Основные черты рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Основная проблема экономической жизни общества - распределение ресурсов, ограниченных по сравнению с постоянно растущими потребностями, - может решаться по-разному. Однако исторический опыт показал, что наиболее эффективно эта проблема решается через рынок, который хотя и не лишен ряда недостатков, все-таки позволяет наилучшим образом распределять ограниченные ресурсы общества в соответствии с его потребностями. Товарное производство - условие и предпосылка существования рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы Экономикики.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)


Глава 1. Рынок и его характеристика

1.1 Понятие рынка и условия его возникновения

Основная проблема экономической жизни общества - распределение ресурсов, ограниченных по сравнению с постоянно растущими потребностями, - может решаться по-разному. Однако исторический опыт показал, что наиболее эффективно эта проблема решается через рынок, который хотя и не лишен ряда недостатков, все-таки позволяет наилучшим образом распределять ограниченные ресурсы общества в соответствии с его потребностями. Товарное производство - условие и предпосылка существования рынка.

В самом общем виде рынок можно определить как социально-экономический институт, позволяющий устанавливать непосредственные связи между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями); это механизм координации действий покупателя и продавца, главным инструментом которого выступают цены.

Наряду с этим определением существует множество других, подчеркивающих ту или иную сторону рынка. Однако при всем многообразии трактовок сущности рынка незыблемым остается то, что основными участниками его являются покупатели и продавцы, вступающие в отношения обмена. Отсюда следует, что необходимой и безусловной предпосылкой существования рынка является товарный характер производства - производство для обмена. Хозяйственная практика знает два основных типа производства: натуральное и товарное.

Натуральное производство - производство, в котором блага создаются для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения личных потребностей самого производителя. Для натурального производства характерны: замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность хозяйств, рутинная техника и медленное развитие. Товарное производство - производство, в котором блага создаются для обмена, продажи. Товарное производство может базироваться на труде самого собственника вещественных факторов производства (например, фермерское хозяйство производит продукты для продажи, но собственниками хозяйства и работниками на нем являются члены одной семьи), а может функционировать на основе наемного труда.

В современном мире абсолютно преобладает производство на основе наемного труда. Результатом товарного производства является товар - продукт, предназначенный для продажи.

Однако товарами могут быть не только продукты производства, но и любые ограниченные блага, если они выступают объектами обмена между людьми (продукты природы, интеллектуальные способности, деньги и т.п.). Таким образом, товар - это любое экономическое благо, предназначенное для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: полезностью (потребительной стоимостью) - способностью удовлетворять какую-либо потребность людей и ценой, характеризующей в денежном выражении ценность блага; пропорцию обмена данного товара на другой товар (деньги). Отличительной особенностью товаров является то, что они удовлетворяют потребности не тех людей, которые их произвели, а потребности других людей, к которым товар поступил в результате обмена.

Товарное производство - результат длительного исторического развития человеческого общества. Его возникновение и существование связано с появлением и наличием трех основных условий.

Первым условием возникновения и существования товарного производства, а следовательно и рынка, является общественное разделение труда - обособление различных видов трудовой деятельности.

Общественное производство состоит из разнородных единиц, каждая из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Современная, чрезвычайно дробная специализация производства является результатом длительного исторического процесса углубления разделения труда.

В основе разделения труда, специализации производителей лежит принцип сравнительных преимуществ - способность хозяйствующего субъекта производить товар с наименьшими по сравнению с другими производимыми им товарами альтернативными издержками.

Специализация, разделение труда неразрывно связаны с его производительностью. Именно разделение труда, его специализация дает мощный толчок росту продуктивности труда, порождая возможность и необходимость обмена.

Эффективность специализации и ее влияние на производительность труда в современном мире наглядно иллюстрирует конвейерное производство.

Общественное разделение труда - необходимое, но недостаточное условие существования товарного производства. (Разделение труда возможно и в условиях натурального хозяйства - первобытная община, сельские общины в ряде государств).

Второе условие возникновения и существования товарного производства - это экономическая (хозяйственная) самостоятельность производителей, дающая им возможность принимать независимые решения по поводу того, что, как и для кого производить. Такую самостоятельность дает частная собственность.

Общественное разделение труда служит формой материальной связи между людьми: каждый член общества, специализируясь на производстве определенного товара, производит его для других членов общества, но, в свою очередь, нуждается в товарах и услугах, производимых другими.

Специализация на производстве определенного продукта и частная собственность на него делают необходимым обмен производимыми продуктами.

Таким образом, третьим условием существования товарного производства является обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями.

Потребитель получает большинство необходимых ему благ в результате обмена, купли-продажи. Если такой обмен осуществляется по взаимному желанию двух сторон, без принуждения, то между производителями и потребителями возникают отношения свободного обмена. А это и есть рынок.

Первоначально обмен имел натуральный характер, происходил в форме бартера - один товар обменивался на другой (обмен происходил по формуле: "товар-товар").

Такая форма обмена порождает множество трудностей:

· необходимо совпадение потребностей участников обмена;

· количество участников такого обмена ограничено;

· беспрепятственно обмен может осуществляться в отношении относительно небольшого набора товаров и др.

По мере расширения хозяйственных связей натуральный обмен становится тормозом развития торговли и производства.

Ограниченность натурального обмена преодолевается с появлением денег, которые облегчают и ускоряют обмен, заменяя обмен по формуле "товар-товар", обменом по формуле "товар-деньги-товар".

 

 

1.2 Сущность и структура рынка

Сущность находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих её сущность.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев - посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая функция - самая важная. Предполагает: воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? как производить? Рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена - это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

Экономика управляет государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно - технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Санирующая функция - рыночный механизм - это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает 6 лет.1 Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…"

Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

1.3 Роль рынка в общественном производстве

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первичных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4. "Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально - философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно - исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.

1.4 Структура и инфраструктура рынка

Характеристику рынка как совокупности или арены купли - продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

· тесная связь между ее элементами;

Информация о работе Основные черты рыночной экономики