Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 10:52, контрольная работа
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Поэтому на данном этапе основной задачей для нашей страны является не только закрепление на достигнутом, но и создание необходимых условий для устойчивого экономического роста в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Введение
Тема данной контрольной работы - «Основные формы общественной организации производства» выбрана потому, как является на сегодняшний момент актуальной проблемой для экономики любой страны, в том числе и нашей.
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыночной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижением жизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе. Поэтому на данном этапе основной задачей для нашей страны является не только закрепление на достигнутом, но и создание необходимых условий для устойчивого экономического роста в ближайшей и дальнейшей перспективе. Известно, что одним из показателей обеспечения эффективности работы предприятия является то, насколько глубоко и правильно используются прогрессивные общественные формы организации производства, такие, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. При этом все прогрессивные общественные формы организации производства должны применятся во взаимосвязи и в тесной увязке.
В данной контрольной работе раскрываются такие вопросы как: формы организации производства, а непосредственно централизация, концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование, их сущность, формы и показатели, экономическая эффективность этих явлений.
Целью контрольной работы является углубленное изучение общей характеристики форм организации производства и оценки их эффективности. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Задачами данной контрольной работы являются: рассмотрение каждой из форм организации производства в отдельности и установление взаимосвязи между ними, выявление их преимуществ и недостатков.
1. Цена, ее сущность, функции цены. Виды цен в РБ и за рубежом
Цена представляет собой
денежное выражение стоимости товаров
и является регулятором производства
и потребления. Цена используется государством
в качестве экономического рычага хозяйственного
развития. Регулируя процессы ценообразования,
государство обеспечивает установление
таких цен, которые обеспечивали
бы покрытие расходов каждого хозяйствующего
субъекта для создания нормальных условий
его функционирования. Принцип же
регулирования взаимоотношений
общества в целом и отдельных
его членов предполагает установление
розничных цен с таким
В условиях рыночных отношений
цена используется государством в качестве
важнейшего экономического рычага хозяйственного
развития. С ее помощью производятся
расчеты за продукцию между
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально под одним наименованием «цена» существует множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
В любой экономической
системе цена является регулятором
отношений экономических
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций
цен вытекает возможность их использования
в качестве инструмента регулирования
экономических процессов. Так, в
рыночной экономике цены - это основной
инструмент уравновешивания спроса
и предложения, увязывающий денежный
запрос производителя или продавца
товаров на их оплату с ответной
реакцией потребителя, покупателя. При
этом характерно, что сама регулирующая
цена рождается в процессе регулирования
и является в этом смысле регулируемой.
Поэтому точнее было бы говорить о
функции саморегулирования
Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобрела блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей - заниженные. Тем самым, правда, создаются прекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цени его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Как в рыночной, так и в неврыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором - только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.
Великое многообразие функций
цены, которая явно перегружена обязанностями
в своей государственной форме,
а также противоречивость целей
и задач осуществления
Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные действия углублением дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.
Переход от государственных цен к рыночным не может и не должен быть мгновенным, поэтому нельзя полностью избежать регулятивного воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.
Цены классифицируют по различным направлениям.
По сферам товарного обслуживания:
- оптовые цены, по которым
предприятия реализуют в
- розничные цены, по которым
товары реализуются конечному
потребителю (в основном
- закупочные цены, по которым
государство покупает
- цены и тарифы на
услуги. Тарифы могут относиться
к сфере оптовой торговли (например,
грузовые транспортные тарифы, фрахт)
и розничной (пассажирские
По способу отражения транспортных расходов:
- цены франко-отправления
(на товары ограниченного
- цены франко-назначения,
включающие транспортные
По формам продаж:
- контрактные (договорные)
цены - цены фактической
- биржевые котировки -
это уровень цены товара, реализуемого
через биржу. Цена биржевого
товара складывается из
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие
ход продаж на аукционах (
По стадиям продажи:
- цены предложения (цены
продавца, или стартовые), по которым
продавец желает продать товар.
- цены спроса, по которым
покупатель заинтересован
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
По степени регулирования:
- жестко фиксированные
(основной тип цен в условиях
административно-командной
- регулируемые (допускаются
изменения в определенных
- свободные (не подвержены
прямому вмешательству,
По степени устойчивости во времени:
- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие: в договоре
устанавливается исходная цена
и оговаривается порядок (
- с последующей фиксацией:
в договоре определяются
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1. Расчетные цены, которые
обосновываются поставщиком
2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3. Цены прейскурантов
и ценников. Прейскуранты выпускаются,
как правило, производителем
Информация о работе Основные формы общественной организации производства