Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 04:45, реферат
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами. Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, бумажных денег (казначейских билетов). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк (как правило, государственный). Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в непригодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет. Наличные деньги используются: · для кругооборота товаров и услуг; · для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной плате, премии, пособий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др. Экономическое содержание налично-денежного оборота Понятие и сущность налично-денежного оборота По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот - процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличное денежное обращение характеризуется использованием наличных денег в функции средства обращения и платежа, опосредствующей оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи. По величине наличный денежный оборот - совокупность платежей наличными деньгами за определенный период времени. Именно этот оборот обслуживает в большей части формирование доходов и расходов населения. Наличные деньги начинают свое движение из касс банков, прежде всего из центрального банка как эмиссионного центра. Из оборотных касс этого банка они поступают в коммерческие банки. Предприятия, организации, предприниматели за счет имеющихся на их счетах средств или предоставленного кредита получают наличные деньги в кассах коммерческих банков. Эти денежные суммы предназначены для выплаты заработной платы и приравненных к ним платежей и осуществления других платежей наличными деньгами. Часть наличных денег из касс банков может продаваться другим банкам, а также непосредственно выплачиваться населению (проценты по вкладам, выплата пенсий, пособий, дивидендов и др.). Из касс предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей производятся выплаты населению наличных денег, полученных по целевому назначению в банках. Незначительные суммы используются для расчетов наличными деньгами между предприятиями, организациями. Следующий этап движения наличных денег - расходование (использование) их населением на покупку товаров, оплату услуг, в качестве платежей в пользу государства и других юридических и физических лиц. Расходование части денег может быть отложено (сбережения населения) в организованной и неорганизованной форме. От населения наличные деньги вновь поступают в кассы предприятий, организаций, но последние не могут ими воспользоваться для денежных расчетов, минуя банк и должны сдавать в банк для зачисления на счета. Таким образом, наличные деньги, начав свое движение из касс банков, пройдя все каналы обращения, возвращаются обратно в банки, чтобы начать новый оборот. Одни и те же денежные знаки могут совершать множество кругооборотов, одновременно находясь во всех стадиях. Обращение наличных денег происходит непрерывно, и в центре его находятся банки. Такая позиция в кругообороте наличных денег чрезвычайно важна. Это позволяет концентрировать наличные деньги в банках, что приводит к ускорению их обращения, сокращению издержек по денежному обороту, обеспечивает плавность их перехода в безналичную денежную сферу и, наоборот, без встречных перевозок денег, а также создает возможность контроля за расходованием наличных денег. Чтобы предупредить задержку наличных денег в кассах предприятий, организаций, банки устанавливают для них предельные суммы (лимиты) наличных денег, которые могут оставаться в кассе на конец дня, и жесткие сроки их сдачи в банки (предприятия связи). Кроме того, определена возможная величина расходования на месте предприятиями, организациями поступающей денежной выручки. В процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как: · определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры; изучение складывающихся тенденций; · направление и регулирование денежных потоков; · размещение денежной массы по территории страны; · определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении, величины денежных агрегатов; · установление уровня инкассации выручки, другие методы мобилизации банками наличных денег; · расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др. Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег, а также возможных выдач наличных денег. Прогноз кассовых оборотов делается на основе сведений, накапливаемых в банке по обслуживаемым предприятиям, предпринимателям по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег, на основе анализа динамических рядов. Прием, выдача, хранение денежной наличности учреждениями банков осуществляются в порядке, установленном нормативными документами по эмиссионно-кассовым и кассовым операциям в учреждениях банка, правилами организации наличного денежного оборота. Эти правила охватывают: · порядок создания кассовых узлов; проектирование, техническую укрепленность кассового узла; оборудование рабочих мест кассовых работников в банке; создание касс и т.п.; · совершение кассовых операций с наличной национальной валютой; работу приходной, расходной, вечерней касс; подкрепление операционной кассы; порядок работы касс банков при субъектах хозяйствования и расчетно-кассовых центров; распоряжение денежной наличностью при использовании банкоматов; · внутрикассовый оборот и обработку денежной наличности; оформление кассовых документов; формирование папок с документами; организацию работы с денежной наличностью (формирование, упаковка денежных знаков, работа с фальшивыми и сомнительными банкнотами); организацию работы кассы пересчета, передачу ценностей между кассовыми работниками; определение подлинности и платежности денежных билетов; · инкассацию
денежной выручки и перевозку
ценностей предприятиями · обеспечение сохранности ценностей; их хранение, ревизию, ответственность лиц, работающих с ценностями; прием ценностей на хранение; · совершение кассовых операций с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте; порядок приема и передачи валютных ценностей кассами банка; порядок обработки, формирования и упаковки валютных ценностей; ревизию валютных ценностей; порядок работы обменных пунктов. · Наличный денежный оборот организуется на основе тех же принципов, что и весь денежный оборот, а также специфических принципов: · предприятия, организации, учреждения, предприниматели должны хранить наличные деньги в банках, за исключением лимита кассы, и получать деньги в кассах банков; · банки устанавливают лимиты остатка наличных денег в кассах субъектов всех форм собственности; · наличное денежное обращение является объектом прогнозного планирования; · регулирование наличного денежного оборота осуществляется в централизованном порядке центральным банком. Наличный
денежный оборот по своему объему значительно
меньше безналичного денежного оборота,
однако его четкая организация особенно
важна в социально- Основные
участники налично-денежного · Территориальные управления ЦБ РФ; · Система расчётно-кассовых центров ЦБ РФ; · Система коммерческих банков; · Организации различных форм собственности; · Население. Сфера использования налично-денежного оборота и принципы его управления Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты: · предприятий, учреждений и организаций с населением; · между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках; · частично
расчеты населения с финансово- · в
ограниченных размерах платежи между
предприятиями в пределах до 10 000
руб., а с организациями Расчеты
населения за товары и услуги в
основной массе проводятся в безналичном
порядке с использованием переводов,
чеков, кредитных и магнитных
карточек. В России в переходный
к рынку период сфера налично-денежного
оборота необоснованно Причинами расширения налично-денежного оборота являются: · экономический кризис; · кризис неплатежей; · кризис наличности; · плохо организованная система межбанковских расчетов; · замедление расчетов; · сознательно
сокрытие прибыли и доходов Резкое
расширение сферы налично-денежного
оборота приводит к увеличению издержек
государства на обращение наличных
денег, их перевозку, хранение, замена
ветхих купюр новыми, появлению «черного
нала» и недопоступлению Налично-денежный
оборот в России обслуживается банкнотами
и металлической разменной До перехода к рынку налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе двух планов денежного обращения: баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана бывшего Госбанка. С их помощью решался вопрос о сбалансированности денежной товарной массы в обращении, размере эмиссии или изъятия денег из обращения. Эмиссия имела директивный характер. В условиях
перехода к рыночной экономике эти
планы перестали быть директивными,
но продолжают использоваться банками
в качестве прогнозов по кассовым
оборотам с целью определения
потребности в наличных деньгах
для осуществления кассовых операций,
определения размеров эмиссии или
изъятия денег по регионам страны.
Прогноз баланса денежных доходов
и расходов населения и фактическое
его исполнение помогает ЦБ РФ и
правительству полнее учитывать
спрос населения, прогнозировать тенденции
сбережений населения, структуру покупательского
спроса покупательного фонда населения.
Превышение доходов по сравнению
с расходами населения в С 1991 года
осуществлен переход от кассового
планирования к составлению расчетов
кассовых оборотов, основной целью
которых является определение потребности
в наличных деньгах в целом
по РФ, территориям и банкам. Прогнозы
кассовых оборотов отражают объем и
источники поступления всех наличных
денег в банки, размеры и целевое
направление выдач наличных денег
предприятиям, организациям и отдельным
лицам, а также эмиссионный результат,
т.е. сумму изъятия или выпуска
денег в обращение. Основная задача
банков всех уровней в работе по
составлению прогноза кассовых оборотов
состоит в определении Прогноз кассовых оборотов составляется коммерческими банками, территориальными расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) и главными управлениями Центрального банка России поквартально и на год. Если по прогнозам кассовых оборотов поступления наличных денег превышают выдачи, прогнозируются изъятие денег из обращения в данном квартале или году и наоборот, если прогнозируется превышение выдач наличных денег из кассы банка над их поступлениями, ожидается эмиссия денег в расчетном квартале или году. Однако
в современных условиях рыночной
экономики России ЦБ РФ все больше
переходит к рыночным методам
регулирования совокупного Организация наличного денежного обращения Основной
задачей, стоящей перед Банком России
в области организации Организации, учреждения независимо от организационно - правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная
наличность сдается предприятиями
непосредственно в кассы Порядок
и сроки сдачи наличных денег
устанавливаются обслуживающими учреждениями
банков каждому предприятию по согласованию
с их руководителями исходя из необходимости
ускорения оборачиваемости При этом
могут устанавливаться · для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий; · для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день; · для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия. По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений. Лимиты
остатка кассы распорядителей и
получателей средств При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной. Лимит
остатка кассы определяется исходя
из объемов налично-денежного При этом
лимит остатка кассы · для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня; · для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами; · для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки; · для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии). Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов. Лимит
остатка кассы может Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами РФ и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. Предприятия
не имеют права накапливать в
своих кассах наличные деньги для
осуществления предстоящих Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам. Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия. При открытии
счета недоимщика действие ранее
выданных разрешений на расходование
предприятиями поступающей в
их кассы денежной выручки приостанавливается
до полного расчета с бюджетами
всех уровней и государственными
внебюджетными фондами. В этом случае
учреждения банков направляют предприятиям
не позднее следующего дня после
получения извещения об открытии
счета недоимщика уведомления о
прекращении использования Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и нормативными актами Банка России. Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах. Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее, чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий. В случаях,
когда выдачи наличных денег на заработную
плату производятся не через кассу
учреждения банка, поручения предприятий
на перечисления или перевод указанных
сумм принимаются с таким расчетом,
чтобы денежные средства поступили
в соответствующие учреждения банков
или предприятия Госкомсвязи
России в установленные для этих
предприятий сроки выплаты Выдачи
наличных денег для расчетов с
увольняемыми работниками и уходящими
в отпуск, а также в случаях,
предусмотренных федеральными законами
и иными правовыми актами, действующими
на территории РФ, производятся независимо
от установленных предприятию В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы. Исходя
из предстоящих (расчетных) выдач наличных
денег в мае и ноябре, учреждения
банков ежегодно составляют календарь
выдач наличных денег на заработную
плату, выплаты социального характера
и стипендии (по месяцам) не позднее
20 марта и 20 сентября представляют его
территориальным учреждениям В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, стипендии по обслуживаемым учреждением банка предприятиям с учетом предприятий - клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (сумма выдач за 31 число прибавляется к размеру выдач 30 числа месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков. Для осуществления
учета своевременного получения
предприятиями наличных денег на
заработную плату и выплаты социального
характера учреждения банков ведут
"Ведомость учета выдач Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.
Задача: Рассчитать плату за кредит и величину взносов за кредит. Исходные данные: Сумма кредита – 2600000 руб. Ссудная ставка (годовая)- 25% Доля возврата кредита через год- 30% Срок возврата кредита составляет 40 мес. | |||||
Месяц | Задолженность по кредиту | Начисленные проценты | Основной долг | Сумма платежа | |
Итого: | 1,257,579.23р. | 2,600,000р. | 3,857,579.23р. | ||
1 | 2,600,000р. | 54,166.67р. | 42,272.81р. | 96,439.48р. | |
2 | 2,557,727.19р. | 53,285.98р. | 43,153.5р. | 96,439.48р. | |
3 | 2,514,573.69р. | 52,386.95р. | 44,052.53р. | 96,439.48р. | |
4 | 2,470,521.16р. | 51,469.19р. | 44,970.29р. | 96,439.48р. | |
5 | 2,425,550.87р. | 50,532.31р. | 45,907.17р. | 96,439.48р. | |
6 | 2,379,643.7р. | 49,575.91р. | 46,863.57р. | 96,439.48р. | |
7 | 2,332,780.13р. | 48,599.59р. | 47,839.89р. | 96,439.48р. | |
8 | 2,284,940.24р. | 47,602.92р. | 48,836.56р. | 96,439.48р. | |
9 | 2,236,103.68р. | 46,585.49р. | 49,853.99р. | 96,439.48р. | |
10 | 2,186,249.69р. | 45,546.87р. | 50,892.61р. | 96,439.48р. | |
11 | 2,135,357.08р. | 44,486.61р. | 51,952.87р. | 96,439.48р. | |
12 | 2,083,404.21р. | 43,404.25р. | 53,035.23р. | 96,439.48р. | |
13 | 2,030,368.98р. | 42,299.35р. | 54,140.13р. | 96,439.48р. | |
14 | 1,976,228.85р. | 41,171.43р. | 55,268.05р. | 96,439.48р. | |
15 | 1,920,960.8р. | 40,020.02р. | 56,419.46р. | 96,439.48р. | |
16 | 1,864,541.34р. | 38,844.61р. | 57,594.87р. | 96,439.48р. | |
17 | 1,806,946.47р. | 37,644.72р. | 58,794.76р. | 96,439.48р. | |
18 | 1,748,151.71р. | 36,419.83р. | 60,019.65р. | 96,439.48р. | |
19 | 1,688,132.06р. | 35,169.42р. | 61,270.06р. | 96,439.48р. | |
20 | 1,626,862р. | 33,892.96р. | 62,546.52р. | 96,439.48р. | |
21 | 1,564,315.48р. | 32,589.91р. | 63,849.57р. | 96,439.48р. | |
22 | 1,500,465.91р. | 31,259.71р. | 65,179.77р. | 96,439.48р. | |
23 | 1,435,286.14р. | 29,901.79р. | 66,537.69р. | 96,439.48р. | |
24 | 1,368,748.45р. | 28,515.59р. | 67,923.89р. | 96,439.48р. | |
25 | 1,300,824.56р. | 27,100.51р. | 69,338.97р. | 96,439.48р. | |
26 | 1,231,485.59р. | 25,655.95р. | 70,783.53р. | 96,439.48р. | |
27 | 1,160,702.06р. | 24,181.29р. | 72,258.19р. | 96,439.48р. | |
28 | 1,088,443.87р. | 22,675.91р. | 73,763.57р. | 96,439.48р. | |
29 | 1,014,680.3р. | 21,139.17р. | 75,300.31р. | 96,439.48р. | |
30 | 939,379.99р. | 19,570.42р. | 76,869.06р. | 96,439.48р. | |
31 | 862,510.93р. | 17,968.98р. | 78,470.5р. | 96,439.48р. | |
32 | 784,040.43р. | 16,334.18р. | 80,105.3р. | 96,439.48р. | |
33 | 703,935.13р. | 14,665.32р. | 81,774.16р. | 96,439.48р. | |
34 | 622,160.97р. | 12,961.69р. | 83,477.79р. | 96,439.48р. | |
35 | 538,683.18р. | 11,222.57р. | 85,216.91р. | 96,439.48р. | |
36 | 453,466.27р. | 9,447.21р. | 86,992.27р. | 96,439.48р. | |
37 | 366,474р. | 7,634.88р. | 88,804.6р. | 96,439.48р. | |
38 | 277,669.4р. | 5,784.78р. | 90,654.7р. | 96,439.48р. | |
39 | 187,014.7р. | 3,896.14р. | 92,543.34р. | 96,439.48р. | |
40 | 94,471.36р. | 1,968.15р. | 94,471.36р. | 96,439.51р. |
1.Абрамова
М А, Александрова Л С «
Финансы,денежное обращение и
2. Белоглазова Г Н «Деньги,кредит,банки»: учебник- М юрайт-Издат,2007г .
3.Лаврушин
О И , Ямпиловский М М «Деньги,кредит,банки»
М-Финансы и статистика,2006г
Федеральное
агентство связи