Основные методы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИИЮ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

Факультет переподготовки государственных  и муниципальных служащих

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

Оценка _________________

Подпись преподавателя _____________

«_____» _________________ 20___ г.

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Государственное регулирование экономики».

Основные методы государственного регулирования.

 

 

 

                                                                  

 

Екатеринбург

2012

Методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование  экономики в тех или иных масштабах  присуще любой экономической  системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится  весьма значительная роль. Вмешательство  государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Государство в современных  условиях,  как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет  прогнозирование, программирование и  планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным  производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов  регулирования нельзя обеспечить структурную  перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный  баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.

Воздействие государства  на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции,  как обмен продуктами  труда обособленных  товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности,  а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

 Государством применяются  следующие методы регулирования экономики1:

  • Прямое регулирование;
  • Косвенное регулирование;
  • Внешнеэкономическое регулирование.

К методам прямого  государственного воздействия относятся:

- определение стратегических  целей развития экономики и  их выражение в индикативных  и других планах, целевых программах;

- государственные заказы  и контракты на поставки определенных  видов продукции, выполнение работ,  оказание услуг;

- государственная поддержка  программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству  и сертификации технологий и  продукции;

- правовые и административные  ограничения и запреты по выпуску  определенных видов продукции  и т.п.;

- лицензирование операций  по экспорту и импорту товаров,  т.е. внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны  с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

- налогообложение, уровень  обложения налогами и систему  налоговых льгот;

- регулирование цен, их  уровня и соотношений;

- платежи за ресурсы,  ставки процента за кредит  и кредитные льготы;

- таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные  курсы и условия обмена валют.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства  государства в процессы расширенного воспроизводства.

Внешнеэкономическое регулирование.

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру  делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.2

Методы регулирования  экспорта и импорта товаров

Методы

Инструменты

Регулирует

Тарифные

Таможенные пошлины

Импорт

Нетарифные

Количественные

 Квотирование

Импорт

 

Лицензирование

Импорт/экспорт

 

Добровольное ограничение

Экспорт

Скрытые

Государственные закупки

Импорт

 

Требование о содержании местных компонентов

Импорт

 

Технические барьеры

Импорт

 

Налоги и сборы

Импорт

Финансовые

Субсидии

Экспорт

 

Кредитование

Экспорт

 

Демпинг

Экспорт


 

Нетарифные методы регулирования  подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются  при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Тарифные методы регулирования3.

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования  ВЭД, применяемая в целях регулирования  импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу страны.

Главным инструментом в руках  государства при регулировании  внешней торговли является использование  тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней  торговли, действующий через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций  таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует  развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень  цен на такие товары, и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован  для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также  для повышения конкурентоспособности  своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в  ряде случаев может быть использован  для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях  и нулевых ставок в отношении  отдельных товаров, необходимых  для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов  проводимой в стране экономической  реформы, предусматривающей переход  от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу страны. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза и вывоза.

Основные цели таможенного тарифа РФ:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
  • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

В целях защиты экономических  интересов страны к ввозимым товарам  могут временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные, компенсационные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в страну.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Нетарифные методы регулирования.4

По классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

  • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт;
  • введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
  • антидемпинговые меры;
  • добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну.

Эти группы являются самыми многочисленными и охватывают более  половины всех:

  • таможенные формальности;
  • технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);
  • санитарные и ветеринарные требования;
  • стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;
  • сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

Названные методы непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю.

Антидемпинговые меры и добровольные ограничения непосредственно не направлены на ограничение импорта  или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к  этому результату.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования  импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.

В настоящее время мировая  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в  исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Среди методов нетарифного  регулирования следует упомянуть  административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфическим методом регулирования  внешней торговли являются импортные  депозиты, представляющие собой форму  залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный  вклад в сумме, равной всей или  части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

“Добровольное ограничение" экспорта - это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.

Информация о работе Основные методы государственного регулирования