Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 12:49, контрольная работа
Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, а будучи особой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.
ВВЕДЕНИЕ
В начале нового тысячелетия мировая экономическая система вышла на качественно новый этап преобразований. Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие нормальной рыночной экономики. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 2,2 трлн. долл. США (6,8% мирового ВВП).
Современный
транспортный комплекс подвержен влиянию
противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной
отраслью, транспорт находится в зависимом
положении от отраслей производства материально-вещественных
благ, а будучи особой отраслью экономики,
транспорт оказывает существенное влияние
на региональное распределение производственных
мощностей, участвует в процессе воспроизводства
и выступает важной составной частью системы
экономических отношений.
1.МЕСТО И РОЛЬ ТРАНСПОРТА В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ И СФЕРЕ УСЛУГ
В этой части транспортный комплекс рассматривается с позиции экономического содержания его продукции - транспортной услуги. Транспортная услуга обладает всеми характеристиками, позволяющими относить ее к сфере услуг: отсутствие материально-вещественной формы, несохраняемость, неотделимость от источника, отсутствие временного блага между процессом производства и потребления услуги, непостоянство, отсутствие владения. Содержание транспортной услуги реализуется в 3-уровневой системе - благо, деятельность и экономические отношения.
Базовым является 1-й уровень, где транспортная услуга характеризуется как благо. Именно на этом уровне прослеживаются черты, наиболее сходные с товарами в материально-вещественной форме. Наиболее яркой из этих черт является наличие потребительной стоимости. Потребительная стоимость транспортной услуги заключается в полезном эффекте от перемещения объектов. Перемещение подвижного транспортного средства только с целью собственно перемещения не несет никакого социально-экономического смысла. Полезное значение перемещения возникает и существует только в период от начала осуществления перевозки груза либо пассажира до ее завершения, и по истечении этого времени оно исчезает.
На втором уровне, т.е. на уровне деятельности, транспортная услуга приобретает черты, позволяющие относить ее именно к сфере услуг. Это выражается в форме деятельности и наличии ее цели, субъектов воздействия, индивидов, совершающих данную деятельность, и результата. В транспортном комплексе деятельность выражается в процессе перемещения в пространстве объектов: в зависимости от перемещаемых объектов выделяют два типа перевозок: грузовые и пассажирские. Тип перевозки определяет соответствующую цель транспортной деятельности, в грузоперевозках - оптимальное использование ресурсов в процессе воспроизводства, в пассажироперевозках - туризм и миграции населения. Субъектами применения деятельности в транспорте выступают не только транспортные средства, но и перемещаемые грузы и пассажиры. Индивидами являются перевозчики - лица, осуществляющие с помощью технических устройств пространственное перемещение грузов и пассажиров, результатом становится изменение пространственного положения после перевозки. Деятельность перевозчиков представляет собой труд, а поскольку у труда всегда есть цель, то важнейшей характеристикой этого труда является то, что он всегда потребляем.
Субъект-субъектное взаимодействие, присущее транспорту, позволяет последнему органично существовать в общей системе экономических отношений, являясь важной частью этой системы. По своему содержанию именно в этом проявляется общественная сторона производства и потребления транспортных услуг, а указанный тип взаимодействия наиболее точно отражает наличие межличностных отклонений, которые в первую очередь сказываются на восприятии качества транспортных услуг и оценке их эффективности. Совпадение как в создании и потреблении потребительной стоимости, так и в создании и реализации стоимости, являющееся основной характеристикой сущностного содержания транспортной услуги, приводит к модификации кругооборота капитала в производстве услуг. Модифицированная схема кругооборота капитала в сфере услуг дает основания считать, что в рамках транспортной услуги как продукции транспортного комплекса реализуется набор из конечного числа услуг - погрузка/разгрузка, управление транспортным средством, транспортными потоками, обслуживание инфраструктурных объектов, обеспечение безопасности и комфортабельности перевозки и т.д. Анализ структуры транспортного тарифа дает основания сделать вывод, что последний является экономическим выражением неоднородности содержания транспортной услуги. Соотношение спроса и предложения, выражаемое в равновесной цене, отражает указанный базовый уровень. Сюда же можно отнести признак наличия транзитной ренты, которая возникает из факторного характера используемого пространства и транспортной инфраструктуры. Деятельный аспект находит свое выражение в структуре транспортного тарифа в виде затрат живого человеческого труда. Косвенно это может быть также уловимо во временном элементе тарифа - в скорости движения транспортного средства (например, при росте средней скорости движения по маршруту необходима более высокая квалификация для осуществления управления транспортным средством). Фактор сохранности потребительной стоимости и уровня комфорта - это фактически оценка потребителем качества оказанной транспортной услуги, что как раз-таки и представляет собой 3-й уровень содержания транспортной услуги - межсубъектные экономические отношения по поводу оказания и потребления транспортной услуги.
Переход
мировой экономики к
Последнее десятилетие ХХ в. положило начало заключительному этапу формирования современного международного транспортного комплекса. Важнейшая черта данного этапа заключается в том, что значение транспорта как инфраструктурной отрасли экономики дополнилось также выделением транспорта в самостоятельную отрасль сферы услуг. Это нашло выражение в переориентации транспорта на потребности сферы услуг - развитие международного туризма и т.д.
Исследование
характеристик вышеназванных
В число условий, определяющих развитие транспортного комплекса, диссертантом предложено включать также изменение моделей производственного процесса. В частности, переход к так называемому "производству с колес", когда складские запасы сырья и ресурсов минимальны и последние используются в цикле практически сразу при поставке. Глобализация производства и, как следствие, рост потребностей в перевозках со стороны ТНК привели к тому, что масштабы их участия в современном международном транспортном рынке вполне сравнимы с межгосударственными. Реформирование моделей международной торговли также является объективным условием развития транспорта. Новые модели заключаются в переходе к межрегиональной и внутриблоковой торговле - к созданию наднациональных интеграционных торговых блоков (АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА, ЕС), внутри которых осуществляется основной объем операций и соответственно перевозок. Следствие перехода к внутриконтинентальной и межрегиональной торговле - удлинение протяженности континентальных транспортных путей, сокращение периода доставки пассажиров и грузов, создание новой транспортной сети дистрибуции на базе единой сети МТК, основанной на сокращении размеров и веса перевозок и на учащении числа перевозок, развитие системы комбинированных перевозок.
К исследованию функционального набора транспортного комплекса автор подходит с позиции значения функции как основной либо не основной для транспорта в современных экономических условиях. Одна из основных функций - стимулирующая. Стимулирование экономического роста реализуется посредством инвестиций в транспортный комплекс. Другой основной функцией является дистрибутивная - обеспечение физического движения товарных потоков в мировой экономической системе. Характерная особенность этой функции заключается в том, что в процессе ее исполнения транспортная услуга сама становится предметом экспорта или импорта.
Интеграционная функция транспорта реализуется посредством формирования единой сети транспортных маршрутов и выражается в углублении интеграционных процессов на межрегиональном, межгосударственном и глобальном уровнях. Транспортный комплекс выполняет также структурообразующую функцию - участвует в формировании отраслевой структуры мирового производства и межотраслевых пропорций, в размещении производственных мощностей и формировании региональных различий в ценообразовании.
Комплементарная функция транспорта наиболее очевидна в структуре туристского продукта, где перемещение туристов в регион рекреации из мест постоянного проживания часто является основным условием оказания туристской услуги.
Градообразующая функция транспорта заключается в том, что в узловых точках транспортной сети - хабах (перекрестки транспортных коридоров, точки пересечения мод транспорта и т.д.) - создаются объективные условия для возникновения городов с целью обеспечения функционирования объектов инфраструктуры.
Для оценки уровня развития региона применяется индикативная функция транспорта, имеющая характер не основной.
Все это показывает наличие взаимосвязи между транспортом и уровнем жизни - высокий уровень развития транспортной инфраструктуры находится в корреляции с общим уровнем экономического развития. К не основным также отнесена социальная функция транспорта - предоставление равного доступа всем членам общества к социально-экономической инфраструктуре через повышение степени транспортной доступности. Индикативная, социальная, комплементарная, стимулирующая функции присущи всей сфере услуг, а градообразующая, интеграционная и структурообразующая - транспортному комплексу.
2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТРАНСПОРТА И ИХ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Рыночный базис отношений обусловливает конкурентный характер развития. В то же время на международном рынке транспортных услуг более 60% перевозок приходится на три региона - территории США, ЕС и АТР (Япония и Китай). Специфика транспортного комплекса заключается также в его военно-стратегическом назначении, потому эта сфера подвержена значительному регулированию. В таких условиях возникает объективная необходимость в конкурентоспособных перевозчиках, соответствующих критериям по трем ключевым (микро-, мезо-, макро-) уровням. Рост конкурентоспособности производителей транспортной услуги является первостепенной задачей развития транспорта. Направления повышения конкурентоспособности должны быть адекватны каждому уровню.
На
микроуровне указанные
Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике