Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:33, реферат
В большинстве развитых странах мира преобладает смешанная экономика. Данное определение предполагает, что это и есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными целями. С одной стороны, имеется такой общественный инструмент как рынок, который через «невидимую» движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые в целом можно охарактеризовать как нерыночные. Важнейшим среди них является деятельность общественного сектора.
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Общеэкономический факультет
Реферат
по теме:
Общественный сектор национальной экономики
по дисциплине
Экономика общественного сектора
Выполнила
Юдина М.В.
Студент группы 913
Проверила
Федорова Н.
Москва 2014
Введение
В большинстве развитых странах
мира преобладает смешанная экономика.
Данное определение предполагает, что
это и есть комбинация различных инструментов
размещения редких ресурсов между конкурирующими
между собой альтернативными целями. С
одной стороны, имеется такой общественный
инструмент как рынок, который через «невидимую»
движущую силу конкуренции использует
цены для размещения земли, труда, капитала
и фирм в производстве конечных потребительских
товаров. С другой стороны, наряду с рыночными
силами существуют и другие механизмы
размещения ресурсов, которые в целом
можно охарактеризовать как нерыночные.
Важнейшим среди них является деятельность
общественного сектора.
В данной работе главной целью
является раскрытие понятия общественного сектора.
1.Понятие, структура
и механизм организации
«Общественный сектор является
совокупностью ресурсов экономики, находящихся
в распоряжении государства и общественных
организаций (в том числе органов местного
самоуправления)»1.Еще Пигу выдвигал мнение о
том, что перераспределение дохода в обществе
служит увеличению его благосостояния.
Дж. М. Кларк под сбалансированным обществом
понимал сочетание частной деятельности
и общественного контроля, направленных
на обеспечение равновесия между частными
и общественными интересами.2 В настоящее время актуален
подход рассмотрения как рыночных механизмов,
так и общественного сектора с позиции
теории прав собственности. В связи с этим
общественный сектор становится механизмом
уменьшения транзакционных издержек.
Общественный сектор экономики – это
сфера деятельности, ориентированная
на ликвидацию провалов рынка, создание
общих и социально значимых благ.
Общественный сектор является
достаточно сложным образованием и значительной
мере пересекается с государством. В его
состав входят бюджетные учреждения, государственные
внебюджетные фонды и государственные
предприятия, и другие объекты госсобственности.
Помимо названных институтов, к общественному
сектору в широком смысле слова относятся
негосударственные некоммерческие организации.
Сектор некоммерческих организаций, получивший
большое развитие в ведущих зарубежных
странах, является важным элементом гражданского
общества. Эти структуры осуществляют
свою деятельность в сфере провалов рынка
и не ориентированы на получение прибыли.
Цели и задачи их деятельности закрепляются
в уставе. Некоммерческие организации
могут получать прибыль, но она направляется
исключительно на достижение уставных
целей. Важным отличием некоммерческих
организаций от государственных является
то, что они создаются на добровольных
началах и функционируют независимо. Они
отличаются большей открытостью и ответственностью
перед потребителями их услуг. В ряде случаев
некоммерческим организациям может передаваться
часть регулирующих функций, традиционно
выполняемых государством.
Общественный сектор представляет
собой такую область экономики или часть
экономического пространства, где в совокупности
определяются следующие специфические
условия3:
В отличие от рыночного, общественный
сектор имеет дело с общественными благами,
которые в большинстве своем не являются
предметом купли-продажи. В тех случаях,
когда происходит коммерческая сделка
по поводу общественного блага, она не
рассматривается как главный побудительный
мотив деятельности общественных организаций.
В связи с этим организации общественного
сектора называют некоммерческими. Поскольку
в общественном секторе доминирующее
место занимает деятельность государства,
то часто его называют государственным
сектором экономики. Структура общественного
сектора неоднородная и включает три подсектора:
государственный, добровольно-общественный,
смешанный. С одной стороны, смешанный
сектор занимает промежуточное положение
между общественным и рыночным секторами,
с другой – существует смежная зона внутри
общественного сектора между государственным
и добровольно-общественным подсекторами.
Масштабы общественного сектора
характеризуется как размерами государственной
собственности (запас ресурсов), так и
объемом государственных доходов и расходов
(потоки собираемых и расходуемых средств).
Общественный сектор традиционно занимает
прочные позиции в таких сферах деятельности,
как оборона, фундаментальные научные
исследования, образование, здравоохранение,
культура, коммунальное хозяйство.
В новых условиях хозяйствования,
когда государство выступает как один
из субъектов рынка, а в общественном секторе
начинают взаимодействовать наряду с
государственными и общественные, некоммерческие,
частные, смешанные организации возникает
необходимость изменения организационно-функциональной
конструкции государственных финансов,
которая позволит, сохраняя регулирующую
роль государства, обеспечить баланс между
объемом общественных потребностей и
возможностями их удовлетворения.
Реальное существование этих
по природе рыночных явлений в нерыночном
общественном секторе обуславливает необходимость
нерыночного механизма балансирования,
включенного в рыночный экономический
оборот общественного сектора. В рыночном
секторе подобным механизмом является
процесс свободного ценообразования,
в результате которого устанавливается
равновесие между спросом и предложением
на частные блага. Но и в этом случае рыночное
равновесие строится на косвенных институциональных
ограничениях, обозначаемых государством
(налоги, субсидии, лимитирование уровня
цен).
В общественном секторе регулирующий
механизм имеет принципиальную иную конструкцию
и специфику, обусловленную особенностями
спроса и предложения общественных благ.
Природа общественных благ обуславливает
необходимость равномерного удовлетворения
спроса на них4. Предложение же общественных
благ отличается тем, что реализуется
государственными и общественными организациями,
хотя большую часть затрат на получение
этих благ несут на себе потребители, то
есть члены общества - в виде налогов, добровольных
платежей. На обеспечение равновесия между
спросом и предложением на общественные
блага влияет в большой степени та часть
указанного процесса, которая реализуется
в государственном секторе, так как значительный
объем общественных благ производится
именно здесь. Такого рода механизм балансирования
в отечественной литературе называют
финансово-бюджетным. Равновесие, которое
устанавливается между спросом и предложением
на общественные блага определяют как
«бюджетное равновесие». Концепция бюджетного
равновесия раскрывает природу и сущность
механизма создания и распределения, общественных
благ, и с учетом коллективного характера
их потребления, отражает необходимость
использования принудительных и обязательных
инструментов воздействия на субъекты
хозяйствования для обеспечения возможности
формирования общественных благ.
2.Масштабы и
положение общественного
Существуют различные способы
оценки масштабов общественного сектора
и степени его воздействия на экономику.
Наиболее простой и распространенный
метод заключается в изучении показателей,
публикуемых национальной статистикой.
К их числу относятся: объем доходов и
расходов государственного бюджета в
абсолютном выражении и его соотношение
с основными макроэкономическими показателями
(например, с валовым внутренним продуктом
- ВВП); численность государственных служащих,
их распределение по уровням и структурам
управления; размеры государственной
собственности; удельный вес государственных
предприятий в основных показателя отраслей
экономики; число некоммерческих организаций
и ряд других показателей.
Масштабы государственного
влияния на экономику в разных странах
различны. Если в Китае доходы консолидированного
бюджета не превышают 17,5% от ВВП5, то в таких странах, как Швеция,
Франция и Италия этот показатель находится
в районе 60%. Масштабы государственной
собственности в различных отраслях экономики
также существенно отличаются. Например,
для таких стран, как Великобритания, Франция
и Германии, характерен в среднем достаточно
высокий удельный вес предприятий государственной
собственности в промышленности. Напротив,
в Японии и США доля государственных предприятий
почти во всех отраслях промышленного
производства не превышает 25%.
В разных странах время от времени
предпринимаются попытки сокращения масштабов
государственного регулирования экономики.
Характерным примером подобной политики
могут служить рыночные реформы, проводимые
в постсоциалистических странах и заключающиеся
в масштабном сокращении государственного
сектора, замещении государства рынком
при помощи приватизации. В период проведения
рыночных преобразований в 90-х годах XX
века государственные расходы в бывших
социалистических странах сокращались
как в абсолютном, так и в относительном
выражении.
Размер общественного сектора
в экономике определяется соотношением
тех выгод и издержек, которые связаны
с его функционированием. К числу получаемых
обществом выгод относятся: компенсация
“провалов” рынка, сглаживание циклического
развития экономики, достижение большей
социальной стабильности за счет выравнивания
доходов граждан и др. Издержки – это повышение
уровня налогообложения, расширение бюрократии
и рост расходов на содержание государственного
аппарата, влияние политической конъюнктуры
на принятие экономических решений и т.п.
В разных странах периодически
проводятся административные реформы,
имеющие целью сокращение государственного
аппарата и оптимизацию его структуры.
Однако, мировой опыт свидетельствует
о том, что общественный сектор объективно
имеет тенденцию к расширению. Причинами
этого являются:
1. наличие и масштабы
провалов рынка. С развитием экономики возникают
новые виды деятельности, в которых рынок
сам по себе не может функционировать
эффективно (например, защита прав интеллектуальной
собственности). Как следствие, появляются
новые задачи и функции государственного
регулирования, что вызывает расширение
общественного сектора;
2. циклы политической
конъюнктуры. Динамика общественного сектора
связана с процессом подготовки к очередным
выборам в органы государственной власти.
Стремясь расширить число своих избирателей,
правящие политические силы увеличивают
расходы социального характера, которые
затем крайне трудно поддаются сокращению;
3. перераспределительные
программы. Проблема повышения уровня
жизни продолжает оставаться актуальной
не только для бедных стран мира, но и для
экономически развитых государств. Категории
населения, которые по тем или иным причинам
не могут обеспечить себе достойный уровень
дохода в рамках рыночной системы, зависят
от трансфертов, получаемых от общественного
сектора. Политические силы, выступающие
за перераспределительные программы,
находят поддержку среди таких избирателей.
Выигрыш от роста государственных расходов,
как правило, более очевиден и проявляется
быстрее, чем положительный эффект от
их снижения. Поэтому стимулы к расширению
перераспределительных программ более
сильны, чем к его сокращению
4. интересы бюрократии. В теории показывается, что
любая бюрократическая организация стремится
к расширению своей деятельности. Интересы
государственных учреждений заключаются
в повышении объема подконтрольных им
ресурсов (в том числе бюджетных расходов)
и, таким образом, напрямую связаны с ростом
общественного сектора6.
Если позитивные результаты
возникают достаточно быстро и вполне
четко персонифицированы, но негативные
тенденции менее очевидны и накапливаются
в течение длительного периода времени.
Проблема экономической эффективности
использования государственной собственности
существует во всех государствах, независимо
от типа экономики.
Более низкая рентабельность
государственной собственности представляет
собой обычное явление в странах с рыночной
экономикой. Причины низкой рентабельности
государственной собственности общеизвестны.
Среди основных причин отметим одну - специфическую
отраслевую структуру предприятий государственной
собственности.
Значительная часть государственной
собственности - это объекты инфраструктуры,
в большинстве своем нерентабельные; другая
часть - государственные предприятия в
сырьевых и энергетических отраслях, где
требуются большие инвестиции, а оборачиваемость
капитала медленная, и т.д.. Рентабельность
государственных предприятий, как правило,
здесь ниже, чем частных.
Существование в условиях рыночного
хозяйства секторов, которые в своей деятельности
руководствуются принципами, несколько
отличающимися от принципов частных фирм,
позволяет использовать государственный
сектор для решения общегосударственных
экономических задач, а также повышения
прибыльности частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую
и прибыль вообще, не являются первостепенной
целью деятельности государственного
сектора в инфраструктуре, энергетике,
сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке
и переподготовке кадровое области охраны
окружающей среды. Поэтому государственный
сектор стал поставщиком дешевых услуг
(в частности, транспортных, почтово-телеграфных),
электроэнергии и сырья, снижая издержки
в частном секторе.
В России в процессе рыночных
преобразований вновь формируется управление
государственной собственностью. Поэтому
очень важно разработать новые стратегию
и программы приватизации, предполагающие
повышение эффективности управления государственной
собственностью. До настоящего времени
такое управление остается неэффективным.
Сейчас РФ находится на начальном
этапе решения этой задачи. Ранее не было
представления о том, что находится в собственности
государства. Реестр государственной
собственности появился недавно.
В 2000 г. Правительством РФ принято
Постановление «О реестре показателей
экономической эффективности деятельности
федеральных государственных унитарных
предприятий и открытых акционерных обществ,
акции которых находятся в федеральной
собственности» от 11 января № 23. Есть разные
варианты определения показателей эффективности
государственных предприятий. Наиболее
вероятный перечень не должен превышать
десяти показателей: сумма прибыли, подлежащей
перечислению в федеральный бюджет; сумма
дивидендов, подлежащих перечислению
в бюджет для акционерного общества с
государственным участием; рентабельность
собственного капитала; рентабельность
активов; коэффициент текущей ликвидности;
соотношения заемных и собственных средств;
период оборота; коэффициент износа основных
средств; задолженность по зарплате и
др.
В 2000 году экспертами уже была
разработана стратегия государственной
политики в области содействия гражданскими
инициативам до 2010 года . В ней были поставлены
цели и задачи, касающиеся развития общественного
сектора. С этого времени произошли значительные
внешние изменения и качественные трансформации,
повлиявшие на развитие общественных
институтов как в лучшую, так и в худшую
сторону7.
1. Формализация отношений сектора
и государства на федеральном уровне:
•Проведен ряд Гражданских
форумов (2001 – 2008, новая волна - 2011);
•Создан (в 2004 г.) Совет при Президенте
РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека,
с 2011 г. – Совет при Президенте РФ по развитию
гражданского общества и правам человека.
•Создана Общественная палата
РФ, действующая с 2006 г.
2. Приняты законы, поддерживающие
развитие НКО:
•закон о целевых капиталах
(2006 г.);
•концепция развития благотворительности
и добровольчества в РФ (июль 2009 г.);
•изменения в регистрации и
отчетности НКО (2010 г.)
3. Финансирование деятельности
НКО (прямое и опосредованное):
•Реализуются грантовые конкурсы
через НКО-операторов (президентские гранты,
с 2007 г.). Вместе с тем система президентских
грантов за время своего существования
не завоевала доверия в НКО-сообществе
из-за недостатка прозрачности и ясности
конкурсных процедур.
•В ряде регионов реализована
концепция муниципального гранта и/или
заказа, конкурсы на консолидированный
бюджет.
4. Самоорганизация и сетевое
строительство НКО:
5. Создание механизмов учета
мнения граждан и их объединений на разных
уровнях при принятии решений, в т.ч.:
•Общественные и консультативные
советы при всех министерствах и ведомствах.
В ряде случаях они оказываются рабочими
структурами, но чаще – имитационными,
довольно закрытыми, ограниченными и не
работающими;
•Отработана процедура проведения
общественных/публичных слушаний (но используется
крайне выборочно как тематически, так
и регионально);
6. Самоорганизация граждан
по месту жительства:
•Принято законодательство
о местном самоуправлении с четким разграничением
полномочий и функций местного и территориального
самоуправлений; наработана практика
организации ТОСов и ТСЖ.
Значительное число из перечисленных
выше пунктов реализовано фактически
либо формально, имитационно, либо в небольшом
(недостаточном) объеме. В числе причин
такой ограниченной реализации стратегии
развития можно выделить следующие.
Со стороны власти: противоречивость,
неустойчивость и непоследовательность
политики в отношениях с сектором в целом;
•коррупционные интересы государственных
служащих, входящие в противоречие с общественными
интересами; недооценка квалификации
работников сектора и переоценка риска
некачественного исполнения социальных
услуг НКО при передаче им части полномочий.
Со стороны граждан: приоритетность
решения индивидуальных проблем, сильная
атомизация общества; неверие
и отсутствие понимания, каким образом
можно повлиять на принятие решений и
их реализацию.
Со стороны организаций и самодеятельных
объединений граждан: недостаток и нестабильность
источников финансирования деятельности;
сравнительно небольшой и кастомизированный
опыт отстаивания собственных объединенных
интересов; разрозненность, плохо развитая
инфраструктура поддержки деятельности
(включая собственные сети, СМИ, образование,
доступные консультационные ресурсы и
т.д.); отсутствие массовой общественной
поддержки деятельности.
Заключение
Формирование в России жизнеспособного
общественного сектора экономики является
актуальной проблемой. Эффективность
общественного сектора обеспечивается
его рамками и способностью государства
развивать частный сектор, служащий одним
из основных источников формирования
общественного сектора в экономике страны.
Перспективы развития общественного сектора
в РФ на сегодня очень разнообразны и положительный
сценарий возможен лишь при совместном
активном участии как государства, так
и граждан и общественных организаций.
Информация о работе Общественный сектор национальной экономики