Основа социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1……………………………………………………………………………………….5
Заключение…………………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

основы социального государства+.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Новгородский государственный  университет 

имени Ярослава Мудрого

Гуманитарный институт

 


 

Юридический факультет

 

Кафедра _________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Критерии эффективности социального  рыночного хозяйства

 

 

 

 

Студент ___ курса группы _____

_______________Кромшин А.М.

«____» ______________ 20___г.

 

 

 

Проверил:

__________________________

__________________________

«____» _____________ 20___г.

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава 1……………………………………………………………………………………….5

Заключение…………………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………………...13

 

Введение

В каждой системе существуют свои национальные модели организации  хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными  и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства  на экономику и от приоритетных задач.

Однако современная  модель рыночного хозяйствования, которая  сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общих закономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования национальной экономики; экономическим ростом.

Понятие “социальное  рыночное хозяйство” было введено  в 1946 г. Альфредом Мюллером-Армаком  для определения парадигмы экономической  политики, сочетающей принципы “рыночной  свободы” и “социального выравнивания”. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги , а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет  целью создание материальной базы для  улучшения условий жизни. Поскольку  люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т. д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы. 
 
Глава 1

Критерии эффективности  социального рыночного хозяйства

 

Термин «социальное  рыночное хозяйство» впервые обосновал и ввел в обращение в 1946 году Альфред Мюллер-Армак, профессор экономики, с 1958 по 1977 год член управленческого совета Европейского инвестиционного банка, ближайший сподвижник Людвига Эрхарда, творца германского «экономического чуда». Он отмечал, что данная формулировка изначально вызвала удивление, так как 1946 год характеризовался экономическим контролем сферы социального обеспечения, и странно было видеть в рыночной экономике формирование лучшего порядка для широких масс населения. В связи с этим было особо отмечено, что «социальное рыночное хозяйство представляет собой социально-экономический порядок», при котором «целенаправленно организованная экономика свободного рынка, сохраняемая посредством регулирующей систему конкуренции, дает более надежную гарантию социального прогресса - особенно потому, что социальный прогресс на базе свободной системы, посредством сознательной выработки мер, соответствующих принципам свободного рынка, и перераспределения доходов через государственный бюджет, когда развитие конкуренции формирует экономическую базу для социальных мер, может быть организован более эффективно».

Мюллер-Армак утверждал, что существующие экономические  системы с элементами государственного регулирования неизбежно ведут  к сокращению экономической свободы  отдельно взятого человека и нарушают рыночный механизм формирования цен. Лишь в социальной рыночной экономике он видел обеспеченность экономической свободы по отношению к государству, предпринимателям и работникам наемного труда. Только социальная рыночная экономика, в основе которой лежит принцип социальной справедливости, в состоянии гарантировать осуществление наилучших возможностей для всестороннего экономического роста.

Среди условий создания социальной рыночной экономики он особо  выделял:

  1. Создание центральных административно-правовых органов, которые под собственную ответственность будут осуществлять экономическую и финансовую политику;
  2. Проведение налоговой реформы посредством снижения налогового бремени до уровня, стимулирующего личную экономическую заинтересованность в расширении производства;
  3. Проведение реформы финансовой системы путем радикального снижения затрат и обеспечения бюджетного равновесия в целях предотвращения задолженностей;
  4. Проведение антимонопольной политики для преодоления возможных злоупотреблений властью в экономике;
  5. Замену разрушающейся тотально регулируемой экономики социальной рыночной экономикой.

Альфред Мюллер-Армак рассматривал социальное рыночное хозяйство как  определяющую основу экономической и социальной политики. Он характеризовал исследуемую категорию как порядок, который впитывает ценности, но не устанавливает их сам, называя это стремлением к определенному способу решения социальных проблем. Сущность социального рыночного хозяйства он полагал в том, чтобы «вместо проведения политики, сохраняющей прошлое, или экономического контроля, тормозящего свободную инициативу в обществе, или неконтролируемого рыночного механизма – дать социальное решение, объединяющее все цели в работающей, реалистической гармонии». При этом ценность данной формулировки он объяснял принципиальной возможностью практической реализации указанного курса.

Концепция социального  рыночного хозяйства - попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу рыночной экономики с идеалами социального государства, т.е. социальной защищённость и социальной справедливостью. Термин социальный понимается авторами концепции двояко, с одной стороны - они утверждают, что рыночное хозяйство носит социальный характер, т.к. создаёт экономические предпосылки для повышения доходов в обществе. С другой стороны - сторонники считают, что рыночная деятельность, которая приводит к социально нежелательным результатам, должна ограничиваться, а негуманные занятия должны корректироваться.

Важнейший критерий социального  рыночного хозяйства - установление эффективного хозяйственного порядка, при котором на основе роста производительности труда снижаются цены, повышается зарплата.

Другим критерием социального рыночного хозяйства является оптимальное сочетание рыночной экономики и планового хозяйства.

Некоторые немецкие учёные определяют социально рыночное хозяйство  как «современная форма экономической  организации рыночного типа, с  налаженным механизмом государственного регулирования, соответствующей институциональной  структурой и системой социальной защиты населения».

Основными приоритетными  направлениями социального государства можно считать следующие пункты:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  2. охрана труда и здоровья людей;
  3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  10. забота о сохранении мира в обществе.

 

Социально ориентированная  экономика - эффективно функционирующее  рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста  и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем. Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства.

 

В целом для социально-ориентированной экономики характерно:

  1. достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50%);
  2. формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;
  3. стремление к развитию социального партнерства;
  4. направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения.

К общим чертам социального  рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства  по его формированию следует отнести  следующие:

  1. социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;
  2. и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;
  3. государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;
  4. концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;
  5. создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;
  6. социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.

К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное  социальное государство относятся:

Информация о работе Основа социального государства