Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа
Проблему перехода России к рыночной экономике я считаю актуальной до сих пор, потому что становление экономики и изменение экономической системы всегда влечет за собой ломку привычного жизненного уклада всех граждан страны, что доказывает ее глобальность. В связи с этим целью
моей работы является попытка выделить и понять основные проблемы перехода России к рыночной экономике. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть цели и причины перехода к рынку
Рассмотреть мероприятия, проводимые государством, в период перехода
Введение 3
Глава 1. Переход России к рыночной экономике. 4
1.1 Причины перехода 4
1.2 Проблема перехода к рынку 5
Глава 2. Зарубежный опыт перехода к рыночной экономике 10
2.1 Преобразования в Европе 10
2.2 Опыт рыночных преобразований в Китае 11
Заключение 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА»
ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ
ДОМАШНЯЯ РАБОТА №1
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА РОССИИ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Преподаватель, доцент,
кандидат социологических наук Непрозванных А.Л.
Выполнил студент группы ФО120304 Ефимов М.А.
Екатеринбург, 2012
Содержание
Введение 3
Глава 1. Переход России к рыночной экономике. 4
1.1 Причины перехода 4
1.2 Проблема перехода к рынку 5
Глава 2. Зарубежный опыт перехода к рыночной экономике 10
2.1 Преобразования в Европе 10
2.2 Опыт рыночных преобразований в Китае 11
Заключение 15
На протяжении
многих лет наша страна находилась
за своеобразным
занавесом, имя которому “административно-командная
система”,
охватывающим все сферы жизнедеятельности
общества, включая каждого
человека. Самое яркое отражение данного
явления нашло в экономике
государства, поскольку наряду с политикой
и правом она определяет основы
государственной и общественной жизни,
именно в этой триаде проявляются
наиболее четко противоречия и закономерности
развития общества. Проблему перехода
России к рыночной экономике я считаю
актуальной до сих пор, потому что становление
экономики и изменение экономической
системы всегда влечет за собой ломку
привычного жизненного уклада всех граждан
страны, что доказывает ее глобальность.
В связи с этим целью
моей работы является попытка выделить
и понять основные проблемы перехода России
к рыночной экономике. Для достижения
этой цели были поставлены следующие задачи:
Методами исследования в моей работе являются теоретический анализ и сравнение. Объектом исследования является рыночная система, а предметом – особенности перехода к рынку в РФ.
Россия после
длительного периода
- тотальное государственное
регулирование экономики.
- существование
командной экономики в течение
большого промежутка времени,
что привело к ослаблению
- перекос отраслевой
структуры национальной
- отсутствие
конкурентной способности
Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса. Была определена общая цель – переход экономики России в состояние эффективной рыночной системы с сохранением социальных функций государства. Модель рыночной экономики должна была основываться на:
В истории существования человеческого общества существовали самые различные социальные и экономические структуры. Одни из них отличались гибкостью и подвижностью, а, следовательно, не ограничивали развитие общества. Другие - страдали жесткостью и поэтому, даже если они, сначала, отражали какие-то реальные социально-экономические процессы, то, в конце концов, превращались либо в голые абстракции, либо, будучи наложенными на развивающийся живой социальный организм, давили и деформировали его.
Нечто подобное имело место и в истории развития нашей страны. Насаждение жестких, не допускающих каких-либо отклонений единообразных структур охватывало все сферы жизни общества. Так, в экономике это выразилось в жестком директивном планировании, доведенном до абсурда, когда по каждой позиции товарных ресурсов создавались соответствующие службы на всех уровнях управленческой иерархии, начиная от предприятия и заканчивая министерством и Госпланом СССР. Глобализм, всеобъемлющая идеологизация, игнорирование элементарных экономических и социальных требований сделали человека “винтиком” какого-то огромного, чуждого интересам конкретных людей механизма. Человек лишается возможности проявить свою личную инициативу, деловые качества, что имеет ключевое значение в развитии рыночных отношений.
Однако с демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи с этим были предприняты попытки реализации данной цели, порой не самые удачные, но, на мой взгляд, достойные рассмотрения, поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономических стереотипов.
На исходном этапе,
в 1985-1986 годах, перестройка базировалась
на предположении, что начавшаяся демократизация
управления экономикой наряду с более
разумной политикой приведет к росту эффективности
общественного производства и подъему
народного хозяйства страны. Была объявлена
концепция ускорения социально-экономического
развития на основе более полного использования
научно-технического прогресса. Для ускорения
НТП намечалось, прежде всего, резко увеличить
капиталовложения в машиностроение как
главную отрасль, от которой зависит практическое
использование научно-технических достижений,
ибо материализация научных идей невозможна
без машин и технологического оборудования.
Предприятиям предоставлялись возможности
для самостоятельного регулирования хозяйственных
механизмов предприятия. На хозрасчет
переводятся
даже научные организации, директивный
государственный план заменяется
госзаказом. Но трехлетняя хозрасчетная
эйфория сменяется глубоким
разочарованием. Уже в 1988 году становится
ясно, что вместо ускорения
происходит замедление социально-экономического
развития. Экономика
оказалась в 1989 году в кризисном состоянии
(глубокое расстройство
финансовой системы, падение реального
курса рубля, галопирующая
инфляция, глобальные дефициты, “расцвет”
теневого рынка товаров и
услуг). Это произошло из-за неудачной
реализации хозрасчетной идеи. Основная
причина заключалась в том, что вместо
преобразования всего
хозяйственного механизма были предприняты
попытки изменить только оплату
труда, схему распределения дохода предприятий
и частично модифицировать
планирование. В то же время такие важнейшие
части системы управления,
как формы и отношения собственности,
организационные структуры
управления, финансово-кредитный и ценовой
механизмы, условия найма и
увольнения, материально-техническое
обеспечение остались прежними. Не
был разработан и приведен в действие
и механизм конкуренции.
Поскольку потребитель
был не в силах влиять на производителя
(глобальный дефицит, отсутствие выбора),
производитель использовал
В период
перестройки государство стало
уделять особое внимание к
бедственному положению людей.
Сущность экономики состоит в
том, что сочувствие и желание
помочь сами по себе здесь
ничего не решают. Чтобы люди
жили лучше, надо производить
больше товаров и услуг
В 1989 году правительство
и народные депутаты осознали необходимость
придания новой направленности радикальной
реформе экономикой. В основу
стратегии преобразования хозяйственного
механизма закладывается идея его
построения по рыночным принципам. Соответствующая
правительственная
программа была одобрена Съездом народных
депутатов СССР в ноябре 1989
года, хотя уже тогда некоторые депутаты
не сочли ее достаточно
радикальной.
В
1990 году экономическая ситуация еще более
ухудшилась, и руководство решило формированными
методами переходить в рыночную систему.
Но, поскольку данная программа предусматривала
первоочередную реформу государственных
розничных, оптовых и закупочных
цен, в результате проведения которой
различные цены на товары народного
потребления должны были возрасти, она
не была принята Верховным Советом
СССР. К осени 1990 года правительство вносит
на рассмотрение Верховного Совета СССР
третий вариант программы с более ”смягченной”
реформой розничных цен. Но к этому периоду
был разработан альтернативный вариант
программы перехода к рыночной экономике,
который стал известен под названием -
программа “500 дней”. Эта программа отличалась
большим радикализмом, обозначенными
сроками переходного этапа, предложениями
о кардинальном разгосударствлении собственности
и ее приватизации, отказом от реформы
государственных цен с ориентацией на
прямой переход к рыночным ценам. Компромисса
достичь не удалось, и поэтому были предоставлены
особые полномочия Президенту, в т.ч. право
издавать указы о путях перехода к рыночной
экономике. Верховный Совет СССР в октябре
1990 года одобрил представленные на его
рассмотрение Президентом СССР “Основные
направления по стабилизации народного
хозяйства и переходу к рыночной экономике”,
которые аккумулировали положения правительственной
программы и частично программы “500 дней”.
Но единой согласованной с союзными и
республиканскими органами концепции
и программы перехода к рыночной экономике
разработать не удалось.
Несмотря на всеобщее осознание перехода к рыночной экономике, нельзя не признать того, что развитие общества в целом, включая экономическое, осуществлялось не по заранее намеченным планам и программам, а в соответствии с “исторической волей”, объективными законами цивилизации и прогресса. Больше всего попыток перестроить мировую систему в соответствии с замыслами отдельного человека или группы людей выпало на конструкторов социализма. Социалисты-утописты строили замечательные по замыслу, но абсолютно нереальные по претворению в жизнь проекты. К.Маркс, упрекнув философов прошлого в том, что они только объясняли мир, не говоря, каким образом надо изменить его, предложил способ изменения, заключавшийся в ликвидации революционным путем капиталистической системы и построении социализма. И так уж случилось, что именно в нашей стране Ленин воплотил идею Маркса, достигнув цели своими характерными способами. Что касается капитализма, воплотившего рыночную экономику в действительность, то он шел к ней не дорогой программ. Ни Адам Смит, ни Джон Мейнард Кейнс в отличие от Леонида Абалкина, Станислава Шаталина, Григория Явлинского не предлагали концепций, основных направлений и тем более конкретных по этапам и срокам программ перехода к рыночной экономике, ограничиваясь трактовкой роли и места рынка и анализом способов его регулирования. Капитализм двигался к рынку очень долго, естественным путем, через кризисы, лишения, преодоление трудностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных проблем перехода к рынку, является желание в очень короткие сроки изменить экономический уклад страны, формированными методами перейти на другие механизмы экономики, разрабатывая для этого строгие программы, которые, в конечном счете, к однозначно положительным результатам не привели.
В процесс постсоциалистической
трансформации вовлечены более 20
государств бывшего СССР, Восточной
Европы и Азии. В странах Содружества
независимых государств (СНГ) переход
к рынку осуществлялся с
Существенных успехов в рыночных преобразованиях добились страны Восточной Европы, вступившие на путь рыночных реформ намного раньше, чем Россия. В начале 90-х гг. большинство из них успешно осуществили либерализацию экономики и платную приватизацию. Условия для реформ здесь были в целом благоприятнее, чем в нашей стране. В период административно-командной системы в восточноевропейских странах сохранялись элементы рыночной экономики в виде частного сектора и частного предпринимательства. Структура народного хозяйства была более сбалансированной: имелась развитая легкая, пищевая промышленность, а доля тяжелой промышленности была ниже, чем в России. Предприятия военно-промышленного комплекса не играли такой большой роли в экономике. Кроме того, сравнительно быстрому формированию основ рыночной системы, повышению "управляемости" способствовали небольшие размеры восточноевропейских экономик и приток иностранных капиталов. Все это существенно облегчило переход к рыночной системе, в частности проведение финансовой стабилизации. В Польше, Чехии, Словакии начале 90-х гг. была эффективно проведена "шоковая терапия". Так, в Чехии через 2—3 года после начала реформ уровень инфляции снизился до 10% в год.