Налоговая система России: проблемы и основные направления её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности в условиях формирования в России рыночных отношений.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Теоретические основы функционирования налоговой системы 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2 Понятие и виды налоговых систем 9
Глава 2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России 15
2.1 Структура и принципы построения налоговой системы РФ. 15
2.2 Основные проблемы налоговой системы РФ 18
2.3 Направления совершенствования налоговой системы России в условиях мирового финансового кризиса. 20
Заключение. 26
Список литературы. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Ведение.docx

— 70.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности в условиях формирования в России рыночных отношений.

Насколько взвешена и выверена политика законодателя в отношении налогообложения, настолько успешно (или неуспешно) будет развиваться наш промышленный потенциал. Содействие развитию благоприятной предпринимательской среды посредством налоговых инструментов относится к одному из важнейших направлений государственного регулирования хозяйства. При этом его эффективность и адресность в значительной мере связаны с научно обоснованным обеспечением четкого и рационального разграничения, а также эффективной сопряженности функций федерального, регионального и местного уровней поддержки бизнеса, как важнейшей предпосылки продвижения страны по инновационному пути развития.

От качества построения системы государственного воздействия на предпринимательскую среду и от способности государства эффективно влиять на субъекты предпринимательства в огромной степени зависит результативность экономической политики и хозяйственного развития страны. Налоговой системе в этом вопросе принадлежит ведущая роль. Она, как одно из важнейших звеньев предпринимательской среды, требует постоянного и адекватного совершенствования.

Целью работы является изучение налоговой системы РФ и тенденций ее развития на современном этапе.

Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

- раскрыть понятия «налоги», «налоговая  система»;

- рассмотреть основные виды  налоговых систем;

- проанализировать проблемы налогов  и налоговой системы в современных  российских условиях;

- определить направления совершенствования  налоговой системы в России.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

 

1.Теоретические основы функционирования  налоговой системы

1.1. Сущность  и функции налогов

Налоги – та часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

В законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодательными актами".

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. 
Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики, что является главным регулятором рыночного хозяйства. 
Налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений. Это ставит преграду на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений. 
Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства. Проводимая налоговая политика послужила условием создания единой налоговой системы России, предусматривающее равенство всех плательщиков налогов независимо от форм собственности.

Налогообложение – важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами ее не решить.  
Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, без эквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Пошлина - соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.

Сбор – это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.  Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества. Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и вливается в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ общественные. 
          Налоги взимаются ни только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров. 
Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении. 
И хотя, на наш взгляд налоги вызывают чаще возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. 
         Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но и не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Но в дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно становились более разносторонними. Налоги преимущественно взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты. Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности.

С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т.е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А, все кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую. 
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое, в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств. 
Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

 

1.2 Понятие и виды налоговых  систем

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий. Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения. Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на “ свой” объект, что позволяет устранить двойное налогообложение. В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. И наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.

Информация о работе Налоговая система России: проблемы и основные направления её совершенствования