Мировой рынок услуг и роль международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:37, реферат

Краткое описание

В последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП, а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативн

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Мировой рынок услуг
1.1 Условия его развития
1.2 Классификация видов услуг
1.3 Особенности рынка услуг
1.4 Значение в мировой экономике
2. Международный туризм
1.1 Классификация международного туризма
1.2 Особенности, определяющие развитие международного туризма
1.3 Международное регулирование туристической деятельности
1.4 Значение международного туризма
1.5 Современное состояние российского туристического рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

нужный.реферат..docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования «Самарский государственный  технический университет»

(ФГБОУ  ВПО «СамГТУ»)

 
 

Кафедра "Управление и системный анализ в теплоэнергетике"

 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 

на тему: «Мировой рынок услуг и роль международного туризма»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 1-ТЭФ-7 гр.

Степанова И.С.

 

Проверил:

преподаватель

Шерстобитова  Г.И.

 
 
 

Самара 2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Мировой рынок услуг

      1.1 Условия  его развития

      1.2 Классификация видов услуг

      1.3 Особенности рынка услуг

      1.4 Значение в мировой экономике

2.  Международный  туризм

      1.1 Классификация международного туризма

      1.2 Особенности, определяющие развитие  международного туризма

      1.3 Международное регулирование  туристической деятельности

      1.4 Значение международного туризма

      1.5 Современное состояние российского туристического рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП.                  

     В последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами.  Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП, а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

     В свою очередь, Международный туризм в настоящее время также является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.  Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Туризм считается активным источником поступлений иностранной валюты, оказывает влияние как на платежный баланс страны, так  и на экономику многих стран, воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.

     Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг и международный туризм являются одними  из наиболее значимых секторов мировой экономики. Поэтому эта тема на сегодняшний  день приобретает такую актуальность.

     Цель  моей работы - рассмотреть 2 наиболее значимых сектора в мировой экономике: рынок услуг и туризм.

     Задачи:

  • Исследовать специфику рынка, узнать при каких условиях происходит его развитие.
  • Выявить роль услуг в мировой экономике.
  • Понять, что такое международный туризм, рассмотреть его классификацию.
  • Узнать какими актами регулируется туристическая деятельность и какое значение сфера туризма имеет для стран.
  • Рассмотреть, в каком состоянии находится на данный момент  российский туризм.
 
 

1. Мировой рынок  услуг

 

     Мировой рынок услуг – это система международных  отношений обмена,  где основным товарным объектом выступают различные виды услуг, т.е. продукты труда, созданные в результате соглашения о купле-продаже, у которого отсутствует вещевая форма.

1.1 Условия развития мирового рынка услуг:

  • научно-технический прогресс (интеллектуальные услуги)
  • осложнения производства
  • насыщение рынков товарами (торговые услуги)
  • информационный бум
  • новые научные открытия (ноу-хау)
  • рост количества компаний по предоставлению услуг
  • ускоренное развитие новых видов транспорта
  • повышение доли новых видов услуг (банковских, страховых, посреднических)

1.2 Классификация видов услуг

     Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разновидностью и разнообразием услуг.

     В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые  услуги — 46 отраслевых видов  услуг.

2. Услуги  связи — 25 видов.

3. Строительные  и инжиниринговые услуги —  5 видов.

4. Дистрибьюторские  услуги — 5 видов.

5. Общеобразовательные  услуги — 5 видов.

6. Услуги  по защите окружающей среды  — 4 вида.

7. Финансовые  услуги, включая страхование, —  17 видов.

8. Услуги  по охране здоровья и социальные  услуги — 4 вида.

9. Туризм  и путешествия — 4 вида.

10. Услуги  в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов.

11. Транспортные  услуги — 33 вида.

12. Прочие  услуги.

     Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Международного  валютного фонда все виды услуг оценивались в 1994 году в 11000 млрд. долларов.  Общий  их  объем составил около 25% общей величины мирового  экспорта,  причем  в  1997  году эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличилась еще на  30%.  Услуги растут  более  высокими  темпами  по  сравнению  с  внешней  торговлей;  для двукратного роста потребовалось всего лишь семь – восемь лет по сравнению  с 15 годами,  которые были  необходимы  для аналогичного  увеличения  объема экспорта.[1]

 

1.3 Особенности рынка услуг

     Рынок основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят не от некоторого его руководящего органа, а от самого потребителя. Потребитель «голосует» своим рублем за и против данного товара, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Рынок, как свидетельствует мировая практика, оказался наиболее гибкой и эффективной экономической системой, способной перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

     Прежде чем перейти непосредственно к рынку услуг, следует сказать несколько слов о рынке товаров и услуг. На этом рынке предприятия реализуют произведенную продукцию (товары и услуги) и получают за неё доходы. Продукцию покупают домохозяйства. Расходуя при этом денежные средства, которые они заработали от продажи своих собственных ресурсов. Таким образом, расходы домохозяйств на рынке товаров и услуг равны доходам предприятий от продажи.[2]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

     Рынок услуг - это экономические отношения между продавцами и покупателями услуг.

     По сравнению с рынком товаров, рынок услуг характеризуется следующими чертами:

  • Наличием существенных отраслевых различий в исполнении рыночных отношении (например, в сфере материального производства: предприятие закупает продукцию и развивает производство, здесь на 100% используются рыночные отношения, в то время как в сфере услуг, например, отрасль образования, существуют платные и бесплатные основы обучения).
  • На рынке услуг увеличение объема платных услуг осуществляется как за счет собственно увеличения производства услуг, так и за счет трансформации бесплатных услуг в платные.
  • Высокая степень дифференциации производства услуг, вызванная индивидуализацией спроса.
  • Предложение и спрос более эластичны, вследствие невозможности хранения и транспортировки услуг.
  • Услуга не существует до её предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные.
  • Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
  • В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.
  • Услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в    промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт   оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей  товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции,  точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное  переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет  услуг.
  • Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

     Таким образом, рынок сферы услуг имеет свои определенные особенности по сравнению с рынков товаров.[3]

1.4 Регулирование рынка  услуг

     Вплоть  до  самого  последнего  времени  рынок  услуг представлял  собой  поле  деятельности  мелких  и  средних  фирм. Ситуация  кардинально  изменилась   в   связи   с   появлением,   а   точнее массированным выходом на этот рынок  транснациональных  корпораций,  которые смогли поставить  себе  на  службу  современные  средства  телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

     Рост   международной   торговли   услугами,   особенно    современными,

превращение услуг в составной  элемент  внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос  о  необходимости  регулирования  рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

     К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких  уровнях,  для  каждого  из  которых  характерно   наличие   ряда специфических организаций.

    Существенную роль играют двухсторонние  соглашения, как отраслевые (чаще всего по  транспорту  и  связи),  так  и  торгово-экономические,  в  которых рассматриваются отдельные аспекты торговли  услугами  и  капиталовложений  в эту сферу.  Другой  формой   является  многостороннее  регулирование  внутри интеграционных   объединений.   В   Европейском   союзе,   например,   сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

     Важной  формой  является  регулирование  торговли  услугами  в   рамках

международных  организаций.  Подготовкой   соглашений   по   этим   вопросам занимаются специализированные межправительственные организации  (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская  организация –  ИМО,  Всемирная  туристическая  организация  –  ВТО  и  др.), а   также международные торгово-экономические  организации  широкого  профиля  (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).

     Основная идея США –  крупнейшего  поставщика  услуг  на  мировой  рынок заключалась  в  том,  чтобы  в  регулировании  услуг  использовались  те  же правила,  которые  выработаны  по  отношению  к  товарам: недискриминация, национальный  режим,  транспарентность  (гласность  и   единство   прочтения законов),   неприменение   национальных   законов   в ущерб    иностранным производителям.

Информация о работе Мировой рынок услуг и роль международного туризма