Органы индикативного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 05:30, контрольная работа

Краткое описание

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
распределения ресурсов;
координации деятельности между отдельными подразделениями;
координации с внешней средой (рынком);
создания эффективной внутренней структуры;
контроля за деятельностью;
развития организации в будущем.

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопросы к контрольной работе по «ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»

 

 

20  Корреляционный анализ

52  Органы  индикативного планирования.

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Планирование - это определение системы целей  функционирования и развития организации, а также путей и средств  их достижения. Любая организация  не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

  • распределения ресурсов;
  • координации деятельности между отдельными подразделениями;
  • координации с внешней средой (рынком);
  • создания эффективной внутренней структуры;
  • контроля за деятельностью;
  • развития организации в будущем.

Целью написания данной работы является исследование органов индикативного планирования и корреляционного анализа с точки зрения применения его в процессе планирования.

 Корреляционный анализ — метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными.

Индикативное  планирование как форма государственного планирования носит целевой рекомендательно-стимулирующий  характер. Оно является средством  реализации социально-экономической политики государства. Его важнейшими задачами являются систематизация информации о деловой конъюнктуре предлагаемых инвестиций государства и расходов государственного бюджета с тем, чтобы содействовать принятию эффективных решений. Другой целью такого планирования является разработка системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, достижение которых определяет меру государственного воздействия на социальные и экономические процессы. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику структуры, эффективность экономики, занятость, уровень жизни народа, внешнеэкономические связи.

Индикативное планирование является наиболее совершенной формой организации взаимодействия всех звеньев  федеральных органов управления, как между собой, так и с региональными органами. В системе индикативного планирования на основе научных прогнозов и целевых программ разрабатываются государственные, региональные и корпоративные планы. Оно могло бы заинтересовать частный сектор. В индикативном плане имеет место малая степень детализации показателей. Для привлечения внимания предпринимателей к участию в реализации индикативного плана государство использует различные экономические стимулы: прямые и косвенные субсидии, льготные амортизационные списания, различные формы целевого кредита и т.д. В наибольшей степени индикативному планированию поддается стадия производства, а в наименьшей – стадия формирования потребностей и потребления.

 

1 Корреляционный анализ 

1.1 Сущность анализа

Корреляционный анализ — метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными1.

Корреляционный анализ тесно  связан с регрессионным анализом (также часто встречается термин «корреляционно-регрессионный анализ», который является более общим статистическим понятием), с его помощью определяют необходимость включения тех или иных факторов в уравнение множественной регрессии, а также оценивают полученное уравнение регрессии на соответствие выявленным связям (используя коэффициент детерминации)2.

Множество корреляционных полей. Распределения значений (x, y) с соответствующими коэффициентами корреляций для каждого из них. Коэффициент корреляции отражает «зашумлённость» линейной зависимости (верхняя строка), но не описывает наклон линейной зависимости (средняя строка), и совсем не подходит для описания сложных, нелинейных зависимостей (нижняя строка). Для распределения, показанного в центре рисунка, коэффициент корреляции не определен, так как изменчивость y равна нулю.

  1. Применение возможно при наличии достаточного количества наблюдений для изучения. На практике считается, что число наблюдений должно быть не менее, чем в 5-6 раз превышать число факторов (также встречается рекомендация использовать пропорцию не менее, чем в 10 раз превышающую количество факторов). В случае, если число наблюдений превышает количество факторов в десятки раз, в действие вступает закон больших чисел, который обеспечивает взаимопогашение случайных колебаний3.
  2. Необходимо, что бы совокупность значений всех факторных и результативного признаков подчинялась многомерному нормальному распределению. В случае, если объём совокупности недостаточен для проведения формального тестирования на нормальность распределения, то закон распределения определяется визуально на основе корреляционного поля. Если в расположении точек на этом поле наблюдается линейная тенденция, то можно предположить, что совокупность исходных данных подчиняется нормальному закону распределения.
  3. Исходная совокупность значений должна быть качественно однородной.
  4. Сам по себе факт корреляционной зависимости не даёт основания утверждать, что одна из переменных предшествует или является причиной изменений, или то, что переменные вообще причинно связаны между собой, а не наблюдается действие третьего фактора

Область применения

Данный метод обработки  статистических данных весьма популярен  в экономике и социальных науках (в частности в психологии и социологии), хотя сфера применения коэффициентов корреляции обширна: контроль качества промышленнойпродукции, металловедение, агрохимия, гидробиология, биометрия и прочие. В различных прикладных отраслях приняты разные границы интервалов для оценки тесноты и значимости связи.

Популярность метода обусловлена  двумя моментами: коэффициенты корреляции относительно просты в подсчете, их применение не требует специальной математической подготовки. В сочетании с простотой интерпретации, простота применения коэффициента привела к его широкому распространению в сфере анализа статистических данных.

1.2 Применение корреляционного анализа в планировании

 

Построение экономических моделей производился за счет факторов, не находящихся в прямой взаимосвязи. Эти факторы (связи) существуют между случайными величинами, но при изменении одного из факторов меняется величина и другого. В основе построения таких моделей лежит обобщение вариантов значений. А когда надо измерить влияние этих случайных величин, производится корреляционный анализ.

Когда производят корреляционный анализ, определяют, что  одни факторы (признаки) определяют другие - функции(следствия), если показатель изменяется под воздействием многих факторов, то необходимо сделать больше наблюдений.

Основной показатель при этом - коэффициент корреляции:  

2. Факторы, определяющие  результат хозяйственной деятельности и их классификация.

Факторы:

1)    движущие силы хозяйственных процессов

2)    условия свершения хозяйственных процессов

3)    причины, оказывающие влияние на эти процессы.

Хозяйственная деятельность предприятий - целый комплекс взаимосвязанных экономических процессов.

Чем детальнее  изучаются факторы, тем полнее результаты, тем обоснованнее принимаемые решения. Эти факторы взаимосвязаны и влияют на результаты хозяйственной деятельности либо положительно, либо отрицательно. Бывает, что отрицательное влияние одних факторов может свести на нет положительное влияние других факторов.

По степени  воздействия на результаты работы факторы  делятся на:

    • основные(пример: обеспеченность материалами)
    • второстепенные.

По степени  количественного измерения:

    • поддающиеся количественной оценке
    • не поддающееся оценке.

По времени  воздействия:

    • постоянные, т.е. влияющие непрерывно
    • временные, т.е. действующие в определенный период.

Факторы интенсивного характера - более эффективные процессы, факторы.

Факторы экстенсивного характера - связаны с количественным расширением материально-технической базы, с привлечением дополнительных трудовых ресурсов.

По охвату действием:

    • общие
    • специфические, которые действуют только на данном предприятии.

По степени  детализации:

    • простые(результат воздействия одной причины)
    • сложные(результат воздействия многих причин).

По характеру  действия:

    • объективные(не зависят от результатов действия данного предприятия)
    • субъективные(зависят только от результатов действия данного предприятия, от эффективности использования ресурсов).

По способу  определения:

Прямые (влияние которых можно определить без специальных расчетов)

расчетные(надо производить расчеты).

По действию на результаты:

    • 1-го порядка - непосредственно влияют на результат и изучаются в первую очередь
    • 2-го порядка - влияют через факторы 1-го порядка
    • n-го порядка.

 

2. Органы  индикативного планирования

2.1 Сущность и функции индикативного планирования

После распада  и демонтажа экономик социалистического  типа, роль института планирования в экономической жизни соответствующих государств всё более ослаблялась. Это стало непосредственным следствием проведения официальной политики экономической либерализации, включающей приватизацию государственной собственности и реструктивную денежно-кредитную политику. Альтернативных процедур согласования государства и хозяйственных субъектов, адекватных рыночному хозяйству, создано не было. Между тем в индустриально развитой корпоративно-капиталистической экономике действуют иные, помимо рыночных, механизмы саморегулирования и регулирования. Это, прежде всего, контрактная система и индикативное планирование.

Индикативное  планирование (ИП) выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов4:

а) макропланирования, представленного  в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;

б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных  планах и программах региональных и  местных властей;

в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;

г) мезопланирования, т. е. планирования отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов и т. п., исходящего прежде всего от «метакорпораций» - межотраслевых, межрегиональных и международных финансово-промышленных групп.

Индикативное планирование - институт, относящийся и к сфере государственно-правовых отношений, хозяйственных субъектов, и к сфере отношений гражданско-правовых. Индикативное планирование представляет собой не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государственных норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное, во многом определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения. Макропоказатели индикативного плана не «развёртываются» по «исполнителям», которые участвуют в их реализации лишь постольку, поскольку это соответствует их интересам.

С определённой долей условности можно выделить следующие подходы к определению понятия Индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции.

Первый: индикативное планирование - это макропланирование при самостоятельности предприятий. Так «макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего». Поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, поэтому планирование в Китае носит «не директивный, а индикативный характер». Подобное понимание, очевидно, близко к трактовкам народного хозяйственного планирования в условиях полного хозрасчёта в «позднем» СССР, а также к следующей современной интерпретации:

«Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров».

Информация о работе Органы индикативного планирования