Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:24, реферат
Рынок монополии, где существует только один главный производитель, где конкуренция отсутствует, производитель может назначить любую цену и покупатель будет вынужден покупать товар по этой цене, т. к. другого производителя просто не существует, поэтому для покупателя здесь складываются самые худшие условия. Производитель здесь может продавать товары по завышенным ценам и плохого качества. Такие экономические условия существовали в СССР до либерализации цен в 1992 г. В развитых странах тоже существовали подобные проблемы с монополистами в конце 19 – начале 20 в. Но потом правительство научилось бороться с монополистами на рынке.
Монополии в РФ: понятие, классификация, позитивные и негативные стороны монополизма.
Чистая монополия. Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Эта модель имеет свои характерные черты.
1. Единственный продавец. Чистая монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы.
2. Продукт монополии уникален, ему нет заменителей. Для покупателя нет альтернатив. Нет острой необходимости заниматься рекламой.
3. Чистый монополист диктует
цену. При нисходящем спросе на
продукт монополист может
4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.
Рынок монополии, где существует только один главный производитель, где конкуренция отсутствует, производитель может назначить любую цену и покупатель будет вынужден покупать товар по этой цене, т. к. другого производителя просто не существует, поэтому для покупателя здесь складываются самые худшие условия. Производитель здесь может продавать товары по завышенным ценам и плохого качества. Такие экономические условия существовали в СССР до либерализации цен в 1992 г. В развитых странах тоже существовали подобные проблемы с монополистами в конце 19 – начале 20 в. Но потом правительство научилось бороться с монополистами на рынке. Например, Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.Виды монополий в России:
· Естественные монополии. Первый пример – это природные монополии, когда фирма покупает участок земли, где расположено уникальное месторождение полезных ископаемых, например, в России – это месторождение меди и никеля в Норильске. На его долю приходится более 20% мирового производства никеля, более 10% кобальта и 3% меди. На отечественном рынке в 20011 году на долю ОАО "ГМК "Норильский никель" приходится около 96% всего производимого в стране никеля, 55% меди, 95% кобальта. Второй пример - это технико-экономические монополии, когда просто невыгодно в одном городе строить две системы канализации, водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и проводных телефонных сетей. Также примером такой монополии может быть фабрика «Северная чернь» в Великом Устюге. Эта фабрика - естественный монополист в оригинальном чернении по серебру, сложившимся еще в XVIII веке, а ныне известном не только в нашем Отечестве но и за рубежом.
· Разрешённые монополии. Они обеспечивают важные нужды государства в обороне и получении высококачественной боевой техники, а также производят ликёроводочную продукцию и табачные изделия, от которых государство имеет большой доход и для удобства контроля государства за качеством продукции и объёмом производства выгоднее иметь мало производителей. Сюда же относятся монополии, производящие лекарства.
· Временные монополии.
Именно временные и естественные монополии стали объектом пристального внимания со стороны антимонопольного комитета, т.к. именно они несут большую долю ответственности за раскручивание инфляции. Руководитель компании РАО ЕЭС (монопольный производитель электроэнергии в России) Анатолий Чубайс разделил свою фирму на несколько частей. Услуги почты по доставке корреспонденции настолько увеличились, что газеты и журналы были вынуждены организовать доставку своей продукции потребителям с помощью своих почтальонов и продажу своих газет не в ларьках союзпечати, а через сеть своих продавцов. Другой пример – это производство отечественных легковых автомобилей, таких, как Жигули. В 2001 г. директора российских автозаводов добились у правительства решения о введении повышенных пошлин на ввоз в Россию подержанных иностранных автомобилей старше 3-5 лет, т.к. эти подержанные иномарки оказались лучше новых российских автомобилей и российские производители стали терять рынок.
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.
Современная теория выделяет три типа монополий:
•монополия отдельного предприятия;
•монополия как соглашение;
•монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Так же различают пять основных форм монополистических объединений:
•Картель
Его участники (производящие однородную продукцию - нефть, сахар, кофе и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах (допустимая норма чего-либо) и уровне цен (кто, где, сколько и по чем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность - как производственную, так и коммерческую (торговую).
Яркий пример картеля международного масштаба - Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК - основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся производить единую политику в области добычи и экспортера нефти.
Однако, цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные «молчаливо» следуют за ней).
Вот пример скрытого картелирования в России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала ООО «Краевой Центр Средств Реабилитации», ООО «Медэкспресс» (ранее - ООО «ДЮНА»), ООО «Апрель», ООО «Торговый Дом «Предгорье Кавказа», ООО «Регион Лоджистик», ООО «Башкирский Центр Средств Реабилитации» и ИП Улановскую Е.В. нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции» (п.2 ч.1 ст.11) путем заключения и участия в антиконкурентном соглашении (картеле), направленном на поддержание цен на торгах.
Комиссия ФАС России установила, что члены картеля участвовали в аукционах с целью обеспечения победы ООО «Краевой Центр Средств Реабилитации» при минимальном снижении начальной цены государственного контракта.
По информации ФАС России, соглашение было реализовано, как минимум, на пяти открытых электронных аукционах по поставке технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов Краснодарского края и Пермского края.
•Синдикат
В нем, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть.
Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут ослабить взаимную конкуренцию, сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.
Примеры синдиката в России: "Проволока" – крупнейшее российское объединение; крупнейшие российские монополистические капиталы до 1917 года были представлены именно формой синдиката (“Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон” и т. д.).
•Трест
Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты - наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены. Пример в Росии - ЗАО «Трест Севзапэнергомонтаж» (Санкт-Петербург), также многие золотодобывающие компании в России имеет форму треста (амурзолото, якутзолото).
•Многоотраслевой концерн
От англ. concern-фирма, предприятие. Это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.
В России концерны существуют в разных формах:
Также среди российских концернов можно отметить : ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ООО «Компания корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы», концерн Калина.
•Консорциум
От лат. consortium-соучастие, сообщество. Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера и т.п.)
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.
С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.
Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно - конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример - Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).
Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.
Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.
Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.