Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:18, контрольная работа
Национальная экономика является частью национальной системы, исторически сложившейся и развивающейся в определенном цивилизационно - культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставленная в рамки определенных политических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской культур, с присущей им этикой, моралью и экономическим мышлением.
1.Национальная
экономика как объект
Национальная экономика является частью национальной системы, исторически сложившейся и развивающейся в определенном цивилизационно - культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставленная в рамки определенных политических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской культур, с присущей им этикой, моралью и экономическим мышлением.
В широком смысле, национальная экономика – экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую, информационно-управленческую, финансовую составляющие. И функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений.
Она охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств.
Как наука, национальная экономика изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, услуг, труда, недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, средств производства и др.
В национальной экономике ключевые элементы системы уподобляются источникам экономической выживаемости страны. Это, прежде всего внутренние источники простого и расширенного воспроизводства, оптимальная структура экономики, распределение прав собственности, экономические финансовые механизмы, тип социально-трудовых отношений, формы связи с внешним миром, система управления экономикой в целом, экономические границы национальной экономики.
Национальная экономика оперирует понятиями и категориями рыночной экономики. Она складывается в условиях, когда приоритеты отдаются удовлетворению постоянно растущих запросов потребителей. Подчиняясь рыночной концепции дохода и доходности, национальная экономика является атрибутом рынка.
Также национальная экономика является объектом прогнозирования, именно национальная экономика стремится к стабильности и достигает ее благодаря росту ВВП, увеличению занятости, поддержанию цен, внешнего баланса.
Можно выделить пять основных целей национальной экономики:
1. Стабильно высокие
темпы роста национального
предполагает устойчивый
рост объема производства товаров и услуг
данной страны без
резких изменений, спада и кризисов.
2. Стабильный уровень
цен. Низкие цены выгодны для
потребителя, но лишают стимула производителя;
высокие цены стимулируют
производство, но снижают
покупательную способность потребителя.
Если цены неизменны
в течение длительного времени, это приводит
к замедлению темпов
роста ВВП, снижению занятости, что тоже
плохо для экономики. Предполагается,
что цены устанавливаются на основе свободной
рыночной конкуренции и не повышаются
слишком
быстрыми темпами.
Стабилизация цен достигается посредством
их
регулирования. В рыночной
экономике оно происходит на основе конкуренции,
соответствия спроса и предложения. В
плановой экономике
преобладает государственное
монопольное ценообразование, что, как
правило, приводит
к снижению стимула производителей, несоответствию
спроса предложению, падению жизненного
уровня населения.
3. Обеспечение занятости,
которая выражается через
безработицы. Показатели
уровня безработицы, объема производства
и инфляции взаимосвязаны.
Если объем производства больше потенциального,
то занятость приближается к полной, но
инфляция растет.
Снижение объема производства
ведет к уменьшению инфляции, но
заметно растет безработица
на национальном рынке труда.
4. Поддержание равновесного
внешнеторгового баланса. Внешняя торговля
тесно связана с объемом производства.
Чем больше страна производит, тем больше
она продает за границу. С другой стороны,
импорт товаров усиливает
конкуренцию на внутреннем рынке, давая
населению широкие
возможности для выбора. Серьезное воздействие
торгового баланса
на сальдо, следовательно, и на объем производства
внутри страны оказывает курс валюты.
5. Социальная поддержка
уязвимых слоев населения. Основными формами
социальной поддержки являются денежные
доплаты, дотации на приобретение отдельных
видов продуктов питания и непродовольственных
товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные
услуг и, натуральная
выдача отдельных товаров, введение продовольственных
талонов, льготы при покупке лекарств
и т.д.
Чтобы добиться поставленных
целей в национальной экономике применяется
прогнозирование, которое осуществляется
путем применения определенных инструментов
макроэкономического регулирования:
1) фискальной политики
(оперирования государственным бюджетом
через налоговую систему и расходы государства);
2) определенной кредитно-денежной
политикой (прогнозом и контролем над
денежным предложением);
3)политикой регулирования
доходов (от свободного установления цен
до денежного контроля);
4) особой внешнеэкономической
политикой (прогнозированием торговой
политикой, регулированием обменного
курса).
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Понятие прогноза
и прогнозирования
Греческого слово «prognosis»
- прогноз означает предвидение, предсказание
развитие чего-либо, основанное на определенных
фактических данных. В общем виде под прогнозом
следует понимать научно обоснованную
гипотезу о вероятно будущем состоянии
экономической системы и экономических
объектов и характеризующие это состояние
показатели.
Разработка, составление
прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозирование – метод вероятного планирования,
в котором предсказание будущего опирается
на накопленный опыт и текущие предположения
относительно будущего. Также прогнозирование
есть составление прогноза развития, становления,
распространения чего-либо (например,
науки, отрасли производства и т. д.) на
основании изучения тщательно отобранных
данных. В проблеме прогнозирования различают
два аспекта: теоретико-познавательный,
подразумевающий описание возможных или
желательных перспектив, состояний, решений
проблем будущего, и управленческий, предполагающий
использование информации о будущем при
принятии решений.
Социально-экономическое
прогнозирование в национальной экономике
является одним из важнейших направлений
общественного развития. Это процесс разработки
прогнозов, основанный на научных методах
познания социально-экономических явлений
и использовании всей совокупности методов,
средств и способов экономической прогностики.
Цель прогнозирования
национальной экономики состоит в создании
научных предпосылок, включающих научный
анализ тенденций развития национальной
экономики; вариантное предвидение предстоящего
развития общественного воспроизводства,
учитывающее как сложившиеся тенденции,
так и намеченные цели; оценку возможных
последствий принимаемых решений; обоснование
направлений социально-экономического
и научно-технического развития для принятия
управляющих решений.
Современная экономика
характеризуется высоким уровнем взаимозависимости
отдельных секторов, макроэкономическое
прогнозирование становится уже условием
успешного функционирования правительственных
структур, крупного и среднего бизнеса.
Поэтому с 1970-х гг. в промышленно развитых
странах к прогнозной работе стали активно
подключаться различные неправительственные
организации.
В течение 1920-х гг. в
СССР был накоплен опыт экономического
планирования, позволивший приступить
к разработке первого пятилетнего плана,
направленного на решение задачи максимального
экономического роста. В ходе этих работ
изучались и более длительные перспективы
роста; также были разработаны инструменты
для исследований, по своей сути тождественных
тем, которые именовались прогнозными
в западных странах. Другой вопрос, что
эта совокупность методов и инструментов
не называлась «моделями», не говоря уже
про известное противопоставление «прогноза»
и плана.
Классификация прогнозов.
Все прогнозно-аналитические
разработки в социально-экономическом
прогнозировании национальной экономики
можно условно классифицировать:
1. По масштабу прогнозирования: макроэкономические
(народнохозяйственные); межрегиональные
и межотраслевые прогнозы развития народнохозяйственных
комплексов (топливно-энергетического,
агропромышленного, инвестиционного,
инфраструктурного, социального и др.);
прогнозы отраслевые (промышленности,
сельского хозяйства, строительства, транспорта,
образования, здравоохранения и других
отраслей материального производства
и непроизводственной сферы); региональные
(национально-государственных и административно-
2. По времени упреждения прогнозы подразделяются
на оперативные (период упреждения до
одного месяца), краткосрочные (период
упреждения от одного месяца до года),
среднесрочные (период упреждения от года
до 5 лет), долгосрочные (период упреждения
от 5 до 15, 20 лет) и дальнесрочные (период
упреждения свыше 20 лет). Под периодом
упреждения при прогнозировании понимается
отрезок времени от момента, для которого
имеются последние статистические данные
об изучаемом объекте, до момента, к которому
относится прогноз.
Многообразие используемых
в практической деятельности прогнозов
образует определенную систему. Под системой
социально-экономического прогнозирования
следует понимать определенное единство
методологии, организации и разработки
прогнозов, обеспечивающее их согласованность,
преемственность и непрерывность. В зависимости
от характера исследуемых объектов выделяют
следующие виды прогнозов: экономические,
природных ресурсов, научно-технические,
демографические и социального развития.
Экономический прогноз один из инструментов
экономического планирования, дающий
возможность предвидеть условия общего
экономического равновесия в течение
того или иного периода времени.
Экономические прогнозы
исследуют перспективы развития отдельных
элементов производительных сил и производственных
отношений: производительность труда;
использование и воспроизводство трудовых
ресурсов и основных фондов; объем и состав
инвестиций и их эффективность; темпы
экономического роста; развитие отраслей
и народнохозяйственных комплексов; динамику,
объем, состав и качество выпускаемой
продукции и др.
Прогнозы природных
ресурсов характеризуют вовлечение
последних в хозяйственный оборот и охватывают
все виды общественного воспроизводства
и природную среду: топливо и минеральные
ресурсы, ресурсы Мирового океана, некоторые
виды энергии, растительный и животный
мир, а также охрану окружающей среды.
Научно-технические
прогнозы рассматривают достижения
научно-технического прогресса, оказывающие
существенное влияние на размещение производства,
природные факторы. Выделяют следующие
их виды: прогнозы развития науки как одной
из сфер человеческой деятельности, прогнозы
фундаментальных и прикладных исследований;
прогнозы развития и использования достижений
научно-технического прогресса в народном
хозяйстве; определение последствий научно-технического
прогресса.
Демографические
прогнозы охватывают движение
народонаселения и воспроизводство трудовых
ресурсов, уровень занятости трудоспособного
населения, его квалификационный и профессиональный
состав. Они включают показатели численности
и естественного движения населения (рождаемость,
смертность), соотношения по половому
и возрастному составу и другие.
Прогнозы социального
развития включают потребление
населением продуктов питания и непродовольственных
товаров, розничный товарооборот, развитие
отраслей непроизводственной сферы: общее
и профессиональное образование, культуру
и искусство, здравоохранение, жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое обслуживание населения
и др.
Основные принципы и функции
прогнозирования
Прогнозирование
развития народного хозяйства охватывает
все аспекты и уровни его функционирования
и основывается на совокупности всех перечисленных
выше прогнозов, т. е. носит комплексный
характер. Разработка какого-либо прогноза
есть поиск возможного реалистического,
экономически верного решения. Любой прогноз
обнаруживает вероятность различных вариантов
развития, анализирует и обосновывает
их. Он содержит материалы, необходимые
для разработки плановых и хозяйственных
документов, принятия обоснованных управленческих
решений.
Прогнозирование
имеет некоторые специфические особенности.
Во-первых, оно основано на прогностических
методах. Во-вторых, прогнозирование существует
как самостоятельная отрасль знаний, так
как ряд социально-экономических процессов
не поддается планированию и является исключительно объектом
прогнозирования. Это демографические
процессы, текущий спрос населения на
предметы потребления, уровень развития
личного подсобного хозяйства, состав
семей и половозрастная структура населения
и некоторые другие. В период перехода
к рынку перечень прогнозируемых явлений
и процессов расширяется. В-третьих, прогнозирование
характеризует определенную, отличную
от других путей познания социально-экономической
действительности ступень изучения исследуемого
объекта, а также самостоятельные, хотя
и взаимосвязанные с ними формы предвидения
его будущего состояния.
Основными функциями прогнозирования являются
1)научный анализ экономических,
социальных, научно-технических процессов
и тенденций;
2) исследование объективных
связей социально-экономических явлений
развития народного хозяйства в конкретных
условиях в определенном периоде;
-3)оценка объекта прогнозирования;
-4)выявление объективных
альтернатив экономического и социального
развития;
5) накопление научного
материала для обоснованного выбора определенных
решений.
Информация о работе Национальная экономика как объект социально-экономического прогнозирования