УДК 336.1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ
БАЗА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Е. В. Бут-Гусаим, 4
курса
Научный
руководитель - В. В. Боричевская, ст. преподаватель,
Полесский государственный университет
На современном этапе
государственная поддержка малого предпринимательства
Республики Беларусь осуществляется с
учетом приоритетов развития страны, которые
определены Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015
годы.
В связи с этим в последнее
время Главой государства и Правительством
страны уделяется большое внимание вопросам
повышения эффективности деятельности
данного сектора экономики, наращивания
производственного, инновационного, инвестиционного,
экспортного потенциала субъектов
малого и среднего предпринимательства,
стимулирования предпринимательской
активности населения в городах районного
подчинения, поселках городского типа,
сельских населенных пунктах, агрогородках
[1].
Основными нормативными
правовыми актами, а также документами,
регулирующими вопросы предоставления услуг финансирования,
являются:
- Гражданский кодекс Республики
Беларусь;
- Налоговый кодекс Республики Беларусь;
- Инвестиционный кодекс Республики
Беларусь;
- Закон Республики Беларусь
от 1 июля 2010 года ”О поддержке малого
и среднего предпринимательства“ – определяет правовые и организационные
основы поддержки малого и среднего предпринимательства,
создания благоприятных условий для его
развития;
- Директива Президента
Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года
№ 4 ”О развитии предпринимательской
инициативы и стимулировании деловой
активности в Республике Беларусь“ (программный документ, определяющий
основные направления либерализации
условий осуществления хозяйственной
деятельности);
- Декрет Президента
Республики Беларусь от 16 января 2009 г.
№ 1 ”О государственной регистрации и
ликвидации (прекращении деятельности)
субъектов хозяйствования“ (вместе с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования);
- Декрет Президента
Республики Беларусь от 6 августа 2009 г.
№ 10 ”О создании дополнительных условий
для инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь“;
- Декрет Президента
Республики Беларусь
от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании
производства и реализации товаров (работ,
услуг)“;
- Декрет Президента
Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г.
№ 9 ”О некоторых вопросах регулирования
предпринимательской деятельности в сельской
местности“;
- Постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 23 мая 2011 г. № 656 ”О Национальной программе
развития экспорта Республики
Беларусь на 2011 - 2015 годы“;
- И др. [3]
По состоянию на 1 января 2013 г. принято
(издано) 120 актов законодательства, в числе
которых 8 Законов Республики Беларусь,
28 Указов, 2 Декрета и 2 распоряжения Президента
Республики Беларусь, 43 постановления
Совета Министров Республики Беларусь,
4 постановления Правления Национального
банка Республики Беларусь, 33 ведомственных
акта законодательства (3 постановления
Минэкономики, постановление Минфина
и Минэкономики, постановление Минстройархитектуры,
3 постановления Минздрава, постановление
Минюста, 6 постановлений Минтруда и соцзащиты,
8 постановлений Минфина, 9 постановлений
Госстандарта и одно постановление Госкомимущества)
[4].
Концептуально приоритеты
либерализации условий осуществления
предпринимательской деятельности
определены в Директиве Президента
Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г.
№ 4 ”О развитии предпринимательской
инициативы и стимулировании деловой
активности в Республике Беларусь“.
Принятые акты законодательства
предусматривают:
- защиту и развитие частной собственности;
- либерализацию сферы ценообразования;
- сокращение финансовой отчетности и сведений в ней;
- совершенствование (упрощение и сокращение количества) административных процедур;
- развитие системы оказания государственной поддержки малому предпринимательству;
- снижение и оптимизацию налоговой нагрузки;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- стимулирование предпринимательской деятельности на территории средних, малых городах и сельской местности;
- повышение качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- и др. [2]
Законодательно закрепленные
реформы направлены на:
- Обеспечение дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности;
- Принятие самых серьезных мер по защите и развитию частной собственности. Созданию условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности;
- Ликвидацию излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами;
- Завершение гармонизации налоговой системы Республики Беларусь с действующими в европейских странах. Придание налоговому законодательству характера, стимулирующего добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. Расширение применения в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикальное сокращение финансовой отчетности;
- Придание контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, переход к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности;
- Усовершенствование инфраструктуры и системы финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела. Формирование экономических стимулов к участию в развитии бизнес-среды субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности, общественных объединений, в том числе предпринимательских союзов (ассоциаций);
- Исключение излишнего регулирования рынка труда;
- Обеспечение однозначного правового регулирования и стабильности законодательства, повышение качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность [4].
Современный этап развития предпринимательства в Республике
Беларусь характеризуется тем, что на
уровне государства и общества утвердилось
понимание необходимости активизации
частной инициативы не только как способа
обеспечения занятости населения, но и
как одного из важнейших источников стабильного
социально-экономического роста. А посему,
создание в республике максимально благоприятных
условий для формирования и функционирования
предпринимательской среды и повышения
инвестиционной привлекательности белорусской
экономики было и остается в разряде важнейших
национальных приоритетов.
Список использованных
источников
- «Государственная программа поддержки
малого и среднего предпринимательства
в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы»;
- ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“:
Указа Президента Республики Беларусь
от 21 мая 2009 г. № 255;
- Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.economy.gov.by/ru/– Дата доступа: 24.02.2013;
- “О выполнении Директивы Президента
Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г.
№ 4 ”О развитии предпринимательской
инициативы и стимулировании деловой
активности в Республике Беларусь“ по
состоянию на 1 января 2013 г.»