Основные понятия факторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятия – необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Понятие «факторинг» появилось на российском рынке более 10-ти лет назад. Сегодня этот продукт уже не является экзотическим, хотя в России он пока не столь популярен, как в западных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3

ОСНОВЫ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1 Основные понятия факторинга…………………………………………………….. 4
1.2 Виды факторинговых операций……………………………………………………. 6
1.3 Анализ факторинговых операций………………………………………………….. 9

2.УЧЁТ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1Учет операций регрессионного факторинга……………………………………… 11
2.2 Учет операций без регрессионного факторинга………………………………….16
2.3 Расчеты по факторинговым операциям…………………………………………... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...25

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3

 

  1. ОСНОВЫ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 

 

1.1 Основные  понятия факторинга…………………………………………………….. 4

1.2 Виды факторинговых операций……………………………………………………. 6

1.3 Анализ факторинговых операций………………………………………………….. 9

 

2.УЧЁТ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ  

 

2.1Учет операций регрессионного факторинга……………………………………… 11

2.2 Учет операций без регрессионного факторинга………………………………….16

2.3 Расчеты по  факторинговым операциям…………………………………………... 18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… 24

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...25

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………... 26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятия – необходимое условие  для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг – как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Понятие «факторинг» появилось на российском рынке более 10-ти лет назад. Сегодня этот продукт уже не является экзотическим, хотя в России он пока не столь популярен, как в западных странах. Однако с каждым годом отечественные компании все чаще обращаются к услугам факторинга и рассматривают его как один из важнейших инструментов развития бизнеса. Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предприятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, инкассацию задолженности клиентов предприятия-продавца, возможность перехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспечение. В связи с этим факторинг рассматривается как эффективный инструмент финансирования малых и средних предприятий.

Факторинг –  рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.

Эту тему для  написания курсовой работы я выбрала, так как операция факторинга достаточно востребована на рынке и актуальна для развития в банковской сфере.

Цель написания  работы – раскрыть особенности организации  и учета факторинговых операций в банках. В связи с поставленной целью следует решить ряд задач: раскрыть основные понятия факторинга, отразить различные виды факторинга, исследовать учет факторинговых операций.

1.ОСНОВЫ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

    1. Основные понятия факторинга

 

Термин «факторинг»  от английского «factor» - посредник, агент. Факторинг представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту – юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы.

Другими словами, с экономической точки зрения факторинг – это торговля долговыми  обязательствами (разновидность учётных  операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платёжных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов1.

Факторинг на практике включает в себя следующие укрупнённые  виды операций: кредитование сбыта, принятие риска неплатежа, бухгалтерский учёт дебиторов, контроль и инкассацию задолженности, статистику продаж и другое.

Основные экономические  достоинства факторинга для клиента:

  • увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
  • превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
  • возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
  • независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;
  • возможность расширения оборотов;
  • экономия собственного капитала;
  • улучшение финансового планирования.

С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное  инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении  бухгалтерского учёта, увеличении оборота и прибыльности.

Основу банковской факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учёт) у своего клиента-поставщика (продавца) счёта-фактуры, неоплаченного  контрагентом поставщика – покупателем (должником). Банк покупает счёт-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.

Участниками операции банковского факторинга являются:

  • банк-фактор, покупатель неоплаченного должником требования;
  • первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);
  • должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.

С учётом этого основными элементами дохода банка-фактора являются:

  • процент за кредит;
  • проценты от оборота;
  • факторинговые комиссии за пакет услуг (инкассо, ведение бухгалтерии, напоминания) в процентах от общей стоимости учтённых счетов фактур и в зависимости от торгового оборота клиента, степени риска и объёмы работ, связанных с ведением книг бухгалтерского учёта2.

Основная задача факторинговых отделов банка - на договорной и платной основе выполнять  для предприятий ряд кредитно - расчетных операций, связанных  со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

Суть операций по услугам  первой группы заключается в том, что отдел за счет своих средств  гарантирует поставщику, оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных  требованиях – поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает банку-фактору право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу банка-фактора на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований – поручений поставщика фактически означает предоставление ему банком-фактором кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент банка-фактора имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи3.

 

1.2 Виды факторинговых операций

 

В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой  компании (в том числе банку-фактору), что является общим элементом  для всех видов факторинга, описанных  ниже. Факторинговые операции банков классифицируются по некоторым признакам:

1) По территориальному  признаку:

  • внутренние - форма факторинговой услуги, при которой поставщик и его клиент, то есть стороны по договору купли-продажи, а также банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в одной и той же стране;
  • международные – форма факторинговой услуги, при которой поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортёр заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определённого круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).

2) По видам операций:

  • открытые - форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании. Уведомление осуществляется путём надписи на счёте-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определённый банк и платить следует в его пользу.
  • взаимные (двухфакторные) - форма факторинговой услуги, при которой во время обслуживания банк передаёт определённый объём работ факторинговой компании, действующей на стороне импортёра. В свою очередь банк будет действовать в своей стране по поручению иностранной факторинговой компании. Экспортёру достаточно заключить соглашение только с банком, в котором он обслуживается. Этот вид факторинга характеризуется большим количеством издержек по сравнению с прямым факторингом, особенно если экспортёр выставляет значительное число счетов на небольшие суммы4.
  • полного обслуживания - форма факторинговой услуги, при которой с постоянно обслуживаемым клиентом может быть заключён договор полного факторингового обслуживания, предлагающий полную защиту его интересов, гарантированный приток средств, управление кредитом, учёт реализации, кредитование в форме предварительной оплаты долгов (за минусом издержек).

3) По моменту финансирования:

  • в форме предварительно оплаты - форма факторинговой услуги, при которой предварительная оплата 100% суммы факторинговой сделки допускается в исключительных случаях во избежание осложнения при возникновении споров и ошибок в расчётах и оплата может быть произведена полностью или частично. В данном случае банк покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счёте на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
  • к определённой дате - форма факторинговой услуги, при которой оплата к определённой дате предполагает, что банк незамедлительно платит поставщику сумму или часть суммы акцептованных плательщиком платёжных требований за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть суммы (за вычетом комиссионного вознаграждения) банк уплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку платежа5.

4) По праву регресса:

  • с правом регресса - форма факторинговой услуги с правом обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им факторинговой компании. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо, правда, отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания в любом случае имеет право регресса к поставщику.
  • без права регресса - форма факторинговой услуги без права регресса, когда банк берёт на себя риск неплатежей плательщиками, состав которых он предварительно одобрил. Однако если долговое требование признано недействительным, то банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за факторинговые операции.

Таким образом, факторинг, хоть и является четко  определённой операцией, подразделяется на ряд видов, что способствует его  специализации и применению в  той или иной области6.

 

    1. Анализ факторинговых операций

 

При анализе  факторинговых операций банку необходимо:

  • оценить количество и удельный вес случаев отказа от платежа по причине поставки некачественной продукции, число рекламаций;
  • изучить объем и темпы роста реализации для определения предельной суммы переуступаемых ему долговых требований;
  • изучить платежеспособность должников;
  • оценить качество долговых требований и долю, которая не может быть переуступлена или которую клиент не желает переуступать банку;
  • рассчитать суммы по операциям факторинга и комиссионные вознаграждения;
  • определить степень расширения масштабов факторинговых операций и оценить рациональность их осуществления.

Информация о работе Основные понятия факторинга