Национальная экономика как объект социально-экономического прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Национальная экономика является частью национальной системы, исторически сложившейся и развивающейся в определенном цивилизационно - культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставленная в рамки определенных политических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской культур, с присущей им этикой, моралью и экономическим мышлением.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 27.84 Кб (Скачать файл)

1.Национальная  экономика как объект социально-экономического  прогнозирования.

Национальная экономика является частью национальной системы, исторически сложившейся и развивающейся в определенном цивилизационно - культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставленная в рамки определенных политических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской культур, с присущей им этикой, моралью и экономическим мышлением.

В широком смысле, национальная экономика – экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую, информационно-управленческую, финансовую составляющие. И функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений.

Она охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств.

Как наука, национальная экономика изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, услуг, труда, недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, средств производства и др.

В национальной экономике ключевые элементы системы уподобляются источникам экономической выживаемости страны. Это, прежде всего внутренние источники простого и расширенного воспроизводства, оптимальная структура экономики, распределение прав собственности, экономические финансовые механизмы, тип социально-трудовых отношений, формы связи с внешним миром, система управления экономикой в целом, экономические границы национальной экономики.

Национальная экономика оперирует понятиями и категориями рыночной экономики. Она складывается в условиях, когда приоритеты отдаются удовлетворению постоянно растущих запросов потребителей. Подчиняясь рыночной концепции дохода и доходности, национальная экономика является атрибутом рынка.

Также национальная экономика является объектом прогнозирования, именно национальная экономика стремится к стабильности и достигает ее благодаря росту ВВП, увеличению занятости, поддержанию цен, внешнего баланса.

Можно выделить пять основных целей национальной экономики:

1. Стабильно высокие  темпы роста национального объема  производства и обеспечение нормального экономического роста. Это 
предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг 
данной страны без резких изменений, спада и кризисов.

2. Стабильный уровень  цен. Низкие цены выгодны для  потребителя, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют 
производство, но снижают покупательную способность потребителя. 
Если цены неизменны в течение длительного времени, это приводит 
к замедлению темпов роста ВВП, снижению занятости, что тоже плохо для экономики. Предполагается, что цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком 
быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их 
регулирования. В рыночной экономике оно происходит на основе конкуренции, соответствия спроса и предложения. В плановой экономике 
преобладает государственное монопольное ценообразование, что, как 
правило, приводит к снижению стимула производителей, несоответствию спроса предложению, падению жизненного уровня населения.

3. Обеспечение занятости, которая выражается через уровень 
безработицы. Показатели уровня безработицы, объема производства 
и инфляции взаимосвязаны. Если объем производства больше потенциального, то занятость приближается к полной, но инфляция растет. 
Снижение объема производства ведет к уменьшению инфляции, но 
заметно растет безработица на национальном рынке труда.

4. Поддержание равновесного  внешнеторгового баланса. Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше страна производит, тем больше она продает за границу. С другой стороны, 
импорт товаров усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, давая 
населению широкие возможности для выбора. Серьезное воздействие 
торгового баланса на сальдо, следовательно, и на объем производства внутри страны оказывает курс валюты.

5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основными формами социальной поддержки являются денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные 
услуг и, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, льготы при покупке лекарств и т.д.

 

Чтобы добиться поставленных целей в национальной экономике применяется прогнозирование, которое осуществляется путем применения определенных инструментов макроэкономического регулирования: 
 
1) фискальной политики (оперирования государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства); 
2) определенной кредитно-денежной политикой (прогнозом и контролем над денежным предложением); 
3)политикой регулирования доходов (от свободного установления цен до денежного контроля); 
4) особой внешнеэкономической политикой (прогнозированием торговой политикой, регулированием обменного курса).

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Понятие прогноза и прогнозирования 
Греческого слово «prognosis» - прогноз означает предвидение, предсказание развитие чего-либо, основанное на определенных фактических данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обоснованную гипотезу о вероятно будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели. 
 
Разработка, составление прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование – метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Также прогнозирование есть составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо (например, науки, отрасли производства и т. д.) на основании изучения тщательно отобранных данных. В проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и управленческий, предполагающий использование информации о будущем при принятии решений. 
 
Социально-экономическое прогнозирование в национальной экономике является одним из важнейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики. 
 
Цель прогнозирования национальной экономики состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития национальной экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управляющих решений. 
 
Современная экономика характеризуется высоким уровнем взаимозависимости отдельных секторов, макроэкономическое прогнозирование становится уже условием успешного функционирования правительственных структур, крупного и среднего бизнеса. Поэтому с 1970-х гг. в промышленно развитых странах к прогнозной работе стали активно подключаться различные неправительственные организации. 
 
В течение 1920-х гг. в СССР был накоплен опыт экономического планирования, позволивший приступить к разработке первого пятилетнего плана, направленного на решение задачи максимального экономического роста. В ходе этих работ изучались и более длительные перспективы роста; также были разработаны инструменты для исследований, по своей сути тождественных тем, которые именовались прогнозными в западных странах. Другой вопрос, что эта совокупность методов и инструментов не называлась «моделями», не говоря уже про известное противопоставление «прогноза» и плана. 

Классификация прогнозов. 
Все прогнозно-аналитические разработки в социально-экономическом прогнозировании национальной экономики можно условно классифицировать:  
 
1. По масштабу прогнозирования: макроэкономические (народнохозяйственные); межрегиональные и межотраслевые прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального и др.); прогнозы отраслевые (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, образования, здравоохранения и других отраслей материального производства и непроизводственной сферы); региональные (национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации); прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы (предприятий и организаций); прогнозы отдельных производств и продуктов. 
 
2. По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные (период упреждения до одного месяца), краткосрочные (период упреждения от одного месяца до года), среднесрочные (период упреждения от года до 5 лет), долгосрочные (период упреждения от 5 до 15, 20 лет) и дальнесрочные (период упреждения свыше 20 лет). Под периодом упреждения при прогнозировании понимается отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз. 
 
Многообразие используемых в практической деятельности прогнозов образует определенную систему. Под системой социально-экономического прогнозирования следует понимать определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность. В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: экономические, природных ресурсов, научно-технические, демографические и социального развития. 
 
Экономический прогноз один из инструментов экономического планирования, дающий возможность предвидеть условия общего экономического равновесия в течение того или иного периода времени.  
 
Экономические прогнозы исследуют перспективы развития отдельных элементов производительных сил и производственных отношений: производительность труда; использование и воспроизводство трудовых ресурсов и основных фондов; объем и состав инвестиций и их эффективность; темпы экономического роста; развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов; динамику, объем, состав и качество выпускаемой продукции и др. 
 
Прогнозы природных ресурсов характеризуют вовлечение последних в хозяйственный оборот и охватывают все виды общественного воспроизводства и природную среду: топливо и минеральные ресурсы, ресурсы Мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды. 
 
Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогнозы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-технического прогресса. 
 
Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Они включают показатели численности и естественного движения населения (рождаемость, смертность), соотношения по половому и возрастному составу и другие. 
 
Прогнозы социального развития включают потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.

Основные принципы и функции прогнозирования 
Прогнозирование развития народного хозяйства охватывает все аспекты и уровни его функционирования и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозов, т. е. носит комплексный характер. Разработка какого-либо прогноза есть поиск возможного реалистического, экономически верного решения. Любой прогноз обнаруживает вероятность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. Он содержит материалы, необходимые для разработки плановых и хозяйственных документов, принятия обоснованных управленческих решений. 
 
Прогнозирование имеет некоторые специфические особенности. Во-первых, оно основано на прогностических методах. Во-вторых, прогнозирование существует как самостоятельная отрасль знаний, так как ряд социально-экономических процессов не поддается планированию и является исключительно объектом прогнозирования. Это демографические процессы, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная структура населения и некоторые другие. В период перехода к рынку перечень прогнозируемых явлений и процессов расширяется. В-третьих, прогнозирование характеризует определенную, отличную от других путей познания социально-экономической действительности ступень изучения исследуемого объекта, а также самостоятельные, хотя и взаимосвязанные с ними формы предвидения его будущего состояния.

Основными функциями прогнозирования являются 

1)научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций; 
2) исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде; 
-3)оценка объекта прогнозирования; 
-4)выявление объективных альтернатив экономического и социального развития; 
5) накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Национальная экономика как объект социально-экономического прогнозирования