Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:41, лекция
1. Монополия как экономическое явление.
В конце 19 в. на смену свобод. конкуренции приходит монополия. В условии развития возникают 2 пути:
1. либо ориентироваться на развертывание конкуренции против др. предпринимательств;
2. встать на путь соглашений об важнейших направлениях производственной и рын. деятельности.
Монополия и конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция.
1. Монополия как
экономическое явление.
В конце 19 в. на смену свобод. конкуренции
приходит монополия. В условии развития
возникают 2 пути:
1. либо ориентироваться на развертывание конкуренции против др. предпринимательств;
2. встать на путь соглашений
об важнейших направлениях
При I пути нужно идти на серьезный риск, на огромные допол. затраты материальных средств. Этот путь связан с развитием конкуренции.
При II пути нужно идти на соглашение образования союзов, сговоры по ценам, рынкам сбыта, источникам сырья, регулирования оплаты труда, распределение прибыли, установление дивидендов. Этот путь связан с развитием монополии.
Существует множество определений. Монополия – это:
1. исключительное право
распоряжаться
2. право оказания определенного влияния на те или иные сферы деятельности;
3. исключительное право
оказывать воздействие на
4. экономическое единовластие.
Монополия как явление хоз. деятельности имеет свои истоки. Она прежде всего порождается развитием крупного произв-ва и процессами концентрации, централизации, вертикальной и горизонтальной интеграции и диверсификацией.
Концентрация – рост размера предприятия за счет внутренних ресурсов.
Централизация – рост за счет объединения предприятий.
Горизонтальная интеграция – объединение предприятий по отраслевому принципу.
Вертикальная интеграция – объединение по технологическому принципу.
Диверсификация – объединение по технологическому и отраслевому принципу и создание структурных подразделений, не имеющих прямого отношения к основной деятельности.
Монополию можно рассматривать по разным критериям:
1. в заивисимости от функционального назначения:
а) естественная (результат объективных причин);
б) организационная (объединение один. по профилю видов деятельности монополий с целью уменьшения объектов управления [отраслевая, республиканская, гос. и др]);
в) технологическая (при данной технологии спрос на определенный продукт можно удовлетворить 1 или несколько предприятий);
г) экономическая (хозяйственная) (путем договоренности или соглашений между хоз. субъектами либо в результате победы в конкурентной борьбе на рынке).
2. в зависимости от уровня управления:
а) монополия, предприятие и организация;
б) монополии министерств и ведомств;
в) монополии государства.
2. Формы монополий.
Существуют след. формы монополистических объединений:
1. картели - соглашение между сам. предприятиями 1 отрасли о ценах рынках сбыта, доли каждого участника в общем объеме производства. Низшая форма. Была наиболее распространена в Германии, Царской России;
2. синдикат - более высокая
ступень монополизации, в
3. трест – высшая форма
20в., где полностью объединяется
производство, сбыт и финансы.
Гигантское акционерное
4. корпорация – последовательная
взаимосвязанное производство
5. концерн – крупное
многоотраслевое предприятие в
состав входит 10 или 100 предприятий,
относящихся к разным отраслям,
расположенные во многих
6. конгломерат –
3. Конкуренция и её функции.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, куплю и продажи товара. Конкуренция выполняет следующие функции:
1. регулирование – для
того, чтобы выстоять в борьбе
должен предлагать товар,
2. мотивация – для
3. распределение – конкуренция
не только включает стимулы
к более высокой
4. контроль – конкуренция
ограничивает и контролирует
экономическую силу каждого
4. Виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция.
В условиях рынка конкурентная борьба выступает в след. видах:
1. Внутриотраслевая;
2. Межотраслевая;
3. Совершенная и несовершенная.
Внутриотраслевая –
Межотраслевая – конкуренция между предприятиями разных отраслей за наиболее прибыльное приложение капитала. В процессе происходит стихийное выравнивание нормы прибыли, перелив капитала из отраслей, имеющий низкую норму с отраслями с более высокой. Устремляясь в более прибыльные сферы новые капиталы способ. расширению произв. к увеличению предложения товаров. На этой основе цены падают, соответ. снижается норма прибыли к обратному результату идет утечка капитала из низко прибыл. отраслей.
Создает макроэкономическое равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал не зависимо от того, куда был вложен. Это стимулирует развитие НТР.
Совершенная конкуренция происходит в условиях наличия множества покупателей и продавцов. Отсутствие ценовой конкуренции. Производители и покупатели приспосабливаются к существующих ценам, доля каждой фирмы на рынке отрасли не значительно, что ни 1 из них не способна влиять на цену товара.
Достоинства:
1. помогает распределять ограниченные ресурсы т.о., чтобы достичь макс. удовлетворения потребностей;
2. заставляет фирмы продавать продукцию с миним. издержками и продавать по цене соответ. средним издержкам;
Недостатки:
1. не способствует к концентрации ресурсов;
2. способствует стандартизацию и унификацию, что не обеспечивает широкий потребительский выбор.
Несовершенная (монополист.) развивается и происходит там, где необходима дифференциация, продукта, где приходится учитывать вкусы для сбыта своей продукции. Она широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления.
В условиях дифференциации благ трудно найти 2 фирмы. которые производили бы 1 и тот же продукт или плат. услуги. Пользуясь монопольным правом фирма поднимает цену и продает по монопольной цене, получая монопольную прибыль.
В условиях монопольной конкуренции важное место преобретает: условия продаж, возможность покупки в кредит, наличие гарантийного ремонта, доставка на дом и мн. другое.
5.Методы конкуренции.
Существует 2 основных метода:
1. метод добросовестной конкуренции;
2. метод противозаконной конкуренции.
Основные пути добросовестной конкуренции:
1. повышение качества продукции;
2. снижение цен;
3. применение новых форм продажи;
4. совершенствование на производстве продукции;
5. совершен. рекламы;
6. доставка на дом;
7. развитие до и после продаж. обслуживания;
8. создание новых товаров и плат. услуг.
Основные пути противозаконной конкуренции:
1. эк.-промышленный шпионаж;
2. подделка продукции;
3. подкуп и шантаж;
4. обман потребителей;
5. махинация с дел. отчетностью;
6. валют. махинации;
7. сокрытие дефектов;
8. получение инф-ии от источников в гос. структурах;
9. приглашение на работу специалистов конкуретнта;
10. внедрение своего специал.
в гос. органы или фирму
11. похищение документов;
12. сбор инф-ии через
заруб. филиалы и общих
6. Роль конкуренции в развитии монополии.
На I взгляд может показаться, что монополия и конкуренция не совместимы. Известно, что монополизация предприятий способно полностью устранить свобод. конкуренцию, а конкуренция подрывает чью-либо доминир. преоблад. положение на рынке. Монополия и конкуренция тесно взаимосвязаны. Тот факт, что произв-во и реализация продукта полностью захвачены крупными предприниматели вызывает острое соперничество, т.е. стремление др. предпринимателей получить тот же выигрыш, что и подрыв. монополию. В современных условиях крупного хоз. объединения не уничтожают конк., а существует вместе с ней, что усуглубл. общее соперничество. На рынке имеется значит. число предприятий, кот. не входит в круп. объединения и соперничают с ними. В каждой стране в числе конкурентов встречаются иностр. компании, проник. на внутренний рынок и соперничают с монополиями. След. абсолют. монопольной власти нет. В результате конкуренции мелкие предприятия, как правило, перестают быть конкуретн. и банкрот.
Рыночное соперничество пораждает не только неудачников, но и счастливых соперников, расшир. произв. Т.о. конкуренция выполняют троякую роль:
+ 1. прокладывает дорогу всему новому и перспективному;
2. благодаря соперн. склад. обществ. необход. усл. произв. и сбыта;
3. разрушаются с рын. арены неэф. и нерентаб. производства.
- 1. способствует расслоению общества, а также банкротство предприятию и росту неплатежеспособ. и необходимости роста монополии.
7. Антимонопольные законодательства.
Важнейшим средством регулир. деятельности монополии явл. антимонопол. законодательства. Основы этого законодательства утвержд., регулируются верхов. советами республик. АМЗ представляет собой пакет законов, кот. выступают средством поддерж. гос-вом баланса между монополией и конкуренцией, а также средством установл. правил игры на рынке. АМЗ явлется также средством регулир. взаимоотношений между монополиями и внтури их. Начало АМЗ было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти и союзов монополии.
В 1890 г. был принят I АМЗакон – закон Шермана, кот. запрещал монополизацию рынка и признавал незакон. объединения и сговоры, направлен. на ограничение произв. и торговли немонополиз. предприятий. В 1914 г. в США был принят II закон – закон Клейтона. Этот закон ограничивал различные виды деятельности монопол., направл. на рост цен товаров без изменения их качества и ассортимента. В 1938 г. на комиссию, возглавляющую контроль за деятел. АМЗ была возложена допол. ответств. по защите обществен. от ложной рекламы. АМЗ принимались в 1950 году. К ним относится закон Целера-Кефоваре. Ставил цель запретить слиянию путем скупки активов. Этот закон преслед. цель создания усл. для внутриотраслев. конкуренции. В Европе АМЗ принимались в послевоенный период и имеют ряд особ. С 1 стороны эти законы формально направлены на защиту потр., а с др. стороны они призваны защищать процесс концентрации произв. и обр. крупных монополий. АМЗ в России проходят по 2 вариантам:
1. демонополизация (создание
предпосылок для создания
2. ограничение слияния предприятия.
В 1991 году в России был принят закон об ограничении и конкуренции монопол. деятельности. Фирма занимает доминир. положение если её доля на рынке превышает 35% величины общего объема устан. продажи продукции гос-вом. Ставим цель развития межотрасл. и внутриотрасл. конкуренции.
Информация о работе Монополия и конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция