Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:38, доклад
Стратегии выживания не являются продуктом индивидуальных решений, принимаемых независимыми индивидами и тем более не сводятся к эгоистическому интересу отдельного человека. Они тесно связаны с моральными нормами данного сообщества. И организация домашнего хозяйства вновь оказывается характерным примером
МОРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Стратегии выживания не являются продуктом индивидуальных решений, принимаемых независимыми индивидами и тем более не сводятся к эгоистическому интересу отдельного человека. Они тесно связаны с моральными нормами данного сообщества. И организация домашнего хозяйства вновь оказывается характерным примером. Здесь важным элементом хозяйственных процессов становятся межпоколенческие трансферты, когда весомая часть ресурсов расходуется в форме односторонней и безвозмездной материальной помощи, которая обусловлена существованием нормального демографического жизненного цикла (от родителей к детям, и наоборот). Конечно, можно представить дело и так: сегодня мы кормим детей, чтобы завтра они заботились о своих собственных детях, а заодно поддержали в старости и нас самих. Но сомнительно, чтобы эту помощь можно было свести к чисто экономическому обмену благами. Ибо она обусловлена существованием моральных норм, обеспечивая “право на жизнь” и цементируя порядок, складывающийся внутри семей и родственных кланов.
В еще большей степени моральная окрашенность хозяйственных действий проявляется в отношениях между отдельными домохозяйствами в рамках локальных общностей (например, соседской общины). Требования, касающиеся обеспечения выживания и минимальной стабильности, адресованы тем, кто в трудной ситуации оказывается держателем “избыточных” ресурсов и, следовательно, в состоянии оказать материальную поддержку. Причем подобная поддержка слабых распространяется отнюдь не только на горизонтальные отношения между своими. Она еще чаще транслируется по вертикали социальных структур и вменяется в обязанность принципалам — обладателям собственности и властных полномочий.
В чем заключаются в данном случае моральные обязательства держателей хозяйственных ресурсов? Речь идет не об абстрактных высших ценностях, предписывающих помогать людям и “возлюбить ближнего своего” Эти достаточно жесткие обязательства не связаны со свободным моральным выбором, они проистекают из фундаментальных требований социума — обеспечить выживание и нормальную жизнедеятельность каждого человека и его семьи. И в тот момент, когда это выживание или нормальная жизнедеятельность отдельного человека, его семьи или какого-то локального сообщества оказывается под угрозой, к агентам, которые в этот момент обладают относительно избыточными ресурсами, будь то более обеспеченные соседи, владелец феодального поместья или государство, выдвигаются требования о помощи. Хотя с формальной точки зрения такие обязательства могут нигде не прописываться и даже никак не оговариваться, это не мешает в критических ситуациях запрашивать поддержку в весьма настоятельной форме, вплоть до насильственных действий. Они могут оформляться в виде взываний к моральным устоям (“помогите несчастным”) или напоминаний о реципрокных обязательствах (“все эти годы мы платили налоги”). Но это не просто просьбы о пожертвовании или ожидание воздаяния за прошлые труды. Это субстантивные (“естественные”) требования. В критической ситуации экономическая (рыночная логика) перестает работать, и пострадавшие мгновенно переключаются на нерыночные способы обоснования (гражданский, домашний и т.п.), наполненные моральными оценками.
История преподнесла множество примеров того, как люди способны долгое время относительно безропотно сносить разного рода лишения. Но в критической ситуации, когда возникает опасность голода или социальной маргинализации, они становятся способными на самые радикальные и разрушительные действия. В этом отношении субстантивная экономика предстает как моральная экономика, где хозяйственные расчеты подкрепляются нормативными ожиданиями и неформализованными представлениями о социальной ответственности. И нарушение этих устойчивых ожиданий способно порождать острые социальные конфликты.