Международное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:09, реферат

Краткое описание

Мировая торговля длительное время занимала лидирующее положение в международных экономических отношениях.
Либерализация торговли является одной из наиболее острых проблем мировой экономики. Свободная торговля – это тоже внешнеторговые отношения, в которые не вмешивается государство с помощью тарифов и квот. Идет постоянная борьба вокруг устранения протекционистских барьеров и способов открытия национальных рынков для свободного доступа иностранных товаров, услуг и рабочей силы.

Вложенные файлы: 1 файл

Межд.регулирование внешней торговли.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Мировая торговля длительное время  занимала лидирующее положение в  международных экономических отношениях.

Либерализация торговли является одной  из наиболее острых проблем мировой  экономики. Свободная торговля –  это тоже внешнеторговые отношения, в которые не вмешивается государство с помощью тарифов и квот. Идет постоянная борьба вокруг устранения протекционистских барьеров и способов открытия национальных рынков для свободного доступа иностранных товаров, услуг и рабочей силы. Наиболее последовательными сторонниками либерализации выступают ТНК и развитые страны. Требуя открытия рынков, они часто сохраняют запретительные барьеры перед конкурентоспособными иностранными товарами.

Международная торговля – международные  товарно-денежные отношения, совокупность внешней торговли всех стран мира. Объем международной торговли (мировой товарооборот) подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта в долларах США и в ценах ФОБ экспорта. Внешняя торговля состоит из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Для большинства стран внешняя торговля является главной формой внешнеэкономической деятельности.

В 1964г. была создана Конференция  ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) – орган Генеральной Ассамблеи  ООН по содействию международной  торговле. Большинство стран мира входит во Всемирную торговую организацию (ВТО). Содействие развитию экономических, научно-технических и торговых связей с зарубежными странами оказывают торгово-промышленные палаты.

 

1.Всемирная торговая организация  (ВТО).

В начале ХХIв. В мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и небольшим составом участников. Однако основную роль в формировании мировых торговых потоков и установлении правил ведения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

ВТО играет решающую роль в регулировании  мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а  также торговых споров между ними. Чтобы понять значение этой организации, необходимо более подробно рассмотреть организационную структуру, функции, основные принципы и соглашения, составляющие правовую основу ВТО.

Всемирная торговая организация была основана в 1995г. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947г. Система ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раутов). В первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний так называемый Уругвайский раунд привел к подписанию 15 апреля 1994г. в Марракеше заключительного акта о создании ВТО.

ВТО – это и организация, и  одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли и услугами.

Правовую основу ВТО составляют три основных соглашения: 

- Генеральное соглашение по  тарифам и торговле в редакции 1994г.; 

- Генеральное соглашение по  торговле услугами (ГАТС); 

- Соглашение о торговых аспектах  прав интеллектуальной собственности  (ТРИПС).

Главными задачами ВТО являются либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Конкретной задачей ВТО является регулирование мировой торговли преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Страны – члены ВТО, которых на май 2006г. насчитывается 149, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирование торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Более 30 государств все еще имеют в настоящее время статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях переговоров процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.

Важнейшие принципы ВТО в области  регулирования международной торговли и торговой политике следующие.

Режим наибольшего благоприятствования – принцип не дискриминации на таможенной границе. Любой из членов ВТО одинаково относится к импортируемым товарам из любого другого государства – члена ВТО.

Принцип национального режима устанавливает, что страны-участницы должны представлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов.

Принцип защиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные  тарифы в интересах развития национальной промышленности страны может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах.

Принцип создания устойчивой основы торговли обеспечивает обязательностью  соблюдения тарифных уровней, согласованных  договаривающимися сторонами, которые  не могут превышаться впоследствии.

Принцип содействия справедливой конкуренции. ВТО стремится не допустить ведение  «войны субсидий» и использование  компенсационных мер в протекционистских  целях.

Общее запрещение количественных ограничений  импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами.

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются  «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» предполагает  возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев.

Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение помощи развивающимся странам и обеспечение более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки.

Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование  торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных  развивающихся стран.

Все страны –  члены ВТО принимают обязательства  по выполнению примерно 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных терминов «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.

С целью достижения большей согласованности в проведении глобальной экономической политики ВТО сотрудничает с МВФ и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), включая филиальные учреждения последнего.

Финансовые операции, связанные, в частности, со шкалой взносов  в ВТО и распределением расходов между ее членами, основываются на практике ГАТТ. Каждый член ВТО обязуется без задержек вносить свою долю в покрытие расходов ВТО в соответствии с финансовыми правилами, одобренными Генеральным советом.

Решения о присоединении новых  членов принимаются Министерской конференцией, которая должна одобрить договоренность об условиях присоединения большинством в 2/3 голосов членов ВТО. Каждому  члену ВТО предоставляется возможность  выхода из Соглашения об образовании ВТО с письменным оповещением об этом Генерального директора ВТО за шесть месяцев. Такой выход будет относиться и к многосторонним торговым соглашениям.  

 

2. Роль торговых союзов и зон  свободной торговли в развитии  мирового рынка товаров и услуг.

ВТО с самого начала своего образования активно сотрудничает с другими организациями, занимающимися многосторонним регулированием международных экономических отношений и заинтересованными в деятельности ВТО. С целью координации действий в интересах мирового сообщества были установлены связи со специализированными учреждениями системы ООН. Многие из этих организаций имеют статус наблюдателя в одном из нескольких комитетах, советах или рабочих группах ВТО. Особенно важное значение для ВТО представляет интенсификация связей с такими международными организациями, как МВФ, МБРР и ЮНКТАД, деятельность которых непосредственно затрагивает развитие и регулирование международного бизнеса и совершенствования многосторонней торговой системы в условиях глобализации мировой экономики.  

Международный валютный фонд (МВФ) –  межправительственная валютно-кредитная  организация, имеющая статус специализированного  учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Членами МВФ являются 184 государства.

Основная финансовая роль МВФ состоит  в предоставлении краткосрочных  кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны-члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам-членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства-члена.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945г., но банк начал функционировать с 1946г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы  следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

ЮНКТАД была создана согласно резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН в 1964г. в качестве специального постоянного  органа. В 2000г. членами ЮНКТАД являлись 185 государств-членов ООН и 3 члена представляли специализированные агентства.

В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995г. Генеральной Ассамблеи ООН, и  которые охватывают по существу все  основные экономические м правовые аспекты международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

Также не маловажную роль в регулировании  внешней торговли играют зоны свободной  торговли.

Зона свободной торговли (ЗСТ) —  вид особой экономической зоны —  таможенная территория, на которой в одностороннем порядке или в соответствии с международным договором отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения международной торговли.

Сущность зоны свободной торговли сводится к снижению таможенных пошлин между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнёрами в рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнёры.

Зоны свободной торговли различаются  между собой по ряду существенных параметров, а именно:

1) количество стран-участниц;

2) сравнительные размеры национальных  экономик стран;

3) разные уровни экономического развития;

4) отраслевой и товарный охват  режимом;

5) характер влияния на национальную  экономику;

6) продолжительность периода перехода  к свободной торговле;

7) степень реальной экономической  взаимозависимости стран;

8) роль политического  фактора;

Информация о работе Международное регулирование внешней торговли