЧПУ, уникальный вырубной центр, цех тяжелых прессов, инструментальное производство, парк современных сварочных автоматов и новейших высокопроизводительных станков с программным управлением, машины плазменной резки металла), позволяющий выпускать более 50 видов плугов, сеялок, картофелесажалок, зерносушильного оборудования и коммунальной техники.

Информация о работе Машиностроительный комплекс РБ