Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и всесторонний анализ экономики Китая и степени её вовлеченности в мировые экономические отношения.
Задачи курсовой работы могут быть сформулированы следующим образом:
1) проанализировать общую характеристику экономики Китая.
2) рассмотреть современную экономическую ситуацию.
3) оценить промышленность и сельское хозяйство КНР.
4) охарактеризовать роль Китая в мирохозяйственных связях.
Введение
1. Экономическое положение КНР
1.1 Общая характеристика экономики Китая
1.1.1 Реформа внешнеторгового регулирования
1.1.2 Валютное регулирование
1.1.3 Структура притока капитала и внешнего долга
1.1.4 Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике
1.1.5 Специальные экономические зоны.
2. Место Китая в мировой экономики
2.1 Современная экономическая ситуация
2.1.1 Сельское хозяйство
2.1.2 Промышленность
2.2.3 Энергетика.
2.2 КНР в мировых связях.
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Экономическое положение КНР
1.1 Общая
характеристика экономики Китая
1.1.1 Реформа внешнеторгового регулирования
1.1.2 Валютное регулирование
1.1.3 Структура притока капитала и внешнего долга
1.1.4 Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике
1.1.5 Специальные экономические зоны.
2. Место Китая в мировой экономики
2.1 Современная экономическая ситуация
2.1.1 Сельское хозяйство
2.1.2 Промышленность
2.2.3 Энергетика.
2.2 КНР в мировых связях.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Китай на протяжении тысячелетий был ведущей страной мира. Ещё в далёкой древности китайцами были изобретены компас, фарфор, порох, бумага и книгопечатание, впоследствии названные пятью великими открытиями. Поднебесная играла немаловажную роль в становлении человеческой цивилизации, китайская империя оказывала большое влияние на развитие соседних государств. Однако в конце XIX - начале XX вв. экономическое развитие крайне замедлилось, и КНР оказалась на одном из последних мест в мире. В 1949 г. Китай представлял собой отсталую, полуфеодальную и полуколониальную страну. Экономика находилась в полной разрухе, народ жил в нищете, средняя продолжительность жизни составляла около 35 лет. И только с конца XX века Поднебесная вновь заявила о своём существовании.
Вот уже около 30 лет во всём цивилизованном мире вызывают неподдельный интерес экономические преобразования, происходящие в Китае и, по-видимому, ещё долго будут важнейшим событием мировой экономической истории. Постоянно растущее внимание к этой стране отнюдь не случайно. Потерпев практически полный крах в экономике, Китай за относительно короткое время достиг значительных результатов в реальном экономическом секторе.
Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов.
Мы являемся свидетелями непрерывного и стремительного становления будущей мировой державы, обладающей огромнейшими ресурсами, амбициозными запросами, сильными рыночными позициями и всеми финансовыми и технологическими средствами хорошо развитой диаспоры, которой присуща экономическая смекалка. Развивающийся Китай будет оказывать мощное влияние как на развитые, так и на развивающиеся страны, вынуждая их разрабатывать соответствующие стратегии и ответные действия.
Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий Россию рабочих мест и доли рынков. В глазах слишком многих Китай остается угрозой. Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.
Актуальность темы курсовой работы определяется местом и успехами Китая на международной экономической арене.
Объектом исследования данной курсовой работы является экономика Китая.
Предметом исследования является место КНР в мировой экономики. Целью курсовой работы является изучение и всесторонний анализ экономики Китая и степени её вовлеченности в мировые экономические отношения.
Задачи курсовой работы могут быть сформулированы следующим образом:
1) проанализировать общую характеристику экономики Китая.
2) рассмотреть современную экономическую ситуацию.
3) оценить промышленность и сельское хозяйство КНР.
4) охарактеризовать роль Китая в мирохозяйственных связях.
1. Экономическое положение КНР
1.1
Общая характеристика
Внушительные успехи, достигнутые в КНР за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. Составной частью стратегии китайских преобразований является политика открытости внешнему миру. Внешнеэкономическая открытость считается в Китае необходимым условием модернизации страны.
В декабре 1978 года III пленум ЦК Коммунистической Партии Китая перенёс основное внимание работы партии на экономическое строительство, в 1982 году XXII съездом партии была принята стратегия осуществления модернизации общества, рассчитанная на три этапа:
1 этап
– увеличить в 4 раза валовую
продукцию промышленности и
2 этап – поднять Китай до уровня среднеразвитой страны (по международным параметрам) к 2021 году.
3 этап – к 2049 году (100-летие КНР) превратить Китай в современную высокоразвитую державу [3, c. 127].
1.1.1
Реформа внешнеторгового
Одной из приоритетных основ высоких темпов экономического роста Китая, по свидетельству многих аналитиков, является использование политики ускоренной индустриализации и экспортной ориентации страны.
Либерализация системы внешней торговли в Китае — это долговременный процесс, допускающий возможность тактических отступлений. Китайское правительство никогда не стремилось добиться благосклонности международных деловых кругов за счет быстрого снятия тарифных и количественных барьеров на пути импортных товаров и услуг. Разумная протекционистская защита национальных производств является неотъемлемой частью индустриальной политики КНР [8, c. 44].
Этот достаточно высокий уровень протекционистской защиты китайского рынка вызывал недовольство западных стран, и они долгое время отказывали Китаю в возможности стать членом ВТО (Всемирная Торговая Организация).
Переговоры о вступлении в вышеозначенную организацию начались ещё в 1986 году, а членом ВТО КНР стала лишь в 2001 году.
С тех пор стране удалось создать положительный имидж, выполняя обязательства члена ВТО.
В Американской торговой палате в Китае отмечают, что важными показателями ответственного подхода китайского правительства к реализации своих обязательств стали снижение таможенных тарифов и открытие доступа на финансовый рынок и в другие сферы.
Согласно статистике, общий уровень таможенных тарифов Китая снизился с 15,6 процента в 2000 году до 10,6 процента в 2004 году. Средняя тарифная ставка на автомобили, например, снизилась до 43,8 процента уже в первом году после вступления страны в ВТО. С 1 июля 2006 года, как ожидалось, она снизилась до 25 процентов [8, c. 57].
До 2001 года банковский бизнес, рынок ценных бумаг, туризм и образование – сферы, фактически недоступные иностранным инвесторам. Сегодня в Китае действуют около 200 коммерческих структур иностранных банков из 20 стран и районов мира. Более 80 из них занимаются операциями в юанях. Кредитовые остатки в этих структурах превысили 20 млрд. американских долларов.
Кроме того, только за первые три года членства была произведена ревизия более чем 2300 законов и нормативных актов Китая с целью внесения поправок или аннулирования в соответствии с правилами ВТО.
С января по май 2011 г. внешнеторговый оборот Китайской Народной Республики составил $1,401 трлн. Этот показатель вырос на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Таковы данные Главного таможенного управления Китая. То же самое и с зарубежными инвестициями. К концу октября 2010 года в Китае открыты более 300 тыс. предприятий с участием иностранного капитала. По итогам февраля 2011 г., в Китае фактически использовано $7,726 млрд иностранных инвестиций [5, c. 91].
1.1.2 Валютное регулирование
Денежная единица Китая – юань (ренминби) = 10 джиао = 100 фен. По данным курса валют ЦБ от 10.02.2012 составлял 4,898 рубля и 0,158 долларов [22].
О том, что значит для Поднебесной в нынешних условиях интернационализация юаня, можно судить по результатам усилий страны в этом направлении. Они поразительно эффективны. В 2011 г. юани обеспечивали почти 10% международной торговли КНР, в то время как еще в 2009 г. этот показатель колебался около нуля. Вместе с тем, Китай не торопится позиционировать юань в качестве мировой резервной валюты. Он пока экспериментирует, постепенно захватывая плацдарм за плацдармом.
За первые три месяца 2011 года активное сальдо международных платежей по текущим счетам составило $29,8 млрд. Этот показатель снизился на 18% относительно уровня за аналогичный период 2010 г. Положительное сальдо по счетам движения капитала составило в первом квартале 2011 г. $111,4 млрд. При этом приток прямых инвестиций достиг $42,6 млрд.
Международные резервные активы Поднебесной с января по март текущего года выросли на $141,2 млрд. Из них валютные составили $138 млрд.
Ранее сообщалось, что с января по апрель 2011 г. китайские компании освоили $38,8 млрд иностранных инвестиций. Этот показатель вырос на 26,03% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.
За первые четыре месяца 2011 г. в стране было учреждено 4087 предприятий с участием иностранного капитала, работающих в сфере услуг. Это на 6,99% больше, чем за аналогичный период 2010 г. В секторе услуг с начала текущего года было освоено $18,266 млрд иностранных инвестиций. А это на 31,26% больше, чем в первые четыре месяца 2010 г. На долю этого сектора экономики КНР пришлось 47,07% от общего объема фактически освоенных зарубежных инвестиций в стране [10].
1.1.3 Структура притока капитала и внешнего долга
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой капитальные вложения в страну, предоставляющую производственные возможности и рабочую силу как для местного населения, так и для мировых рынков. ПИИ являются инструментом для вывода товаров и услуг на международный рынок, и приток иностранных инвестиций не только отражает уверенность инвесторов в деловом и геополитическом климате страны, но и связывает национальные экономики [1, c. 70]. ПИИ приносят пользу как инвестору, так и региону, принимающему инвестиции. Китай – одна из стран, обративших такие инвестиции себе на пользу. Согласно китайскому министерству торговли, в 2010 году объем ПИИ в первый раз превысил 100 миллиардов долларов. За весь 2010 год объем поступающих инвестиций вырос на 17.4% до 105.74 миллиардов долларов[15, c. 13]. Прямые иностранные инвестиции указаны в таблице 1 (Приложение А).
Внешний долг КНР по данным за 2011 год достиг отметки в 694,99 млрд. долларов (для сравнения в 1998 году он составлял 131,0 млрд. долларов, в 1988 году – 42,4 млрд. долларов).
Рисунок 1 - Государственный долг, % к ВВП [20].
По итогам прошлого года, коэффициент китайского внешнего долга достиг 33,31%. Коэффициент обслуживания этой задолженности Поднебесной составил 1,72%. Соотношение краткосрочной задолженности к валютным резервам страны вышло на уровень 15,75%. Все указанные показатели находятся в пределах общепринятой международной нормы.
Остатки по средне- и долгосрочному внешнему долгу КНР к концу 2011 г. составили $194,09 млрд. Краткосрочная задолженность достигла $500,901 млрд. Из этой суммы 74,01% пришлось на торговые кредиты. Такая большая доля торговых кредитов сформировалась в силу того, что внешняя торговля Китая развивается стремительно.
В 2011 г. в структуре внешнего долга страны увеличились средне- и долгосрочные займы. Эта категория прибавила $44,45 млрд, из которых $33,16 млрд потрачено на погашение основной суммы средне- и долгосрочного внешнего долга, а $2,27 млрд ушли на уплату процентов по нему.
Следует отметить, что большую часть - или 75,94% - внешнего долга КНР в 2011 г. составили займы в долларах США, 8,06% - в японских иенах, 7,49% - в евро.
Такие средства, как правило, привлекаются для инвестирования проектов в сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте, т.е. в капиталоёмких отраслях с длительным сроком окупаемости вложений [15, c.17].
1.1.4
Роль прямых иностранных
С января по сентябрь 2011 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Китайской Народной Республики составил $86,68 млрд. Это на 16,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. [24]
Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешёвой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам отторгнутым в своё время от Китая (Гонконг – особый административный район Китая с 1997 года, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объёма прямых инвестиций в экономику КНР [15, c. 13].
Этот потенциал инвестиционного сотрудничества реализуется благодаря умелой политике государства по стимулированию иностранных вложений. Её характерная черта – предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высокорискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала с одной стороны, и углубления рыночных реформ – с другой стороны, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путём лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счёт распространения аналогичных условий на китайские предприятия. Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки. Специальные льготы получают, прежде всего, предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли были разрешены только в нескольких городах наиболее развитого приморского пояса Китая [15, c. 18].