Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:14, доклад
Монетаризм - экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы,находящейся и обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития. Монетаризм признан главной школой современного неоконсерватизма.
Основателем и лидером этой теории является М. Фридмен, хотя признание и популярность его теория получила не сразу. Экономический курс под названием рейганомика опирался в основном на взгляды монетаристов.
46. Монетаризм М. Фридмена
Монетаризм - экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы,находящейся и обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития. Монетаризм признан главной школой современного неоконсерватизма.
Основателем и лидером этой теории является М. Фридмен, хотя признание и популярность его теория получила не сразу. Экономический курс под названием рейганомика опирался в основном на взгляды монетаристов.
Теория монетаризма построена
на количественной теории
денег и характеризуется следующими
положениями:
– главный регулятор общественной жизни
- денежная эмиссия;
– количество денег в обращении определяется
автономно;
– скорость обращения денег жестко фиксирована;
– эмиссия денег стабильна;
– изменение количества денег оказывает
одинаковый и механический эффект на цены
всех товаров;
– исключается возможность воздействия
денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;
– поскольку изменения денежной массы
сказываются на экономике с опозданием
и это может привести к нарушениям, то
следует отказаться от краткосрочной
денежной политики.
Основные
постулаты монетаризма:
– существует мгновенное отражение
новой информации на кривых спроса и предложения,
то есть равновесные цены и объемы производства
сразу реагируют быстро на изменение ситуации
(появление новой технологии, изменение
экономической политики);
– число государственных регуляторов
снижается до минимума (кроме налогового
и бюджетного регулирования);
– рациональный характер поведения экономических
субъектов;
– предоставление полной информации для
формирования ожидания состояния экономики
субъектами экономических отношений;
– необходимость совершенной конкуренции,
действующей на всех рынках;
– существует мгновенное отражение новой
информации на кривых спроса и предложения,
то есть равновесные цены и объемы производства
сразу реагируют быстро на изменение ситуации
(появление новой технологии, изменение
экономической политики).
Позитивный вклад монетаризма в экономическую теорию состоит и глубоком исследовании механизма обратного воздействия денежного мира на товарный мир, денежных инструментов и денежной политики на развитие экономики. Монетаристские концепции служат основой денежно-кредитной политики в качестве направления государственного регулирования.
Милтон Фридмен (род. 1912 г.) – американский экономист. Родился и Нью-Йорке. Окончил университет Рутгерс (США). В 1933 году получил степень магистра, а в 1940 году выходит его (совместно с С. Кузнецовым) труд "Доходы от независимой частной практики". В 1945 - 1946 годах М. Фридмен преподает экономику в Миннесотском университете. С 1948 г. – в Чикаго. В 1950 году он участвует в реализации «плана Маршалла».
В 1971–1974 годах М. Фридмен был советником американского президента Р. Никсона по экономическим вопросам. В 1976 г. награжден Нобелевской премией.
Основными трудами М. Фридмена являются книги "Теория функции потребления" (1957 г.), "Становление денежной системы в США" (1963 г.), в которых излагаются основные положения теории монетаризма.
М. Фридмен – лидер монетаристского направления - считает, что на динамику ВНП (валового национального продукта) нужно влиять через деньги.
Изменение уровня цен (и величины номинального дохода) является результатом изменения денежного запаса.
В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны, то есть долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами основана на стабильности денежного спроса.
В короткие и средние периоды времени (5-7 лет) деньги не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткосрочного воздействия на выпуск деньги важны для определения реального уровня занятости и дохода.
М. Фридмен считал, что бюджетная политика не
имеет особого значения (достаточно рассматривать
только доходную часть бюджета). Решающее
значение имеют кредитно-денежная и дене
Антиинфляционная политика — макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.
Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанную с борьбой с инфляционными процессами.
Антиинфляционная политика включает в себя два блока:
а) регулирование совокупного спроса;
б) регулирование совокупного предложения.
Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе — монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственным заказом и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы.
Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.
Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.
Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях появилось новое направление, которое предлагало более радикальные методы борьбы с инфляцией, — монетаризм, основателем которого был М. Фридмен.
Монетаризм исходит из
ограничения совокупного
Поскольку предлагаемые ими меры тяжело переносятся населением, то антиинфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.
Поскольку монетаризм исходит из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то предлагают метод шоковой терапии, который позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.
Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа посредством обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.
Большинство стран мира в борьбе с инфляцией не использовали шоковую терапию, ибо эта политика сопровождалась затяжным спадом, большой безработицей, резким снижением уровня жизни населения.
Другим методом
Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30 % в год. Если их темпы выше сотни или тысячи процентов в год, то ее использование не приносит успеха.
Выбор метода шоковой терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Дилемма шоковая терапия—градуирование вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.
Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.
Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату (вариант градуирования).
Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; планирование повышения заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.
В последние годы инфляция происходит в условиях дефицита государственного бюджета, который не только порождает инфляцию, но и обостряет ее. Следовательно, чтобы понизить инфляцию, нужно дефицит устранить, что можно обеспечить или увеличив доходную часть бюджета посредством увеличения налогов, или уменьшив государственные
расходы. Многие страны в этой дилемме выбирают сокращение государственных расходов. Ряду развитых стран необходимо в первую очередь сократить военные расходы.
Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции (монетарный, структурный) определяется и комплекс мер в борьбе с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.
Считается, что для предотвращения высокой инфляции необходимы единые действия правительства и частного сектора. Что касается правительства, то оно должно обеспечить в процессе:
а) фискальной политики необходимую устойчивость государственных расходов и налоговую систему;
б) кредитно-денежной политики — одинаковые темпы увеличения денежной массы и темпы увеличения национального дохода;
в) валютной политики — предотвращение импорта инфляции.
Домашние хозяйства и предприниматели, в свою очередь, должны обеспечить одинаковые темпы увеличения заработной платы и темпы повышения производительности труда.
Таким образом, управление инфляцией является важнейшим вопросом экономической политики государства. Такое управление предполагает разработку и реализацию антиинфляционной политики, диапазон которой весьма разнообразен. Но независимо от методов ее реализации задача может быть решена или методом осуществления стратегии, или методом тактики антиинфляционной политики.