Налоговая политика Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:50, доклад

Краткое описание

Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:
- стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих правил взимания налогов);

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА швеции.docx

— 20.63 Кб (Скачать файл)

. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Развитие шведской системы  налогообложения типично для  западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения  в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:

- стабильность и предсказуемость  (неизменность в течение ряда  лет общих правил взимания  налогов);

- высокая развитость регулирующей  системы;

- постоянная ориентация  государства на поддержание структурно-воспроизводственного  равновесия;

- гибкость, избирательность  с точки зрения целенаправленности  комплекса льгот и санкций  на реализацию общих целей  социально-экономической политики;

- подвижность, “чувствительность”  к изменениям в формировании  доходов и других объектов  налогообложения;

- восприимчивость к изменению  политических и социальных требований  развития общества;

- постоянная противоинфляционнная  направленность;

- эластичность видов налогов  и ставок в зависимости от  состояния денежного обращения;

- всеохватность налогов  и ставок, поскольку все виды  денежной, имущественной и даже  натуральной собственности выступают объектами налогообложения.

В Швеции государственный  сектор, т.е. центральное правительство  и местные органы власти (коммуны  и правления лэнов), отвечает за разнообразные  услуги, включающие образование, меры политики на рынке труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии и  другое социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды  и т.п.  Поэтому налоги в Швеции весьма высоки (в 198 году они составляли 56,5% ВВП, в том числе 25,3%  - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% - на социальное страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире), однако большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде трансфертных платежей и государственных услуг[4].          

 Налоговая система  в Швеции включает прямые и  косвенные налоги и взносы. Основные  прямые налоги – национальный (государственный) и местный (коммунальный) подоходные налоги, государственный  налог на капитал (собственность), налог на наследство и дары.  Кроме того, существует развитая система взносов с предпринимателей на социальное страхование, охватывающая пенсии, пособия по болезни и т.д. 

 Косвенные налоги, полностью  поступающие государству, включают  налог на добавленную стоимость  и различные торговые и акцизные  налоги по отдельным товарам.   Риксдаг определяет как государственные, так и коммунальные налоги. Однако местные власти вправе сами устанавливать налоговые ставки в своих коммунах и лэнах.

Шведские акционерные  компании и экономические ассоциации (в основном кооперативы) облагаются государственным пропорциональным подоходным налогом в размере 52%.

Показателен подход к структуре  налогов. Доминирующую роль в ней  занимают налоги на  личные доходы, имущество, а также налоги на товары в виде акциза и налога на добавленную стоимость.  88% составляют налоги на доходы, из которых 41% - это налоги на товары и услуги (косвенный налог на добавленную стоимость), 28% - налоги на личные доходы и 5% - на имущество[5].

Национальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки о 5 до 45%. С 1991 года этот налог в размере 20% выплачивается с доходов, превышающих 170 тыс. крон. Напротив, местный подоходный налог -  пропорциональный, но его  уровень различается по коммунам (в среднем 17%) и лэнам (свыше 13% в среднем); 1.1% идет церкви. В среднем в 1991 году он составлял 31,16%. В сумме эти два налога не могут превышать 72%[6].

Проблема взаимодействия различных уровней налоговых  отношений решается установлением  такого порядка отчислений, при котором  налоги на доход и недвижимость в  подавляющем большинстве поступают  в местные бюджеты, а в центре аккумулируются лишь специальные целевые  поступления со строго определенными  направлениями их расходования. Разграничение  полномочий центра и местных бюджетов основывается, с одной стороны, на обеспечении целевого финансирования приоритетных социально-экономических  и  структурно-воспроизводственных программ общегосударственной, общенациональной значимости, с другой – на поддержании автономности, независимости отдельных территорий и максимальной ориентации их финансовой политики на удовлетворение местных, региональных потребностей.

Характерная черта бюджетной  налоговой системы Швеции – ее социальная направленность. 60% всех расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование  и культуру. В результате сегодня  в стране выравнены текущие доходы населения; обеспечен высокий уровень  социального обеспечения граждан, особенно пенсионеров, инвалидов; высока экспортная способность шведских компаний; они занимают прочное место на мировом рынке. Удельный вес Швеции в мире по численности  занятого населения составляет –0,2%, по расходам на научно-технические разработки – 1,5%, по объему производства продукции – 1%, в том числе машиностроения – 2%, по экспорту машиностроительной продукции – 3%.

Используя механизм бюджетного перераспределения доходов, государство  не столько способствует снижению степени  неравенства уровней доходности различных групп населения, сколько  выравниванию уровней текущего потребления. Особенность заключается в том, что центром решения социальных проблем является направление ресурсов на повышение занятости населения. Из них ? расходуется на активную политику на рынке труда и лишь ? на выплату  пособий безработным, в то время  как в других странах меры в  этой области сводятся к оказанию материальной помощи безработным в  форме пособий. В результате проведения активной государственной политики в области рынка труда в  Швеции самая высокая в мире занятость  трудоспособного населения (83-84%) и  самый низкий  уровень безработицы (1.6%).

Но, несмотря на  достижения 80-х годов в шведской экономике намечались  некоторые негативные тенденции. Темпы роста инфляции оказались на 2% выше, чем в странах – основных конкурентах Швеции на мировом рынке. Резко подскочили затраты на рабочую силу, возрос дефицит платежного баланса по текущим операциям. В то же время по темпам роста ВНП и производительности труда Швеция заметно отставала от средних показателей других государств. Нарастал процесс укачки капитала за границу. В 1988 году зарубежные инвестиции превысили объем вложений в национальную промышленность. Многие секторы шведской экономики и непроизводственной сферы испытывали нехватку рабочей силы.

Эти отрицательные явления  объясняются рядом причин, среди  которых не последнюю роль сыграли  особенности налоговой политики. Как уже было сказано, налоговая  система в Швеции гораздо сильнее, чем в других странах, ориентирована  на решение социальных задач. Во-первых, она аккумулирует в руках государств средства, необходимые для финансирования политики обеспечения полной занятости  и широко развитой системы социальных гарантий. Во-вторых, прогрессивное  налогообложение высоких доходов  должно было обеспечить выравнивание уровня жизни различных слоев  населения, что является одним из программных тезисов правящей социал-демократической  рабочей партии. Занимая по уровню личного потребления на душу населения  с учетом предоставляемых бесплатно  благ третье место после США и  Канады, Швеция демонстрирует наименьшую дифференциацию между низшим и высшим уровнем потребления.

Реализация ряда экономических  и социальных программ потребовала  дополнительных денежных средств и, в конечном  счете, вызвала существенный рост государственных расходов и соответственно – усиление налогового пресса, что серьезно обострило финансовую обстановку в стране. Масштабность участия государства в перераспределительном процессе – особенность шведской финансовой системы по сравнению с другими странами. Через государственный бюджет в Швеции в 80-е годы распределялось 66-68% национального дохода, в то время как в странах Западной Европы только 54%, а в Японии и США всего 33-35%.

Возросшие потребности государства  в денежных средствах в связи  с расширением его функций  не могли не вызвать усиления фискальной функции налогов за счет как расширения налоговой базы ранее установленных  налогов, так и введения новых  форм прямого и косвенного налогообложения. В середине 80-х годов общий  уровень налогообложения достиг 50% ВНП, что гораздо выше соответствующего показателя в других странах: США  – 29%, Японии – 27%, ФРГ - 28%,  Англии – 39%, Франции – 45%. К этому времени в Швеции  сложилась разветвленная  налоговая система, охватывающая  доходы  практически от всех видов деятельности физических и юридических лиц, а также принадлежащее налогоплательщикам имущество, в какой бы форме оно не выступало. В 1989 году суммарные  поступления от налогов составили уже 56% ВНП против 41% в среднем по странам ЕЭС, причем этот разрыв за последние два десятилетия заметно увеличился – с 9,3 до 15%.

Наибольший удельный вес  в структуре налогов занимает подоходный налог – 19% ВНП, взносы на социальное страхование предпринимателей – 13%, акцизы и налоги на потребление  соответственно – 5 и 7%, налог с корпораций – 2% ВНП[7].

Система налогообложения  доходов частных лиц и капитала была крайне  неоднородна и предусматривала дифференцированное налогообложение финансовых поступлений от имущества разного типа. Так, налог на банковские депозиты и доходы по облигациям  был чрезвычайно большим. Дивиденды, полученные по котирующим акциям, облагались налогом по высоким ставкам, тогда как доходы от прироста рыночной стоимости  этих же акций – по очень низкой. Действовало правило, согласно которому 100% дохода от прироста рыночной стоимости акций в случае их продажи облагались налогом, если акции находились в собственности менее двух лет, 40%  дохода, если срок владения превышал два года.

С 1 января 1991 года в Швеции вступила в силу новая система  налогообложения, одобренная парламентом  страны в июне 1990 года. Подготовка налоговой  реформы заняла несколько лет  и на последнем этапе в основном велась в четырех специальных  комитетах, занимавшихся налогообложением доходов частных лиц, доходов  корпораций, косвенными доходами и  корректировкой налоговой системы  с учетом инфляции.

Основными целями проведенной  налоговой реформы были следующие:

- устранить негативные  социально-экономические последствия  действовавшей налоговой системы;

- содействовать экономическому  росту и повышению национального  благосостояния за счет стимулирования  трудовой активности, повышения  мобильности на рынке труда  и капитала;

- создать условия для  роста заработной платы без  существенного увеличения инфляции;

- снизить налоговое бремя  для всех категорий трудящихся  при сохранении общего объема  поступлений в государственный  и местный бюджет, достаточного  для поддержания высокого уровня  социальной защищенности населения;

- создать условия для  равного налогообложения непосредственного  трудового дохода и различных  категорий дохода на капитал;

- ограничить рост потребления  за счет заемных средств и  стимулировать накопление;

- ограничить возможности  высокооплачиваемых слоев населения  уклоняться от уплаты налогов  путем “налогового планирования”  и обеспечить равное налогообложение  лиц с равным уровнем доходов;

- гармонизировать национальную  налоговую систему с налоговыми  системами  стран, входящих в ОЭСР, и прежде всего членов ЕС.

С января 1991 года почти 80% трудящихся, имеющих годовую зарплату менее 170 тыс. крон, прекратили выплачивать  государственный и платят только коммунальный (местный) налог.  Для доходов более 170 тыс.крон устанавливается ставка государственного подоходного налога в размере 20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальная ставка подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемых работников – с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее 90 тыс.крон) благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий фактическая ставка подоходного налога составляет менее 24%.

Реформа системы косвенных  налогов в основном свелась к  незначительному повышению размера  налога на добавленную стоимость  и расширению выбора товаров и  услуг, попадающих под этот вид налогообложения. В дореформенный период этот налог, составляющий  23,46%  номинальной цены, охватывал около 70% объема личного потребления. Теперь он распространен на энергию, услуги  парикмахерских, салонов красоты, контор по управлению недвижимостью, использование средств связи и т.д., что должно увеличить поступления в бюджет на 20 млрд. крон.

Налог на прибыль акционерных  компаний снижен с 57 до 30%. Ограничены возможности  вывода из-под налогообложения средств  на уплату процентов и вознаграждение акционерам. Отменена корректировка  размера налогооблагаемого дохода корпораций на основе переоценки стоимости  товарно-материальных запасов. Выравнены  налоговые условия финансирования капиталовложений за счет собственных  и заемных средств. Корпорации получили право направлять часть прибыли  в так называемый специальный  заемный фонд выравнивания налогов, формируемый в зависимости от размера акционерного капитала.


Информация о работе Налоговая политика Швеции