Организация государственного прогнозирования и планирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение государственного прогнозирования и планирования в Российской Федерации.
Задачами контрольной работы являются рассмотрение:
1) правовой базы государственного прогнозирования (роль государства в организации прогностического процесса в РФ);
2) функций органов власти в организации социального прогнозирования на макроуровне и на уровне субъекта РФ;
3) системы прогнозов, программы социально-экономического развития и эффективность их реализации в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Нормативная база государственного прогнозирования в РФ…………….....5
2. Функции государственных органов управления по разработке прогнозов и планов……………………………………………………………………………...8
3. Государственное прогнозирование на долгосрочную и среднесрочную перспективу………………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………...17
Задача…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Прогноз и план в условиях рынка.docx

— 37.49 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине  «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

 

на  тему: «Организация государственного прогнозирования и планирования в РФ»

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил:

 

 

                                                 Тула 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Нормативная база государственного  прогнозирования в РФ…………….....5

2. Функции государственных  органов управления по разработке  прогнозов и планов……………………………………………………………………………...8

3. Государственное прогнозирование  на долгосрочную и среднесрочную  перспективу………………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  литературы……………………………………………………………...17

Задача……………………………………………………………………………..19

Тесты……………………………………………………………………………..20

 

Введение

Прогнозирование - это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

В Российской Федерации до последнего времени процесс прогнозирования строился «сверху вниз». В основном, прогнозированием занималось Правительство РФ, в частности Министерство экономического развития и торговли РФ. На уровне отдельных регионов (субъектов РФ, федеральных округов и муниципальных образований) разработка прогнозов не являлась обязательным, законодательно закрепленным процессом, это снижало результативность региональной политики. На сегодняшний день предпринята попытка организации процесса прогнозирования «снизу вверх», что позволит учесть национальную, территориальную, экономическую, социальную специфику территорий различного таксономического уровня и повысит качество и точность прогнозов. Наиболее перспективной представляется смешанная система прогнозирования, предполагающая потоки информации, как «снизу вверх», так и «сверху вниз».

Планирование - это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План отражает цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения конкретных задач.

На макроуровне должны разрабатываться планы развития страны, на региональном уровне - планы развития регионов.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.

С переходом России к новой системе экономических отношений, необходима разработка принципиально новой государственной политики. В рамках которой, должны применяться различные методы управления отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления как прогнозирование.

Целью данной контрольной работы является изучение государственного прогнозирования и планирования в Российской Федерации.

Задачами контрольной работы являются рассмотрение:

1) правовой базы государственного  прогнозирования (роль государства  в организации прогностического  процесса в РФ);

2) функций органов власти  в организации социального прогнозирования  на макроуровне и на уровне  субъекта РФ;

3) системы прогнозов, программы  социально-экономического развития  и эффективность их реализации  в РФ.

Объектом изучения является государственное прогнозирование РФ и его составные элементы. Предметом контрольной работы - основные направления деятельности органов планирования и прогнозирования.

В соответствии с поставленными задачами, объектом и предметом работы ведущим методом при анализе деятельности органов прогнозирования является теоретическая и информационная основа исследования.

 

  1. Нормативная база государственного прогнозирования в РФ

Государственное прогнозирование социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется в соответствие с Федеральным Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (принятым Государственной Думой 23 июня 1995 года, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 N 159-ФЗ).

В соответствии с законом, прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и общества.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по стране: по народнохозяйственным комплексам, по отраслям экономики, по регионам.

Вопросы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым Правительство поручает разработку прогнозов. Сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно отвечает за методологию и методику разработки прогноза. В системе Российской академии наук (РАН) прогнозы разрабатывает Институт народнохозяйственного прогнозирования.

Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на десятилетний период. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития России, заложенные в прогнозе на долгосрочную перспективу, определяются возможные цели и стратегические приоритеты социально-экономического развития РФ, пути, средства и этапы достижения поставленных целей и реализации приоритетов. Концепция социально-экономического развития вместе с предложениями о системе долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, направляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития страны используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Новый вариант федерального закона содержит раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития и уточнению программы с выделением задач на предстоящий год.

Исходя из положений программы социально-экономического развития, Правительство РФ разрабатывает годовой индикативный план социально-экономического развития России на очередной год и представляет его на рассмотрение и утверждение в Федеральное Собрание РФ вместе с проектом федерального бюджета.

Многие положения принятых федеральных законов по планированию и прогнозированию реализуются не в полной мере. Отсутствуют внутриведомственные методические указания о том, как и какими методами осуществлять такую работу на федеральном, ведомственном и региональном уровнях.

 

2. Функции государственных  органов управления по разработке  прогнозов и планов

Многие явления и процессы социально-экономического развития реализуются на территории нескольких регионов (макрорегиона), поэтому актуально создание прогнозов на макрорегиональном уровне. Особую роль в системе прогнозирования играют прогнозы социально-экономического развития федеральных округов, позволяющие интегрировать прогнозы регионов более низкого таксономического уровня, а также прогнозы развития отдельных отраслей. В соответствии с законодательством к компетенции Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах относится разработка программ социально-экономического развития территорий в пределах округа. Поскольку прогнозирование является важнейшей частью подготовительного этапа программирования, то необходимо включение прогнозов социально-экономического развития федерального округа в систему прогнозирования Российской Федерации.

Для того чтобы прогнозирование социально-экономического развития федерального округа было логически обоснованным, хорошо структурированным и результативным процессом, оно должно основываться на следующих принципах (табл.1):

Таблица 1 Основные принципы прогнозирования социально-экономического развития федерального округа

 

Принцип

Определение

 

Целенаправленность

Необходимость в процессе прогнозирования формирования научно обоснованного целевого блока, определяющего качественно, количественно и во времени результаты становления и развития управления социально-экономическим развитием федерального округа

 

Комплексность

во-первых, необходимость рассмотрения всех объектов прогнозирования во взаимосвязи, во-вторых, исследование всех факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие федерального округа, как целостной системы, так и отдельных её составляющих

 

Перспективность

Долгосрочность и стратегическая обоснованность разрабатываемых показателей в рамках прогнозов социально-экономического развития федерального округа

 

Превентивность

Необходимость в процессе прогнозирования разработки мер по профилактике и предупреждению неэффективного инее рационального управления социально-экономическим развитием федерального округа

 

Системность

Организация процесса прогнозирования как системы, включающей в себя взаимодействующие друг с другом подсистемы, каждая из которых выполняет свою функцию

 

Непрерывность

и своевременность

Постоянство деятельности в рамках процесса прогнозирования, отвечающей современным требованиям, обязательного контроля и оценки, позволяющих своевременно контролировать процесс

 

Индивидуальность

Необходимость учета в процессе прогнозирования местной специфики и региональных различий в развитии, как самого округа, так и входящих в его состав отдельных территорий

 

Иерархичность

Необходимость при разработке прогнозов регламентации и координации управленческих воздействий, создания гибкого механизма разграничения полномочий

 

Сбалансированность (устойчивость)

Обязательность при разработке прогнозов соблюдения принципов устойчивого развития

 

Эмерджентность

Прогноз социально-экономического развития фед. округа является самостоятельно разрабатываемым документом, а не просто суммой прогнозов развития входящих в его состав территорий

 
     

Прогнозирование социально-экономического развития федерального округа предполагает взаимодействие административно-территориальных единиц, хозяйствующих субъектов, социальных институтов, населения в рамках округа.

Как следствие, необходима разработка системы комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа. Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа (СПРФО) - это совокупность взаимодействующих между собой субъектов прогнозирования, деятельность которых направлена на создание комплексного прогноза социально-экономического развития федерального округа, используемых ими методов прогнозирования, а также основных направлений деятельности в рамках системы.

Таким образом, для эффективного функционирования СПРФО требуются следующие основные компоненты: источники внутренней информации (информация, собираемая в рамках системы), источники внешней информации (информация, получаемая от органов федеральной власти и других внешних источников), специализированное программное обеспечение, реализующее алгоритмы прогнозирования и анализ результатов.

От грамотно разработанного информационного обеспечения процесса прогнозирования зависит точность и объективность прогнозов, поэтому необходимо четко определить показатели и установить источники информации.

Можно предложить следующую модель информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития федерального округа, позволяющая организовать единое информационное пространство показателей социально-экономического развития федерального округа и входящих в его состав субъектов .

Разработка прогнозов социально-экономического развития федеральных округов будет способствовать:

· анализу социально-экономического положения в федеральном округе на основе статистических данных территорий, выявлению динамики экономических межрегиональных процессов, их оценке и прогнозу;

· совместному формированию концепций, стратегий регионального экономического развития, общих методологических подходов;

· согласованию экономической политики территорий по отраслевым, функциональным направлениям;

· организации, разработке и реализации программ по решению важных, общих для территории федерального округа региональных проблем; формированию межрегиональных стратегий развития;

· выработке предложений по рациональному размещению производительных сил на территории федерального округа, по созданию совместных межрегиональных производственных, рыночных структур;

Информация о работе Организация государственного прогнозирования и планирования в РФ