Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:54, курсовая работа
Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм , занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.
Введение
Понятие и субъекты международного экономического права
Международно-правовое регулирование
Источники международного экономического права
Международные договоры
Решения (рекомендации, постановления) международных организаций
Решения межгосударственных экономических конференций и международные обычаи
Принципы международного экономического права
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм , занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории Украины, и т. д.
Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности , которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.
Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 "Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и уважению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права, в течении которого должно произойти дальнейшее повышение роли международно-правового регулирования в международных отношениях.
Предложенная ниже тема - "международное экономическое право" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы экономического сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции, религии, государственное устройство и т. п.
1. Международное экономическое право.
Международное экономическое право — отрасль международного права; совокупность существующих и находящихся в стадии становления и развития принципов и норм, регулирующих экономические отношения между субъектами международного права.
Нормы международного экономического права направлены на содействие:
Принципы международного экономического права:
1) основные принципы
2) общие принципы международного права
3) специальные принципы международного экономического права:
а) неотъемлемый суверенитет государств над национальными богатствами и ресурсами.
б) свобода выбора формы
в) экономическая недискриминация.
г) равенства и взаимной выгоды
д) развитие сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техник
4) договорные принципы (принципы,
действующие во
а) наибольшего
б) национального режима
в) взаимности
Подотраслями международного экономического
права являются: международное
торговое право, международное
валютно-финансовое право, международное
инвестиционное право, международное
транспортное право, право научно-технического сотрудничества и др.
Субъектами международного экономического права являются:
В отношении них в международном экономическом праве используется такая категория, как публичные лица.
Источники международного экономического права.
В сфере международного экономического сотрудничества '''отсутствуют многосторонние (универсальные) договоры, которые создавали бы общую правовую основу''' для развития такого сотрудничества. '''Общие положения, принципы экономического сотрудничества сформулированы лишь в многочисленных резолюциях и решениях '''международных организаций и конференций. Это является особенностью МЭП.
''Наиболее важными среди этих документов являются:''
1) ''Женевские принципы, принятые
на первой конференции ЮНКТАД
в Женеве в 1964 г''. («Принципы, определяющие
международные торговые
2) ''Декларация об установлении
'''''нового международного
3) ''Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН'' «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.)
''Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН'' «О международной экономической безопасности» (1985 г.)
Источниками международного экономического права являются:
1.акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);
2.соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между правительством Российской Федерации и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г., Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);
3.соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);
4.торговые соглашения (Протокол между правительством Российской Федерации и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 г. и т. д.);
5.соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г.);
6.соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.)..
Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалось свобода торговых отношений. Еще во II веке н. э. древнеримский историк Флор отмечал: "Если прерваны торговые сношения, нарушен союз человеческого рода". Гуго Гроций (ХVII в. ) указывал, что "никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом". Именно этот принцип jus commercii -право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) - становится основополагающим для международного экономического права.
В ХVII веке появляются первые специальные международные торговые договоры. К ХХ веку сложились некоторые специальные принципы, институты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию экономических взаимоотношений государств: "равных возможностей", "капитуляций", "открытых дверей", "консульской юрисдикции", "приобретенных прав", "наиболее благоприятствуемой нации", "национального режима", "недискриминации" и др. В них нашли отражение противоречия между интересами свободы торговли и стремлением к монополизации внешних рынков или к протекционистскому ограждению собственного рынка.
Появление новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества в ХIХ-ХХ веках вызвало к жизни новые виды договоров (соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопросам транспорта, связи, промышленной собственности и др. ), а также создание многочисленных международных экономических и научно-технических организаций. Особенно бурно этот процесс развивался после окончания второй мировой войны. В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (ст. 1).
Во второй половине ХХ века в Европе возникают особые экономические интеграционные международные организации - Европейские Сообщества и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 году был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), на базе которого образовалось особого рода международное учреждение, объединяющее ныне свыше ста государств.
Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права.
Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.
В современной правовой литературе западных стран были выдвинуты две основные концепции МЭП. Согласно одной из них, МЭП - отрасль международного публичного права и предметом ее являются экономические отношения субъектов международного права (Г. Шварценбергер и Я. Броунли - Великобритания: П. Верлоренван Темаат - Нидерланды: В. Леви - США: П. Вейль - Франция: П. Пиконе - Италия и др. ). Господствующей же в настоящее время в западной литературе можно считать концепцию, по которой источником норм МЭП является как международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое действие на все субъекты права, участвующие в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства (А. Левенфельд -США: П. Фишер, Г. Эрлер, В. Фикентшер - ФРГ:В. Фридман, Е. Питерсман - Великобритания: П. Рейтер - Франция и др. ). Эта вторая концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теориями транснационального права, направленными на то, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права государства и так называемые транснациональные корпорации (В. Фридман и др. ).
В правовой литературе развивающихся стран получила распространение концепция "международного права развития", которая делает акцент на особых правах развития наиболее бедных стран.
В отечественной науке В. М. Корецкий еще в 1928 году выдвинул теорию международного хозяйственного права как межотраслевого права, включающего регулирование международно-правовых (публичных) и гражданско-правовых отношений. И. С. Перетерский , с другой стороны, выступил в 1946 году с идеей международного имущественного права как отрасли международного публичного права. По пути развития этой идеи пошли дальнейшие разработки многих отечественных ученых.
СССР внес солидный вклад в разработку и утверждение многих нормативных актов, лежащих в основе современной концепции МЭП. СССР был также одним из инициаторов созыва в 1964 году в Женеве Конференции ООН по торговле и развитию, переросшей в международную организацию (ЮНКТАД).