Обслуживание рабочих мест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:40, доклад

Краткое описание

Эффективность труда вспомогательных рабочих, выполняющих перечисленные выше функции, во многом зависит от того, какая система обслуживания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению рабочих мест основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Обслуживание рабочих мест.docx

— 17.62 Кб (Скачать файл)

Обслуживание  рабочих мест

 

Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью их обеспечения  средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства. Такое обслуживание включает:

-   своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией;

-   бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и приспособлениями;

-   ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах.

Эффективность труда вспомогательных  рабочих, выполняющих перечисленные  выше функции, во многом зависит от того, какая система обслуживания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и  методам мер, определяющих сферу  деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению рабочих мест основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда. Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах основного производства, увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.

Различают следующие функции  обслуживания рабочих мест:

производственно-подготовительная - комплектование предметов труда, выдача производственного задания и  технической документации, проведение производственного инструктажа;

инструментальная - обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и  ремонт инструмента;

наладочная – наладка, переналадка  и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка – в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка – в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки;

контрольная - контроль качества продукции и соблюдение  технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной  аппаратуры;

транспортно-складская - приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим  местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции, а также отходов производства;

поддержания в рабочем состоянии  основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание, все виды ремонтов;

энергетическая - обеспечение рабочего места всеми видами энергии -электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д.;

ремонтно-строительная - текущий ремонт производственных помещений строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей;

хозяйственно-бытовая - систематическая  уборка производственных помещений  и территорий, санитарно-гигиеническое  и культурно-бытовое обслуживание.

Все эти функции могут выполняться  по различным системам: централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе, обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.

Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).

При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализовано.

При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем  подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность  их выполнения.

Наибольшее распространение на предприятиях промышленности получила смешанная (комбинированная) система  обслуживания, при которой часть  функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть  – децентрализовано.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени  и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

С этой точки зрения, в основу построения любой из перечисленных систем должны быть  заложены следующие принципы:

-   планово-предупредительный, профилактический характер;

-   гибкость;

-   комплексность;

-   высокое качества обслуживания;

-   экономичность.

Планово-предупредительный, профилактический характер обслуживания означает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места, включая комплектование его материалами, заготовками, инструментом, приспособлениями, документацией в течение смены и суток. Регламент обслуживания должен быть подчинен графику основного производства. Поэтому работы, требующие остановки оборудования, должны выполняться во внутрисменные и междусменные перерывы, или в нерабочие дни.

Гибкость системы означает возможность оперативной ее перестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различными службами предприятия в течение одного и того же промежутка времени, и на одних объектах.

Высокое качество и экономичность обеспечиваются соответствующей квалификацией вспомогательных рабочих, при оптимальной их численности, четкая организация их труда, обеспечением всем необходимым для выполнения своих функций.

В общем виде, разработка системы  обслуживания рабочих мест включает:

-   выбор форм ее организации;

-   определение профессионального состава обслуживающего персонала;

-   установление ее регламентации;

-   обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией;

-   расчет норм обслуживания;

-   организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих;

-   организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.


Информация о работе Обслуживание рабочих мест