Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Так как монополия, оказывает, негативное влияние на экономику рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование включает в себя:
• административный контроль над монополизированными рынками,
• организационный механизм,
• антимонопольное законодательство.

Содержание

Введение
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как центральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.

II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистические объединения.

III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

 

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

 

 

Факультет менеджмента

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

Монополия и конкуренция

 (Контрольная работа по дисциплине «Микроэкономика»)

 

 

Исполнитель студент: 1 курса ОЗО группы №_511у____Винокурова Е.Н.

 

Проверил: старший  преподаватель_________________ Гатина Р.Р.

 

 

 

Набережные  Челны – 2011

Содержание

 

Введение

  I.      Роль   конкуренции   в   развитии   рыночной экономики.

      1 . 1 . Конкуренция как центральное звено рыночного механизма.

      1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.

      1 . 3 . Конкурентоспособность товара.

      1. 4 .  Совершенная и несовершенная конкуренция.

      1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.

 

II.     Конкуренция и монополия.

        2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией   и монополией.

        2 . 2 .Сущность и виды монополии.

        2 . 3 .Монополистические объединения.

 

III.    Антимонопольное регулирование.

         3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.

         3 . 2 . Сдерживание   недобросовестной  монополистической  политики.

         3 . 3 . Способы антимонопольного  регулирования экономики.

 Заключение.

 Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

Введение

 

    Любая попытка исследовать  отдельную отрасль  экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много.  Следовательно, мы ставим более реалистичную цель  -  определить  и  обсудить  несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы  познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации;

• чистую конкуренцию;

• чистую монополию;

• монополистическую конкуренцию,

• олигополию;

     Эти четыре модели  рынка отличаются по количеству  фирм в отрасли независимо от того, является  продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

В данной контрольной работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция  и монополия».

Рассмотрим такое понятие  как  «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и  проанализируем  виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

    Рынок является, совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли  - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка  и действуют независимо.

 Все продавцы на рынке  будут совершенными, если

      a. каждый их них  мал относительно рынка в целом

      b.  продукция является  однородной

     c.  покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

    d.  продавцы действуют независимо друг от друга

    e.  фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

     Рынки, на которых  либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Мы так же подробно рассмотрим и  проанализируем отдельный вид несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды.

     Монополия представляет  собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.

     Так как монополия, оказывает, негативное влияние на экономику  рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.

     Антимонопольное регулирование  включает в себя:

  • административный контроль  над монополизированными рынками,

  • организационный механизм,

  • антимонопольное законодательство.

     Три  основных  дефекта  дают  экономическое  оправдание государственного    регулирования:  монопольная  власть, внешние факторы и несовершенная информация.

    На мой взгляд, полезно  время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей  рынка:  чистой  монополией,   монополистической   конкуренцией   и олигополией.

 

 

 

 

 

 

    I .   Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.  

1.1.  Конкуренция как  центральное звено рыночного  механизма.    

 Роль  конкуренции в хозяйственной  жизни общества глубока и  многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая  неэффективные хозяйственные  звенья,   конкуренция   выступает   в   качестве   механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ, ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования.

     Конкуренция является  особым способом взаимодействия  рыночных субъектов. С точки  зрения  отдельного  предпринимателя,  конкуренция -  это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Сказанное  не  означает, что  все сводится только к этому. В действительности конкурентные  отношения  фирм  выходят  далеко  за  границы отдельных рыночных  сегментов  даже  отраслей, является  формой  борьбы  за лучшие условия хозяйствования.  Именно  этот аспект  конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль  в  развитии  экономики.  Экономическая  природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это  означает,  что уже само наличие конкуренции, с  одной  стороны,  указывает  на  возможность закрепления  за   хозяйствующими   субъектами   определенной   экономической свободы, а с другой  стороны,  что  особенно важно,  -  на  рассредоточение экономической  власти  среди  агентов  рынка,  позволяющее им  осуществлять свободный  выбор.   Поэтому   роль   конкуренции   не   исчерпывается   лишь ограниченными воздействиями, а  одновременно служит  и питательной средой предпринимательских структур.

    Во-вторых,   обеспечивая   равные   принципы   состязательности,    она противодействует абсолютному доминированию, какого  -  либо  из  преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных  их  типов  и форм.  Крупные  предприятия  выигрывают  за счет  экономической   мощи   и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря  своей  способности  к  приспособляемости, «фирмы - новаторы»  пользуются  преимуществами  первопроходцев.  Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их  неизбежным.  При  этом следует иметь  в  виду,  что,  если  конкуренция  как  таковая  в  принципе предполагает  существование  разных  по  масштабу   и   форме   организации предпринимательских структур,  то  реальное  их  многообразие  в  экономике зависит от степени ее жесткости.

    Наконец конкуренция  - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности, и ориентируя рынок на  поиск  лучших  условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования  форм и способов хозяйствования,  становясь  «вечным  двигателем»  развития  самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение  затрат,  но  и поиск новых  рынков,  создание  новых  товаров  и  услуг;  применение  новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

1.2. Содержание рыночной  конкуренции.

 Конкуренция - это соперничество между людьми,  фирмами,  организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции – товар, посредством которого  соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.

Объект конкуренция - это  потребитель  и  покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

     Конкуренция на рынке  имеет свои  функции:

               1. выявление или установление  рыночной стоимости товара;

               2.  выравнивание индивидуальных  стоимостей и распределение;

                  прибыли  в  зависимости  от различных затрат труда;

               3. регулирование перелива средств  между отраслями и

                  производствами.

Начиная   конкурентные отношения  на рынке, необходимо определить:

           . какие  аналогичные товары  конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?

           .  существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?

           .  не угрожает ли вашему товару  товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя?

           .  возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок?  Рыночная конкуренция делится на совершенную и несовершенную конкуренцию.

 

1. 3 . Конкурентоспособность  товара.

 Привлечение потребителя модно  только предложением товара, который  имеет преимущества по сравнению с  товарами  соперниками  по  удовлетворению  нужд потребителя,   Если  товар  вашей  фирмы  таков, то  вы  производите конкурентоспособный товар.

   Нельзя забывать, что конкурентоспособность   –  это,   прежде  всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.

   Если бы на рынке не  было конкурентов,  с  товарами  которых  потребитель сравнивает  ваш   товар,  то  нельзя  было  бы  говорить  и  о  его конкурентоспособности.

    Конкурентоспособность   товара   -   это   относительная   и   обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

   Комплекс конкурентоспособности  товара состоит из трех  групп  элементов: технических, экономических  и  социально - организационных.

   Технические параметры наиболее  жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к  определенному виду  продукции.  Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда  относятся стандарты,  нормы,  правила,  законодательные  акты,  определяющие  границы изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.

   Экономические параметры  представлены величиной  затрат  на  производство товара:  его  ценой,  расходами  на  транспортировку,  установку,   ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления,  как   правило,   выше цены  продажи.  Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

 

  Наиболее конкурентоспособен  не тот товар, за который  просят  минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за  весь  срок его службы у покупателя.

     Социально-организационные  параметры -  это  учет  социальной  структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства,  сбыта, рекламы товара.

     Как повысить конкурентоспособность  товара?  Рост  конкурентоспособности товара может быть связан:

     • совершенствование   применяемых  материалов,  технологии,  организации производства управления;

     • создание принципиально  новых по  конструкции  средств  удовлетворения нужд людей;

     • улучшение существующих  или созданием новых товаров, используемых  в комплексе с основными;

     •  Улучшение   всей  совокупности  условий  потребления  и   дальнейшего использования товара потребителем.

       Конкурентоспособность  товара,  конечно,  во  многом определяет конкурентоспособность самого  предприятия,  однако между этими понятиями имеются и отличия.

    Конкурентоспособность фирмы - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных   фирм по степени удовлетворения  своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

 

1.4 Совершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует  достаточно  много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

    Здесь  цена  определяется  свободной  игрой  спроса  и  предложения   в соответствии с рыночными законами их функционирования.  Этот  тип  называют «рынок свободной конкуренции».

    Существование огромного  количества покупателей  и   продавцов  означает, что ни один из них не владеет большой информацией  о  рынке,  чем  остальные продавцы, придя на рынок, застает  уже  сложившийся  уровень  цен,  изменить который вне его власти, - ведь  рынок  сам  диктует  цену  в  каждый  момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях  (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами  приступить к производству продукции.  С  другой  стороны,  продавцы  могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного  выхода  с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того ,  чтобы  на рынке всегда происходило изменение  количества  производителей.  В  тоже,  самое время у оставшихся  продавцов  по-прежнему  отсутствует  возможность  контролировать рынок. Поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

     Теперь  сформулируем   основные   характеристики   рынка,   совершенной конкуренции:

     • большое количество  мелких продавцов и покупателей,

     • продаваемый продукт  однороден у всех  производителей, и  покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

     • невозможность  контроля над ценой и  объемом  купли  - продажи  создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

     • полная свобода  «входа» на рынок и «ухода».

    В реальной экономической  действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как  это  изложено  выше,  практически  не встречаются. Он представляет собой  так  называемую  «идеальную»  структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует  скорее  как  абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или  меньшей степени стремиться. Но все - таки в  экономической  практике  имеются рынки некоторых товаров, больше всего  подходящие  под  критерии  данной  рыночной структуры (например,  рынок  ценных  бумаг  или  рынок  сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и  они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или  группа  не в состоянии  контролировать  рынок  по  отдельным  видам  ценных  бумаг  или сельскохозяйственной  продукции.  Причем  товары  на  этих  рынках  у   всех производителей полностью идентичны и последние  владеют  полной  информацией об изменениях на рынке. Все  это  подтверждает  необходимость  использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.

Информация о работе Монополия и конкуренция