Органы контроля за денежными обращениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:53, реферат

Краткое описание

Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 25.74 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ 
Департамент научно-технической политики и образования

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Волгоградская государственная  сельскохозяйственная академия

Кафедра: «Экономический анализ и финансы».  
Дисциплина: «Деньги, кредит, банк».

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 «Органы контроля за денежными обращениями»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                                    студентка экономического факультета группа Бух-23

                                                                   Искандарян Сюзанна С.

Проверила:

                                                                      Шапошникова Нина В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012 год

Понятие денежного  обращения

Денежное обращение —  это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной  формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и  расчеты в хозяйстве. Объективной  основой денежного обращения  является товарное производство, при  котором товарный мир разделяется  на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного  разделения труда и формированием  общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение  получает дальнейшее развитие. Оно  обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение  и обмен всего совокупного  общественного продукта, включая  доходы различных классов. С помощью  денег в наличной и безналичной  формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение — это  движение наличных денег в сфере  обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными  деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах  банковские билеты, выпускаемые центральным  банком, составляют подавляющую часть  налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют  в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки — казначейские билеты.

Безналичное обращение —  это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое  происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета  в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.

Между налично-денежным и  безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньга постоянно переходят из одной  сферы обращения в другую, меняя  форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления  безналичных средств на счета  в банке — непременное условие  для выдачи денег. Поэтому безналичный  оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним  единый денежный оборот страны, в котором  циркулируют единые деньги одного наименования.

С совершенствованием платежно-расчетных  отношений менялось и соотношение  между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XIX в. преобладали платежи наличными  деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 8%.

ОРГАНЫ  КОНТРОЛЯ ЗА ДЕНЕЖНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ

 

Осуществляя эмиссию и  кредитование экономики, банки выполняют  полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты  обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными  средствами. Последние дают возможность  доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту  их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к  другому, облегчая их переработку или  потребление. Однако чрезмерная или  бесконтрольная эмиссия денег может  привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение  осуществлялось в соответствии с  металлистической концепцией, имевшийся объем  золотого  запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

 

Органы  и учреждения осуществляющие регулирование и надзор

 

Какие компетентные органы могут принимать решения в  области кредитной политики? Конечно, это прежде всего законодательные органы и правительство, в задачу которых входит установление юридических норм и основных правил путем издания законов и нормативных актов. Однако в целях эффективного распределения полномочий часть функций правительства и законодательных органов как бы делегируется учреждениям, задачей которых является регулирование рынка, необходимая регламентация его работы путем принятия решений общего характера и, наконец, поддержание надлежащего порядка.

Эти различные учреждения часто называют денежными органами (autoutes monetaires). Это наименование несколько неточно, поскольку не всегда ясно, включают ли они государственные органы; во всяком случае, это название удобно, и его неточность не влечет за собой недоразумений, если не затрагиваются вопросы конституционного или административного права. В общепринятом понимании, к денежным органам относится прежде всего Центральный банк, который осуществляет    регулирование    краткосрочного    денежного рынка; что касается административной сферы, то по закону от 24 января 19 84 г. во Франции были созданы: Национальный совет по кредиту, Комитет банковской регламентации, Комитет кредитных учреждений и Банковская комиссия. Что касается дирекции Казначейства Министерства финансов, оно опекает некоторые специальные кредитные учреждения и играет важную роль в принятии решений, касающихся деятельности банков.

1.  Регулирующая  роль Центрального  банка.

Наряду с выполнением  других функций Центральный банк осуществляет регулирование кредитования и эмиссии платежных средств с целью сохранения стабильности цен, но без ущерба для экономического развития страны. Центральный банк обеспечивает регулирование кредита двумя способами: первый способ можно назвать классическим и традиционным, второй же имеет скорее административный характер,

1) Ведущее место Центрального  банка в области денежного  обращения как эмитента банкнот, так и кредитора депозитных банков позволяет ему регулировать распределение кредитов с помощью дисконтной политики, которую он проводит, осуществляя переучет векселей и операции на денежном рынке.

Ограничивая объем и повышая  процентные ставки по предоставляемым  кредитам, Центральный банк вынуждает  депозитные банки ограничивать объем  их операций, в результате которых  создаются новые платежные средства. И наоборот, проводя  либеральную   политику   («дешевых  денег»), он позволяет банкам расширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платежных средств.

2) Кроме этого, Центральный  банк может получать дополнительные  полномочия от правительства  или от законодательных органов  или от других учреждений, которые  были специально созданы для  регламентации кредита и банковской  системы. Таким образом, Банк  Франции выполняет функцию своего  рода исполнительного органа  при проведении кредитной политики, поддерживая деятельность компетентных  учреждений, в частности Комитета  по банковской регламентации.

2. Уведомления и рекомендации  Национального совета по кредиту.  Работой Национального совета  по кредиту, созданного законом  от 2 декабря 1 945 г,, но претерпевшего глубокие изменения в своей структуре и функциях в соответствии с законом от 24 января 1984 г,, руководит министр экономики и финансов; управляющий Банком Франции является его вице-президентом. В настоящее время насчитывается 5 1 член Комитета, в том числе в соответствии с законом представители правительства (в частности, директор Государственного казначейства), парламента и Экономического и социального совета, представители регионов, отраслей экономики, профсоюзных организаций, кредитных учреждений; в Совет входят также шесть членов, назначаемых в зависимости от их компетентности в вопросах экономики и финансов. Кроме того, к работе Совета привлекается представитель правительства Монако, ког-

да рассматриваются вопросы, затрагивающие интересы этого княжества.

Совет уполномочен высказывать  свое мнение правительству (как по своей  собственной инициативе, так и  по просьбе правительства) по вопросам кредита и финансирования экономики  вообще. В частности, Совет дает заключение о качестве проектов нормативных  актов, регламентирующих организацию  кредитования и банковского дела.

3. Функции регламентации.  В настоящее время эти функции  поручены двум учреждениям: Комитету  банковской регламентации и Комитету  кредитных учреждений.

А) В Комитет банковской, регламентации входят министр экономики  и финансов (президент), управляющий  Банком Франции (вице-президент), а также  семь членов, назначаемых из состава  Национального совета по кредиту.

К этому комитету перешли  полномочия в области принятия решений  общего характера, которые раньше были возложены на Национальный совет  по кредиту; эти решения направлены, в частности, на регламентацию кредитования в рамках, установленных законом, которая создавала бы благоприятные условия для достижения поставленных целей в области экономики и финансов.

Решения общего характера  чаще всего принимаются на основе анализа всей совокупности статистических данных; их необходимость обусловлена  возникновением факторов,  которые могут

нарушить экономическое  равновесие: опасные колебания цен, чрезмерное банковское кредитование, слишком интенсивная эмиссия  платежных средств или неблагоприятная  эволюция платежного баланса страны. Такие решения часто непопулярны, поскольку ведут к принятию ограничительных  мер и в силу своего глобального  характера затрагивают как деятельность банков в целом, так и отдельных  категорий кредитных учреждений или определенные виды операций.

Комитет банковской регламентации  также наделен правом регламентации, которым располагала ранее Комиссия контроля над банками. В отличие  от мер общего характера, описанных  выше, данный комитет разрабатывает  такие мероприятия, осуществление  которых не представляет трудностей для кредитных учреждений с хорошей  организацией управления. Примером может  служить введение коэффициента ликвидности, целью которого является обеспечение  необходимых платежей каждого депозитного  банка достаточными средствами. Аналогично новые коэффициенты покрытия и распределения  риска направлены, с одной стороны, на обеспечение надлежащего количества собственных капиталов, с другой — на предотвращение перекредитования банком одного и того же предприятия.

Б) В состав Комитета кредитных  учреждений входят управляющий Банком Франции или его представитель (президент), директор Государственного казначейства, а также четыре члена, назначаемые министром экономики  и финансов.

Решения этого комитета имеют  индивидуаль-

иый характер; например, он выдает разрешения на создание новых банков или финансовых компаний, а также предоставляет разрешения или льготы, предусматриваемые законодательными и нормативными актами.

4.   Функции   надзора   Банковской   комиссии.

Созданная законом от 24 января 1984 г., Банковская комиссия взяла на себя функции предыдущей Комиссии контроля над банками; в ее работе есть два  новшества. Первое новшество экстенсивного  характера; отныне в компетенцию  комиссии входит надзор над всеми  кредитными учреждениями: банками, кассами  сельскохозяйственного кредита, например кооперативными кредитными кассами. Другое новшество имеет ограничительный  характер: комиссии не дано право принимать решения общего характера, кроме тех, которые касаются документации и информации, подлежащей представлению в комиссию из банков.

В состав Банковской комиссии входят управляющий Банком Франции  или его представитель, директор Государственного казначейства и четыре члена, назначаемые министром, в  том числе государственный советник и советник Счетной палаты.

На комиссию возложены  функции надзора и контроля, которые  позволяют ей следить за тем, чтобы  банки осуществляли свою деятельность согласно законодательным и нормативным  актам.

Информация о работе Органы контроля за денежными обращениями