Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:14, курсовая работа
Целью работы является раскрыть сущность несовершенной конкуренции и изучить различные её виды, особенности антимонопольного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1) Проанализировать явление несовершенной конкуренции. 2) Дать подробную характеристику всем видам несовершенной конкуренции.
3) Выявить преимущества и недостатки несовершенной конкуренции, ее следствия.
4) На конкретном примере рассмотреть деятельность фирмы, представляющей неконкурентную рыночную структуру.
5) Изучить антимонопольное регулирование в стране, рассмотреть трудности , с которыми сталкиваются государственные органы на пути осуществления антимонопольного регулирования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы несовершенной конкуренции.
Отличие несовершенной конкуренции от совершенной.
Виды несовершенной конкуренции
Монополия
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Глава 2 Практическая часть
2.1 Деятельность фирмы монополиста на примере ОАО «РЖД»
2.2 Перспективы развития ОАО «РЖД»
Глава 3 Особенности антимонопольного регулирования в России.
Заключение.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ
Нижегородский государственный университет им Н.И Лобачевского
КАФЕДРА ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ
«Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия.
Антимонопольная политика государства»
Калюжнов Г.О.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы несовершенной конкуренции.
Глава 2 Практическая часть
2.1 Деятельность фирмы монополиста на примере ОАО «РЖД»
2.2 Перспективы развития ОАО «РЖД»
Глава 3 Особенности антимонопольного регулирования в России.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая наука неразрывно связана с таким понятием как конкуренция. Невозможно представить эффективное функционирование рыночных отношений без определенной степени конкуренции. Что же означает понятие конкуренция?
Изначально слово конкуренция берет истоки от латинского слова concurro – означающего сталкиваться, состязаться. Конкуренция - составляющий элемент любого рыночного механизма, соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.
Конкуренция зависит от количества рыночных субъектов – продавцов и покупателей.
Она развертывается среди продавцов, которые хотят улучшить свои условия хозяйствования и продать свой товар подороже. Также развертывается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по наименьшей цене.
Наконец, главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товар. В результате этого устанавливается равновесная цена на однородные товары.
Конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.
Выделяют два основных типа конкуренции:
- совершенная;
- несовершенная.
Объектом моей курсовой работы является несовершенная конкуренция. Актуальность темы подтверждается тем, что совершенная конкуренция – идиллия, рай, к сожалению, пока недостижимый, так или иначе большинство рыночных структур представляют именно несовершенную конкуренцию, поэтому целесообразным является рассмотреть в работе рынки несовершенной конкуренции.
Кроме того, наша страна, Россия, еще совсем недавно начала переход от командно- административной экономической системы к рыночной. Во многих отраслях промышленности, особенно отраслях группы «А», сохраняется высокий уровень монопольности и ,как правило, данные отрасли представлены всего несколькими предприятиями.
Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что в России доминирует несовершенная конкуренция, этим тоже подтверждается актуальность моей работы.
Целью работы является раскрыть сущность несовершенной конкуренции и изучить различные её виды, особенности антимонопольного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1) Проанализировать явление несовершенной конкуренции. 2) Дать подробную характеристику всем видам несовершенной конкуренции.
3) Выявить преимущества и недостатки несовершенной конкуренции, ее следствия.
4) На конкретном примере рассмотреть деятельность фирмы, представляющей неконкурентную рыночную структуру.
5) Изучить антимонопольное регулирование в стране, рассмотреть трудности , с которыми сталкиваются государственные органы на пути осуществления антимонопольного регулирования.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
По степени развития конкуренции, экономическая теория выделяет следующие основные типы рынка: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции.
Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в действительности большинство рынков являются рынками несовершенной конкуренции. Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции.
На таких рынках конкуренция и механизм рыночного саморегулирования действуют несовершенно.
Несовершенная конкуренция — это такая организационная структура рынка, при которой могут быть затруднены вступления в него и ограничен выход к информации. Продукт, товар, продаваемый на таким образом организованном рынке, может быть дифференцирован или уникален, в связи с чем предприниматели могут назначать и продолжительное время удерживать монопольную, собственную, цену.
Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, признаками несовершенной конкуренции на рынке являются:
значительная доля продаж отдельных производителей ;
неоднородность одноименных товаров;
наличие барьеров для входа в отрасль;
несовершенство информации.
Теорию и инструментарий механизма рынка несовершенной конкуренции разрабатывали такие экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др. В их научных трудах содержатся характеристики: причин нарушения механизма свободного конкурентного ценообразования; средств, с помощью которых отдельные производители получают возможность контролировать цены на рынке товаров.
Основные положения теории рынка несовершенной конкуренции: монополист обладает властью над ценой и волен повышать или понижать ее в целях управления в своих интересах спросом и предложением на рынке своих товаров. При этом он сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной; в экономике любой страны существуют естественные монополии, когда отрасль состоит всего из одной фирмы (например, снабжение газом, электроэнергией, связью и др.). Здесь средние издержки минимальные, а прибыль наибольшая; в условиях монополии существуют входные барьеры для фирм-новичков для входа на рынки, где хозяйничают фирмы-старожилы.
В числе барьеров вхождения могут быть: наделение правительством фирм исключительными правами; обладание собственностью на редкие или невосполнимые ресурсы, авторские права и патенты; эффект масштаба, когда для входа на данный рынок, например, нужен очень крупный капитал, нелегальные методы борьбы монополий с новыми конкурентами на их рынке.
Критерием несовершенной конкуренции является также понижение кривой спроса и цен, с ростом выпуска продукции фирмы. В условиях несовершенной конкуренции (Q) выпуска продукции влияет на уровень цен, т.е. продукцию можно реализовать только снижая цену. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
Как мы убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов - тем просто больше негде взять этот продукт.
1.2. Виды несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция подразделяется на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
Чистая монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель товара, причем этому товару нет близких заменителей в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
Монополистическая конкуренция . Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация товара дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.
Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности
Более наглядно отличия трех видов несовершенной конкуренции
представлены в таблице 1.
Признаки |
Монополистиче-ская конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Число фирм |
Много |
Несколько |
Одна |
Характер продукции |
Дифференциро-ванная |
Стандартная или дифференциро-ванная |
Уникальная, нет близких заменителей |
Условия вступления |
Сравнительно легкие |
Наличие существенных препятствий |
Блокировано |
Доступность экономической информации |
Некоторые ограничения |
Существенные ограничения |
Недоступна |
Контроль над ценой |
Некоторый, но в довольно узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре |
Значитель-ный |
Пример |
Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. |
Производство стали, автомобилей, многих бытовых электроприборов |
Местные предприятия общественно-го пользования |