Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:27, доклад

Краткое описание

В докладе представлена совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью: воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методом государственного регулирования. К таким методам отнесены административные и таможенные формальности, а также валютные ограничения и валютный контроль, регулирование по средством курса национальной валюты,мерами поддержки экспорта

Вложенные файлы: 1 файл

НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

НЕТАРИФНЫЕ  МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нетарифные методы регулирования – это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методом государственного регулирования.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта (экономика мирохозяйственных связей, М, Прогресс, 1992, с. 150) насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН, 1947, для регулирования экономических отношений между странами-участницами) всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

Меры прямого ограничения

Таможенные и административные формальности

Прочие нетарифные методы

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И  ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ

Среди мер нетарифного регулирования  ВЭД можно выделить категорию  мер, связанных с выполнением  таможенных или административных формальностей.

К ним относятся:

  1. Импортные налоги:
  • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
  • сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
  • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные  сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

  1. Импортные депозиты (банковский вклад – сумма денег, помещенная вкладчиком в банк на определенный срок. Банк пускает эти деньги в оборот, а в обмен выплачивает вкладчику проценты. Депозит является долгом банка перед вкладчиком, подлежит возврату) представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк (коммерческий банк, получивший в установленном порядке право (лицензию) на совершение валютных операций), перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

 

Сертификация

Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ . Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ “ О сертификации продукции и услуг “ и иными правовыми актами.

Предотгрузочная инспекция

В целях защиты прав и интересов  потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

ПРОЧИЕ НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ

Валютные ограничения  и валютный контроль

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД  занимают валютные ограничения и  валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и других нормативных актах.

Регулирование курса  национальной валюты

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической  деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной  власти, ответственным за обеспечение  устойчивости рубля, является Центральный  Банк РФ. Он устанавливает официальный  курс рубля по отношению к ведущим  иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом, осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

 

Меры поддержки экспорта

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

В соответствии с законом  «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

  • кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов (вид страхования, имеющий целью защиту от рисков, связанных с кредитом, предоставляемым сторонами по внешнеторговой сделке в процессе экспорта, виде отсрочки платежа или предоплаты товара);
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической  деятельности предоставляет большие  возможности хозяйственникам и  предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.


Информация о работе Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности