Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:54, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики. Задачи курсовой работы следующие: 1. Определение понятия, целей и видов кредитно-денежной политики государства; 2. Определить, какую роль в ней играет банковская система; 3. Изучение основных инструментов денежно-кредитной политики и способов их воздействия на экономику; 4. Рассмотреть основные мероприятия и прогноз монетарной сферы в современной России на 2009-2011 гг.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….….3 Глава 1. Сущность, цели и виды монетарной политики …………………….……5 1.1 Понятие монетарной политики, ее цели и объекты…………..………….……5 1.2 Виды монетарной политики………………………………………..……….…..8 1.3 Концепции монетарной политики………………………………….............…11 1.3.1. Кейнсианская теория денег…………………………………………………13 1.3.2. Монетаристский подход………………………………………………….…16 Глава 2. Основные инструменты монетарной политики……………………...…18 2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………...….…19 2.2 Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)………………...……21 2.3 Изменение нормы обязательных резервов………………………………....…23 2.4 Селективные методы денежно-кредитной политики……………………...…27 Глава 3. Монетарная политика в современной России…………………….….…28 3.1 Основные мероприятия Центрального Банка РФ в области денежно-кредитной политики ………………………………………...…………………..…28 3.2 Цели и задачи монетарной политики на 2012-2015 гг…………...........…..…30 Заключение……………………………………………………………………….…33 Список литературы……………………………………………………................…36
Глава 1. Сущность, цели и виды монетарной
политики …………………….……5
1.1 Понятие монетарной политики, ее цели
и объекты…………..………….……5
1.2 Виды монетарной политики………………………………………..……….…..8
1.3 Концепции монетарной политики………………………………….............…11
1.3.1. Кейнсианская теория
денег…………………………………………………13
1.3.2. Монетаристский подход………………………………………………….…16
Глава 2. Основные инструменты монетарной
политики……………………...…18
2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………...….…19
2.2 Политика учетной ставки (ставки рефинансирования)………………...……21
2.3 Изменение нормы обязательных резервов………………………………....…23
2.4 Селективные методы денежно-кредитной
политики……………………...…27
Глава 3. Монетарная политика в современной
России…………………….….…28
3.1 Основные мероприятия Центрального
Банка РФ в области денежно-кредитной
политики ………………………………………...…………………..…28
3.2 Цели и задачи монетарной политики на
2012-2015 гг…………...........…..…30
Заключение……………………………………………………………………….…33
Список литературы……………………………………………………................…36
Введение
Прохождение российской экономикой
различных этапов своего развития, естественно,
не могло не сопровождаться соответствующими
изменениями тенденций динамики денежного
и кредитного секторов экономики.
Бурное расширение видов кредитно-денежных
операций и инструментов рынка ссудных
капиталов, использование ЭВМ диктуют
новые условия развития кредитного рынка.
Перераспределение денежных
ресурсов на кредитном рынке между его
участниками приводит к перераспределению
денежной массы страны между отраслями
экономики приоритетно с более высокой
доходностью. Такое взаимодействие приводит
к созданию базы для ускоренных расчетов,
внедрению автоматизированных новых способов,
появляется более широкие возможности
для участников ссудного рынка. Все это
способствует экономии издержек обращения
и повышению эффективности общественного
воспроизводства в целом.
В сфере денежного оборота происходит
окончательная реализация созданных в
народном хозяйстве товаров и проверяется
качество связи между общественным производством
и личным потреблением. Вследствие таких
причин, от состояния наличного денежного
рынка во многом зависят нормальная циркуляция
денег в хозяйстве, устойчивость их покупательной
способности.
Во всех этих процессах немаловажную
роль играют Центральные банки, которые
служат центром денежно-кредитной системы
любой страны.
Ежегодно Банк России совместно
с Правительством РФ определяет основные
направления единой денежно-кредитной
политики и конкретные меры по поддержанию
покупательской способности рубля и его
валютного курса. Также благодаря действенной
политике, проводимой Центробанком РФ,
усиливается проникновение на отечественный
кредитный рынок иностранных банков и
увеличивается участие российских банков
в западноевропейской экономике.
Целью данной курсовой работы
является исследование денежно-кредитной
политики ЦБ РФ и особенности ее реализации
на современном этапе. Объектом исследования
в данной курсовой работе становится денежно-кредитная
сфера экономики России, предметом исследования
– инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Определение понятия, целей и видов кредитно-денежной
политики государства;
2. Определить, какую роль в ней играет
банковская система;
3. Изучение основных инструментов денежно-кредитной
политики и способов их воздействия на
экономику;
4. Рассмотреть основные мероприятия и
прогноз монетарной сферы в современной
России на 2009-2011 гг.
Глава 1. Сущность,
цели и виды монетарной политики
1.1 Понятие монетарной политики, ее цели
и объекты
Денежно-кредитная политика
в экономической литературе чаще всего
определяется, как политика центрального
банка, воздействующая на количество денег
в обращении. Согласно комментариям к
федеральному закону «О Центральном банке
Российской Федерации (Банка России)»,
денежно-кредитная политика определяется,
как составная часть единой государственной
экономической политики, проявляющаяся
в воздействии на количество денег в обращении
с целью достижения стабильности цен,
обеспечения максимально возможной занятости
населения, а также роста реального объема
производства.
Более точную трактовку данной
категории проводит Симановский А.Ю.. Монетарная
политика определятся им, как «управление
денежным предложением или создании условий
для доступа экономических субъектов
к кредитам и (или) под процентную ставку,
соответствующую определенным экономическим
целям». В отличие от первого определения,
второе подчеркивает возможность влияния
денежно-кредитной политики не только
на сферу обращения, но и на сферу производства.
В зарубежной литературе денежно-кредитная
политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую
стабильность национальной валюты посредством
проведения валютных интервенции, изменения
уровня учетной ставки. А также других
инструментов, оказывающих влияние на
состояние национальной денежной единицы.
И «широкую», непосредственно воздействующую
на объем денежной массы в обращении. Эти
меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Реализация мер денежно-кредитной
политики преследует цели, к которым большинство
авторов относят низкий уровень инфляции
и безработицы, стабильный экономический
рост. Но не все экономисты так единодушны
в определении целей монетарной политики.
Например, наиболее общая формулировка
целей денежно-кредитной политики приводится
Макконнеллом К.Р. и Брю Л.С.. По их мнению,
основополагающей целью денежно-кредитной
политики является «помощь экономике
в достижении общего уровня производства,
характеризующегося полной занятостью
и отсутствием инфляции». Другие авторы
к конечным целям денежно-кредитной политики
(кроме перечисленных выше) относят устойчивый
платежный баланс.
Таким образом, можно прийти
к выводу о том, что обеспечение экономического
роста при низкой инфляции, безусловно,
является высшей целью денежно-кредитной
политики. Текущая же денежно-кредитная
политика направлена на более доступные
цели, которые подразделяются на тактические
(достижимые путем каждодневных операций
на открытом рынке) и промежуточных (регулирующие
значение ключевых переменных). В совокупности
высшие задачи, промежуточные и тактические
цели образуют иерархическую структуру,
где на каждом определенном уровне происходит
корректировка соответствующей цели для
обеспечения выполнения более важной
задачи. Конечные цели реализуются денежно-кредитной
политикой как одним из направлений экономической
политики в целом, наряду с фискальной
и внешнеэкономической.
Непосредственными объектами
денежно-кредитной политики (тем, на что
она воздействует в первую очередь) являются
денежная масса и процентная ставка. Денежная
масса и ее объем имеют решающее значение
в денежно-кредитном регулировании. Что
же она собой представляет?
Денежная масса включает в себя
совокупность наличных денег в обращении
(вне банков), а также остатков средств
на расчетных и текущих счетах и депозитах
нефинансовых организаций и физических
лиц.
Как известно, бумажные наличные
деньги являются по сути находящимися
в обращении долговыми обязательствами
государства перед населением, а деньги
на банковских счетах – долговыми обязательствами
коммерческих банков или сберегательных
учреждений. Действительной стоимости
такие деньги не имеют (одни из них – кусок
бумаги, другие – запись в документах).
Что касается металлических денег, то,
как известно, их действительная стоимость
меньше номинальной. И государство не
обязано обменивать имеющиеся у населения
деньги на какое-то определенное количество
золота или другого драгоценного металла.
В результате возникает необходимость
«управлять» денежным предложением, то
есть обеспечивать в обращении то количество
денег, которое необходимо для нормального
развития экономики страны. По мнению
большинства экономистов, управлять денежным
предложением благоразумнее, чем связывать
его с золотом или другим товаром, предложение
которых произвольно и капризно меняется.
1.2 Виды монетарной политики
Следует выделить две разновидности
кредитно-денежной политики. Во-первых,
мягкую кредитно-денежную политику (ее
называют политикой «дешевых денег»),
когда Центральный банк:
а) покупает государственные
ценные бумаги на открытом рынке, переводя
деньги в оплату за них на счета населения
и в резервы банков. Это обеспечивает расширение
возможностей кредитования коммерческими
банками и увеличивает денежную массу;
б) снижает учетную ставку процента,
что позволяет коммерческим банкам увеличить
объем заимствований и расширить объем
кредитования своих клиентов по пониженным
процентным ставкам. Это увеличивает денежную
массу;
в) снижает обязательную норму
банковского резервирования, что ведет
к росту денежного мультипликатора и расширению
возможностей кредитования экономики.
Следовательно, мягкая кредитно-денежная
политика направлена на стимулирование
экономики через рост денежной массы и
снижение процентных ставок.
Во-вторых, жесткую кредитно-денежную
политику (ее называют политикой «дорогих
денег»), когда Центральный банк:
а) продает государственные
ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает
сокращение резервов коммерческих банков
и текущих счетов населения, уплачивающих
за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению
возможностей кредитования коммерческими
банками и сокращает денежную массу;
б) повышает учетную ставку
процента, что вынуждает коммерческие
банки прекратить объем заимствований
у Центрального банка и повысить процентные
ставки по своим кредитам. Это сдерживает
рост денежной массы;
в) повышает обязательную норму
банковского резервирования, что снижает
денежный мультипликатор и ограничивает
рост денежной массы.
Следовательно, жесткая кредитно-денежная
политика носит ограничительный характер,
сдерживает рост денежной массы и может
использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры
политики «дорогих» и «дешевых» денег
характеризуют дискреционную (гибкую)
кредитно-денежную политику. Гибкой она
называется потому, что изменяется в соответствии
с фазами экономического цикла. Стимулирующая
политика проводится в фазе спада, а сдерживающая
- в фазе бума.
Таков, в общем виде, механизм
воздействия дискреционной кредитно-денежной
политики государства на изменение инвестиций,
занятости и валового внутреннего продукта.
Однако, в реальной жизни гибкая монетарная
политика порой приводит к непредсказуемым
результатам и ее эффективность снижается
как результат развития побочных процессов.
В стремлении добиться стабилизации
экономики Центральные банки сталкиваются
с дилеммой: что именно выбрать в качестве
инструмента монетарной политики - контроль
над денежным предложением или контроль
над динамикой процентной ставки. Так,
в стремлении стабилизировать процентную
ставку, государство должно отказаться
от каких-либо строгих ориентиров прироста
денежного предложения, и увеличивать
денежную массу для снижения ставки процента
до желаемого уровня. Напротив, Центральный
Банк придется ограничивать предложение
денег для повышения процентной ставки
до целевого уровня. Если же приоритетной
задачей ставится поддержание стабильного
прироста денежного предложения на всех
фазах экономического цикла, то Центральный
Банк должен допустить колебания процентной
ставки. Невозможность одновременного
контроля денежного предложения и уровня
процентной ставки называется дилеммой
целей кредитно-денежной политики.
Недостатками дискреционной
кредитно-денежной политики, по мнению
представителей монетаризма, не будет
страдать недискреционная, или так называемая
«политика по правилам». Ее смысл сводится
к сформулированному сторонниками названной
школы монетарному правилу: масса денег
в обращении должна ежегодно увеличиваться
темпами, равными потенциальному росту
реального ВВП (приблизительно 3—5% в год).
Однако, строгое следование этому правилу
«связывает руки» правительству и препятствует
проведению краткосрочной кредитно-денежной
политики Центрального банка, и поэтому
монетарное правило ни в одной из стран
с рыночной экономикой не было одобрено
в законодательном порядке.
В заключение нужно отметить,
что на практике правительство и Центральные
банки промышленно развитых стран используют
преимущественно гибкую монетарную политику,
хотя в периоды повышения темпов инфляции
(1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой
кредитно-денежной политике, хотя и не
оформленной в виде монетарного правила.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг., в связи с
тем, что спрос на деньги становился все
более нестабильным и связь между темпами
денежного предложения и темпами инфляции
- менее предсказуемой, Центральные банки
вновь стали отдавать предпочтение контролю
над ставкой процента.