Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:43, контрольная работа
Как известно, одним из важнейших научных методов является системный подход, который в полной мере может быть применен при исследовании экономических процессов, явлений в их сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
В самом общем значении термин «система» (от греч. « systema » – целое, составленное из частей) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство1.
С учетом этого экономическая система может быть определена как упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ. При таком подходе должны выделяться субъекты и объекты экономических отношений, различные формы связей между ними.
1
Понятие и основные типы экономических систем
2
2
Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения
6
3
Олигополия и особенности поведения
9
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1 |
Понятие и основные типы экономических систем |
2 |
2 |
Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения |
6 |
3 |
Олигополия и особенности поведения |
9 |
Список использованной литературы |
12 |
1.Понятие и основные типы экономических систем
Как известно, одним из
важнейших научных методов
В самом общем значении термин «система» (от греч. « systema » – целое, составленное из частей) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство1.
С учетом этого экономическая система может быть определена как упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ. При таком подходе должны выделяться субъекты и объекты экономических отношений, различные формы связей между ними.
На сегодня в российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы. Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки).
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).
В принципе, термин «экономическая система» применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.
В ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить)1. Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются:
Чистый капитализм (рыночная экономика) – это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интереса (стремление максимизировать свой доход), минимальный уровень экономической власти отдельных субъектов (невозможность кардинально повлиять на рыночную ситуацию), минимальная степень государственного вмешательства в экономику. Лучше всего данный тип экономической системы описан А.Смитом, который провозгласил закон «невидимой руки», т.е. саморегуляции рыночного механизма, когда стремление извлечь собственную выгоду одновременно приводит к обеспечению интересов всего общества. В завершение следует заметить, что термин «чистый капитализм» – условный, используется только в теории, в действительности имел место капитализм свободной конкуренции. Более того, сегодня «чистый капитализм» – еще больший абсурд, чем «чистый социализм».
Командная экономика (коммунизм) – экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: жесткая централизация экономической власти у государства – главного субъекта хозяйственной жизни, в том числе по использованию ресурсов на всех уровнях; поведение субъектов детерминировано общегосударственными целями, общественный интерес доминирует над частным. Все ресурсы находятся в собственности государства, недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам. В итоге производство нередко приобретает автономный характер, не обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, тормозится технический прогресс и наступает застой в экономике.
Смешанная система – экономика, в которой имеет место сочетание некоторых свойств первой и второй систем. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется гибким контурным государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач. В целом, данный тип экономической системы позволяет сочетать достоинства рыночного механизма с государственным регулированием, устраняющим «провалы» рынка, сводящим к минимуму его негативные для общества эффекты.
Традиционная экономика
– данный тип экономической системы
следует рассматривать
2. Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения
Предложение (S — supply) — желание продавца продать определенное количество товара за определенный период по определенной цене.
Величина предложения (QS) — конкретное количество товара, предложенного на рынке по конкретной цене.
Закон предложения: с увеличением цены величина предложения возрастает; если цена снижается, то уменьшается и величина предложения. Таким образом, между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.
Кривая предложения
|
Кривая предложения имеет положительный наклон и отображает закон предложения. Изменение величины предложения на графике выглядит как движение вдоль линии предложения, при этом функция предложения остается неизменной. Зависимость величины предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения3. |
Функция предложения общего вида:
QS = f (Р, Ра, Ргеs, ..., K, С, Z, В),
где QS — величина предложения данного товара; Р — цена товара; неценовые факторы: Ра — цена на другие товары; Ргеs — цена на ресурсы; К — характер применяемой технологии; С — налоги и дотации; Z — природно-климатические условия; В — прочие факторы.
Под влиянием ценовых факторов предложения устанавливается новая зависимость между ценой и величиной предложения, то есть изменяется функция предложения от цены.
Смещение линии предложения | |
При увеличении предложения линия предложения смещается вправо |
При уменьшении предложения линия предложения смещается влево |
Неценовые факторы предложения4 |
||||
Изменение цен на производственные ресурсы |
Уровень технологий в производстве |
|||
Совершенствование технологий способствует экономии ресурсов, уменьшению расходов и увеличению предложения |
||||
Снижение расходов на ресурсы ведет к увеличению предложения, и наоборот |
||||
Размеры налогов и субсидий |
Степень конкуренции на рынке (структура рынка) |
|||
Увеличение налогов уменьшает предложение; льготное налогообложение способствует увеличению предложения |
||||
Большое количество предприятий на рынке способствует увеличению предложения, и наоборот |
||||
Изменение цен на другие товары и услуги |
Войны, природные и техногенные катастрофы |
|||
Увеличение цены на субституты ведет к перетеканию ресурсов для производства в их пользу и соответственно к уменьшению предложения первоначального товара |
||||
Ценовая эластичность предложения (ЕS) характеризует степень реакции производителей на изменение цены.
Математическое выражение:
Q1 — величина предложения после изменения цены; Q0 — величина предложения до изменения цены; Р1 — изменившаяся цена товара; Р0 — первоначальная цена товара.
Основной фактор, который определяет эластичность предложения,— это время. Поэтому рассматривают изменение предложения за три периода времени.
Периоды изменения эластичности предложения | ||
Мгновенный |
Краткосрочный |
Долгосрочный |
|ES| = 0 |
0 < |ES| < 1 |
|E|>1 |
Абсолютно неэластичное предложение; производители не могут повлиять на объем предложения |
Низкоэластичное предложение; производители могут расширить или сократить производство на существующих (неизменных) ресурсах |
Эластичное предложение; производители имеют возможность произвести изменения всех факторов производства, отреагировав на изменение цены, что приведет к увеличению предложения |
Факторы, влияющие на эластичность предложения |
||||||||
Уровень издержек (затрат на производство) в цене товара |
Вид издержек в себестоимости товара |
Фактор времени |
||||||
В краткосрочном периоде |
||||||||
При высоком уровне затрат на здания, сооружения (постоянные издержки), предложение неэластично. Если же преобладают издержки на спрос и зарплату рабочих (переменные издержки), то предложение более эластично |
||||||||
Чем больше уровень затрат, тем менее эластично предложение |
3. Олигополия и особенности поведения
Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.
Характерные черты олигополии:
Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.
Последствия всеобщей взаимосвязи:
Такая неопределенность
рыночного поведения порождает
множественность моделей
В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.