Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:50, доклад
Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:
- стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих правил взимания налогов);
. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции:
- стабильность и
- высокая развитость
- постоянная ориентация
государства на поддержание
- гибкость, избирательность
с точки зрения
- подвижность, “
- восприимчивость к изменению
политических и социальных
- постоянная
- эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного обращения;
- всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной, имущественной и даже натуральной собственности выступают объектами налогообложения.
В Швеции государственный сектор, т.е. центральное правительство и местные органы власти (коммуны и правления лэнов), отвечает за разнообразные услуги, включающие образование, меры политики на рынке труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии и другое социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды и т.п. Поэтому налоги в Швеции весьма высоки (в 198 году они составляли 56,5% ВВП, в том числе 25,3% - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% - на социальное страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое место в мире), однако большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде трансфертных платежей и государственных услуг[4].
Налоговая система
в Швеции включает прямые и
косвенные налоги и взносы. Основные
прямые налоги – национальный
(государственный) и местный (
Косвенные налоги, полностью
поступающие государству,
Шведские акционерные
компании и экономические ассоциации
(в основном кооперативы) облагаются
государственным
Показателен подход к структуре налогов. Доминирующую роль в ней занимают налоги на личные доходы, имущество, а также налоги на товары в виде акциза и налога на добавленную стоимость. 88% составляют налоги на доходы, из которых 41% - это налоги на товары и услуги (косвенный налог на добавленную стоимость), 28% - налоги на личные доходы и 5% - на имущество[5].
Национальный подоходный
налог имеет прогрессивные
Проблема взаимодействия
различных уровней налоговых
отношений решается установлением
такого порядка отчислений, при котором
налоги на доход и недвижимость в
подавляющем большинстве
Характерная черта бюджетной
налоговой системы Швеции – ее
социальная направленность. 60% всех расходов
бюджета используется на здравоохранение,
социальное обеспечение, образование
и культуру. В результате сегодня
в стране выравнены текущие доходы
населения; обеспечен высокий уровень
социального обеспечения
Используя механизм бюджетного перераспределения доходов, государство не столько способствует снижению степени неравенства уровней доходности различных групп населения, сколько выравниванию уровней текущего потребления. Особенность заключается в том, что центром решения социальных проблем является направление ресурсов на повышение занятости населения. Из них ? расходуется на активную политику на рынке труда и лишь ? на выплату пособий безработным, в то время как в других странах меры в этой области сводятся к оказанию материальной помощи безработным в форме пособий. В результате проведения активной государственной политики в области рынка труда в Швеции самая высокая в мире занятость трудоспособного населения (83-84%) и самый низкий уровень безработицы (1.6%).
Но, несмотря на достижения 80-х годов в шведской экономике намечались некоторые негативные тенденции. Темпы роста инфляции оказались на 2% выше, чем в странах – основных конкурентах Швеции на мировом рынке. Резко подскочили затраты на рабочую силу, возрос дефицит платежного баланса по текущим операциям. В то же время по темпам роста ВНП и производительности труда Швеция заметно отставала от средних показателей других государств. Нарастал процесс укачки капитала за границу. В 1988 году зарубежные инвестиции превысили объем вложений в национальную промышленность. Многие секторы шведской экономики и непроизводственной сферы испытывали нехватку рабочей силы.
Эти отрицательные явления
объясняются рядом причин, среди
которых не последнюю роль сыграли
особенности налоговой
Реализация ряда экономических и социальных программ потребовала дополнительных денежных средств и, в конечном счете, вызвала существенный рост государственных расходов и соответственно – усиление налогового пресса, что серьезно обострило финансовую обстановку в стране. Масштабность участия государства в перераспределительном процессе – особенность шведской финансовой системы по сравнению с другими странами. Через государственный бюджет в Швеции в 80-е годы распределялось 66-68% национального дохода, в то время как в странах Западной Европы только 54%, а в Японии и США всего 33-35%.
Возросшие потребности государства в денежных средствах в связи с расширением его функций не могли не вызвать усиления фискальной функции налогов за счет как расширения налоговой базы ранее установленных налогов, так и введения новых форм прямого и косвенного налогообложения. В середине 80-х годов общий уровень налогообложения достиг 50% ВНП, что гораздо выше соответствующего показателя в других странах: США – 29%, Японии – 27%, ФРГ - 28%, Англии – 39%, Франции – 45%. К этому времени в Швеции сложилась разветвленная налоговая система, охватывающая доходы практически от всех видов деятельности физических и юридических лиц, а также принадлежащее налогоплательщикам имущество, в какой бы форме оно не выступало. В 1989 году суммарные поступления от налогов составили уже 56% ВНП против 41% в среднем по странам ЕЭС, причем этот разрыв за последние два десятилетия заметно увеличился – с 9,3 до 15%.
Наибольший удельный вес в структуре налогов занимает подоходный налог – 19% ВНП, взносы на социальное страхование предпринимателей – 13%, акцизы и налоги на потребление соответственно – 5 и 7%, налог с корпораций – 2% ВНП[7].
Система налогообложения доходов частных лиц и капитала была крайне неоднородна и предусматривала дифференцированное налогообложение финансовых поступлений от имущества разного типа. Так, налог на банковские депозиты и доходы по облигациям был чрезвычайно большим. Дивиденды, полученные по котирующим акциям, облагались налогом по высоким ставкам, тогда как доходы от прироста рыночной стоимости этих же акций – по очень низкой. Действовало правило, согласно которому 100% дохода от прироста рыночной стоимости акций в случае их продажи облагались налогом, если акции находились в собственности менее двух лет, 40% дохода, если срок владения превышал два года.
С 1 января 1991 года в Швеции вступила в силу новая система налогообложения, одобренная парламентом страны в июне 1990 года. Подготовка налоговой реформы заняла несколько лет и на последнем этапе в основном велась в четырех специальных комитетах, занимавшихся налогообложением доходов частных лиц, доходов корпораций, косвенными доходами и корректировкой налоговой системы с учетом инфляции.
Основными целями проведенной налоговой реформы были следующие:
- устранить негативные
социально-экономические
- содействовать экономическому
росту и повышению
- создать условия для
роста заработной платы без
существенного увеличения
- снизить налоговое бремя
для всех категорий трудящихся
при сохранении общего объема
поступлений в государственный
и местный бюджет, достаточного
для поддержания высокого
- создать условия для
равного налогообложения
- ограничить рост потребления за счет заемных средств и стимулировать накопление;
- ограничить возможности
высокооплачиваемых слоев
- гармонизировать национальную
налоговую систему с
С января 1991 года почти 80% трудящихся, имеющих годовую зарплату менее 170 тыс. крон, прекратили выплачивать государственный и платят только коммунальный (местный) налог. Для доходов более 170 тыс.крон устанавливается ставка государственного подоходного налога в размере 20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальная ставка подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемых работников – с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее 90 тыс.крон) благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий фактическая ставка подоходного налога составляет менее 24%.
Реформа системы косвенных
налогов в основном свелась к
незначительному повышению
Налог на прибыль акционерных
компаний снижен с 57 до 30%. Ограничены возможности
вывода из-под налогообложения