Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 17:13, доклад
Порядок бухгалтерского учета переоценки объектов основных средств установлен положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Согласно пункту 15 ПБУ 6/01 коммерческие организации могут не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Обратим внимание на несколько важных моментов.
Во-первых, проведение переоценки основных средств для целей бухгалтерского учета носит не обязательный, а добровольный характер. Решение о проведении (не проведении) переоценки должно быть закреплено в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
http://fin-buh.ru/text/
Нормативное
регулирование переоценки
Порядок
бухгалтерского учета переоценки объектов
основных средств установлен положением
по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом
Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Согласно
пункту 15 ПБУ 6/01 коммерческие организации
могут не чаще одного раза в год (на
начало отчетного года) переоценивать
группы однородных объектов основных
средств по текущей (восстановительной)
стоимости путем индексации или
прямого пересчета по документально
подтвержденным рыночным ценам. Обратим
внимание на несколько важных моментов.
Во-первых,
проведение переоценки основных средств
для целей бухгалтерского учета носит
не обязательный, а добровольный характер.
Решение о проведении (не проведении) переоценки
должно быть закреплено в приказе об учетной
политике для целей бухгалтерского учета.
При
принятии решения о переоценке основных
средств следует учитывать, что в последующем
они в обязательном порядке должны переоцениваться
(дооцениваться или уцениваться) регулярно,
чтобы стоимость основных средств, по
которой они отражаются в бухгалтерском
учете и отчетности, существенно не отличалась
от текущей (восстановительной) стоимости.
Однако
в нормативных документах не установлен
временной интервал, по прошествии
которого должна проводится повторная
переоценка основных средств. Таким образом,
вопрос о периодичности проведения переоценки
остается дискуссионным. Данное обстоятельство
позволяет организации зафиксировать
в своей учетной политике для целей бухгалтерского
учета, через какой временной интервал
регулярно проводятся повторные переоценки
основных средств (например, через 1 год,
или 2, 3 года и т.д.).
Во-вторых,
в соответствии с допущением имущественной
обособленности (п. 6 ПБУ 1/98 "Учетная
политика организации", утв. приказом
Минфина России от 09.12.1998 № 60н) переоцениваться
могут объекты основных средств,
принадлежащие организации на праве
собственности.
В-третьих,
переоценка осуществляется не чаще одного
раза в год (на начало отчетного года).
Таким образом, переоценка основных
средств проводится по состоянию на 1 января
отчетного года.
В-четвертых,
переоцениваться должны группы однородных
объектов основных средств.
Решение о проведении переоценки может распространяться не на всю совокупность объектов основных средств, а на отдельные группы однородных объектов основных средств. Если организацией принято решение о переоценке, то в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета следует указать:
Вариант 1. Переоцениваются все основные средства;
Вариант
2. Переоцениваются определенные группы
однородных объектов основных средств
(указать какие).
В-пятых,
переоценка проводится путем индексации
или прямого пересчета. Однако методика
проведения переоценки индексным методом
в настоящее время отсутствует,
поэтому на практике переоценка проводится
путем прямого пересчета.
В-шестых,
переоценка путем прямого пересчета
проводится по документально подтвержденным
рыночным ценам.
Данное
предписание во многом носит декларативный
характер, т.к. рыночная цена на определенные
объекты основных средств (уникальные,
нераспространенные и т.п. объекты)
может отсутствовать, в силу того,
что по ним может быть не сформировано
рынка.
Определение рыночной цены приведено в Федеральном законе от 29.07.1998, № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Рыночной стоимостью является наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж
за объект оценки выражен в денежной
форме.
В качестве документального подтверждения соответствия применяемой при переоценке цены уровню рыночных цен, могут быть использованы:
l публикации в средствах массовой информации на дату проведения переоценки или близкую к ней;
прайс-листы организаций-продавцов на дату проведения переоценки;
информация из органов статистики и иных государственных органов;
заключение независимого оценщика, имеющего соответствующую лицензию (данный вариант потребует дополнительных расходов со стороны организации по оплате услуг оценщика).
Переоценки
в налоговом учете
В
соответствии со статьей 257 НК РФ восстановительная
стоимость амортизируемых основных
средств, приобретенных (созданных) до
вступления в силу 25 главы НК РФ (т.е.
до 1 января 2002 года), определяется как
их первоначальная стоимость с учетом
проведенных переоценок до даты вступления
в силу 25 главы НК РФ.
При
определении восстановительной
стоимости амортизируемых основных
средств в целях настоящей главы учитывается
переоценка основных средств, осуществленная
по решению налогоплательщика по состоянию
на 1 января 2002 года и отраженная в бухгалтерском
учете налогоплательщика после 1 января
2002 года.
Указанная
переоценка принимается в целях
налогообложения в размере, не превышающем
30% от восстановительной стоимости
соответствующих объектов основных
средств, отраженных в бухгалтерском
учете налогоплательщика по состоянию
на 1 января 2001 года (с учетом переоценки
по состоянию на 1 января 2001 года, произведенной
по решению налогоплательщика и отраженной
в бухгалтерском учете в 2001 году). При этом
величина переоценки по состоянию на 1
января 2002 года, отраженной налогоплательщиком
в 2002 году, не признается доходом (расходом)
налогоплательщика в целях налогообложения.
В аналогичном порядке принимается в целях
налогообложения соответствующая переоценка
сумм амортизации.
При
проведении налогоплательщиком в последующих
отчетных (налоговых) периодах после
вступления в силу 25 главы НК РФ переоценки
стоимости объектов основных средств
на рыночную стоимость положительная
(отрицательная) сумма такой переоценки
не признается доходом (расходом), учитываемым
для целей налогообложения, и
не применяется при определении
восстановительной стоимости
Из
изложенных выше предписаний НК РФ
следует, что для целей
налогообложения (исчисления
налоговой амортизации)
в полном объеме принимается
переоценка основных
средств, произведенная
только до даты вступления 25
главы в действие, т.е.
до 1 января 2002 г. Таким образом, в налоговом
учете могут быть приняты переоценки основных
средств, произведенные на 1 января 2001
года и более поздние даты (на 1 января
2000 года, 1999 года и т.д.).
Переоценка
основных средств на 1 января 2002 г. принимается
в целях налогообложения в
размере, не превышающем 30% от восстановительной
стоимости соответствующих
Величина
переоценки, проведенной по состоянию
на 1 января 2002 г., не влияет на цели налогообложения,
т.е. источники, за счет которых произведена
переоценка, не влияют на налогооблагаемую
прибыль. На налогооблагаемую прибыль
влияет только величина амортизации, рассчитанная
исходя из переоценной стоимости. Причем
влияет не вся сумма переоценки, а только
в пределах увеличения восстановительной
стоимости основных средств на 30%.
Последующие
переоценки не влияют на исчисление налогооблагаемой
прибыли.
Не
влияют как источники, за счет которых
проведена переоценка, так и пересчитанная
величина восстановительной стоимости
не влияет на начисление амортизации
для целей налогообложения.
Заканчивая
статью, следует отметить, что переоценка
основных средств, отраженная в бухгалтерском
учете, учитывается при расчете
налога на имущество, т.к. в соответствии
с Законом о налоге на имущество,
базой для исчисления налога на имущество
являются данные бухгалтерского учета.
Издание
новой редакции Методических рекомендаций
по применению главы 25 «Налог на прибыль
организаций» части второй Налогового
кодекса Российской Федерации, утв.
приказом МНС от 20.12.2002г.№БГ-3-02/729, заставляет
вновь обратиться к анализу порядка
формирования восстановительной стоимости
основных средств по состоянию на 1 января
2002г. А именно, приобретенных в период
с 01.01.2001г. по 01.01.2002г.
Налоговый
кодекс содержит специальное положение
относительно учета для целей
налога на прибыль результатов переоценки
на момент вступления в силу главы 25
НК.
Абзацем
5 статьи 257 (в ред. ФЗ от 24.07.2002г.№ 110)
установлено буквально
Ни
в этой норме, ни в какой иной не
установлено ограничения в
Статьей
257 НК обозначено единственное исключение
- специальные стоимостные
Так,
указанная переоценка принимается
в целях налогообложения в
размере, не превышающем 30 процентов (заметим,
как в сторону повышения, так
и понижения). Базой для расчета
названного ограничения признается
восстановительная стоимость
В
этом расчете учитывается величина
переоценки по состоянию на 01.01.2001 г.,
произведенной по решению налогоплательщика
и отраженной в бухгалтерском
учете в 2001 г.
Данные
положения названы в качестве
правового основания
Так,
если основное средство было приобретено
в 2001 году, то дооценка (увеличение стоимости),
осуществленная в 2001 году, для формирования
восстановительной стоимости подобных
объектов для целей налогообложения не
учитывается. Верность такого подхода
признается и многими специалистами.
Считаем,
что данный вывод не соответствует
законодательству ни по форме, ни по содержанию.
Грамматическое
толкование в совокупности двух изложенных
выше норм абз.5 статьи 257 НК позволяет
сформулировать следующие выводы.
Указанные
нормативные положения не содержат
ограничений по учету результатов
переоценки в зависимости от даты
ввода в эксплуатацию (приобретения)
основных средств. Следовательно, для
целей налогового учета принимается
восстановительная стоимость
Стоимостной
30%-й критерий относится только к
учету переоценки основных средств,
находящихся на балансе налогоплательщика
по состоянию на 01.01.2001 г. Это, в свою
очередь, в отношении основных средств,
принятых к учету с 01.01.2001г. по 01.01.2002г.,
позволяет заключить следующее:
1.
Налоговый кодекс не отрицает
возможности принятия к налоговому
учету результатов проведенной на 01.01.2002г.
переоценки указанных основных средств,
2.
Законодательно прямо не