Особенности сбережения и потребления в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Потребление основа существования общества, так как целью материального производства в любой экономической системе является удовлетворение потребностей. Уровень потребления различен в разных социальных группах. Удельный вес затрат на питание больше у тех, у кого доходы наименьшие (от 50 до 100%), наименьший у богатых (20%). В действительности нет семей, которые тратили бы свои деньги одинаковым образом, поэтому в экономической теории применяет так называемая качественная модель поведения – это усредненная модель расходов людей с различными уровнями доходов, построенная на основе исследований бюджетов семей.

Содержание

1. Контрольный теоретический вопрос. Потребительские расходы и факторы, их определяющие. Сбережения их сущность и основные факторы, их определяющие. Влияние сбережения и потребления на объемы национального дохода………………………..………………………………..…3
2. Эссе на тему: «Особенности сбережения и потребления в современной российской экономике» …………………………………………………..…….10
3. Контрольное тестовое задание. …………………………………………..….15
4. Список литературы……………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 96.22 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего  профессиональ6ного образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Макроэкономика»

Вариант №7

 

 

                                                     

                                                         Выполнил: студент 2 курса

                                                                                факультета  ЗУС

                                                          направления бакалавр бизнес-информатики

                                                                                       группы дневной

                                                                                            Землянушкина О.А

                                                                                             № 100.26/120085

                                                                                         Руководитель: Гуляева

Оксана Александровна

 

 

Тула,2013

 

План  работы

1. Контрольный теоретический  вопрос. Потребительские расходы  и факторы, их определяющие. Сбережения  их сущность и основные факторы,  их определяющие. Влияние сбережения  и потребления на объемы национального  дохода………………………..………………………………..…3

2. Эссе на тему: «Особенности  сбережения и потребления в  современной российской экономике» …………………………………………………..…….10

3. Контрольное тестовое задание. …………………………………………..….15

4. Список литературы……………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Потребительские расходы и факторы их определяющие. Сбережение: сущность, виды и основные факторы. Взаимосвязь сбережения и потребление, и их влияние на объемы национального дохода.

     Потребление (consumption – С) представляет собой сумму денежных средств, которая тратится на приобретение материальных благ и услуг, используемых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. 
     Потребление основа существования общества, так как целью материального производства в любой экономической системе является удовлетворение потребностей. 
     Уровень потребления различен в разных социальных группах. Удельный вес затрат на питание больше у тех, у кого доходы наименьшие (от 50 до 100%), наименьший у богатых (20%). В действительности нет семей, которые тратили бы свои деньги одинаковым образом, поэтому в экономической теории применяет так называемая качественная модель поведения – это усредненная модель расходов людей с различными уровнями доходов, построенная на основе исследований бюджетов семей. Эти модели называются законами Энгеля, по имени немецкого статистика Эрнста Энгеля (1821-1896).[1] 
      Уровень потребления зависит от множества факторов – доход населения является основным из них.  Он определяет спрос потребителей на товары и услуги. 
      При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о затратах домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг. При макроэкономическом анализе вопрос формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного предпочтения потребителей. Домохозяйства делают выбор между потреблением в настоящем и повышением потребления в будущем. Но вероятность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений сегодня. Отсюда следует, что сбережения — это отложенное потребление. Вместе с тем сбережения, произведенные в настоящем периоде, есть не что иное, как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения — это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество:

DI=C+S

где DI (disposable income) — располагаемый доход домохозяйств (национальный доход за вычетом чистых налогов), а S – сбережения.[6] 
     В макроэкономическом плане особое  значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее влияние на предпочтение потребителей, то есть устанавливают функции потреблений и сбережения. Экономисты-классики полагали, что ни один человек, намереваясь делать сбережения, не станет хранить их в форме денег, если возможно их использование таким образом, чтобы они, путем приобретения акций или банковских вкладов, приносили ему процент. У людей больше стимулов к сбережению, если реальная ставка процента высока, при снижении этой ставки у людей уменьшается интерес в сбережениях. Отсюда они делали вывод, что сбережения являются возрастающей функцией от реальной процентной ставки. Потому что располагаемый доход составляют потребление и сбережения; потребление при росте реальной процентной ставке будет уменьшаться, а при ее снижении увеличивается, то есть потребление, по мнению классиков, является убывающей функцией от реальной процентной ставки. 
      Против такого положения выступил Дж. Кейнс. Его утверждение заключалось в том, что при осуществлении потребительского выбора домохозяйств реальная ставка процента не имеет определяющей роли, так как  для людей предпочтительней потребление сейчас, чем потребление в отдаленном будущем.  
      Кейнс выдвинул гипотезу, которая содержалась в следующем: главный фактор, определяющий уровень потребления, является текущий доход домохозяйств. 
      Дж. Кейнс определил предельную склонность к потреблению на основании психологического закона, который, по его мнению «состоит в том,  что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».[5] 
      На основе этого закона, он рассматривал потребление, как возрастающую функцию от текущего дохода домохозяйств. 
       Помимо дохода на объем потребления оказывает влияние  и другие, субъективные и объективные факторы. К основным объективным факторам относят уровень цен, реальную ставку процента, имущество потребителей, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей. В число субъективных факторов включают ожидание потребителей  относительно будущего изменения цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и  тому подобное, а так же предельную склонность к потреблению. Изменения этих факторов вызывают сдвиг функции потребления. 
       Среди перечисленных факторов важнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом. 
       Предельной склонностью к потреблению Дж. Кейнс считал часть потребления в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода. 
                                            MPC=∆С/∆DI 
      Средняя склонность к потреблению – это отношение потребления к величине располагаемого дохода: 
                                            APC=C/DI 
      Общее национальное невозможно свести к сумме потребления отдельных семей и хозяйств, потребление может существенно отличается даже в семьях примерно одинакового уровня доходов и численности. Поэтому Дж. Кейнс считал важным найти формулу, которая описывала бы совокупное потребление. Он вывел четыре основных фактора, определяющих функцию потребления: 
       1) Потребление (C) является функцией располагаемого дохода (DI); 
       2) Величина предельной склонности к потреблению (MPC) находится в пределах от 0 до 1, то есть 0 < MPC >1 
       3) С ростом располагаемых доходов(DI) средняя склонность к потреблению (APC) падает, то есть MPC<APC  
       4) С ростом располагаемого дохода (DI) предельная склонность к потреблению падает (MPC). 
       Первое правило означает, что потребление можно выразить формулой: 
                                          C=C*+MPC . DI, 
где C* - некая постоянная, зависящая от других факторов, кроме дохода: процентная ставка, инфляционные ожидания и другие.[5] 
        Кейнсианская функция потребления графически выглядит следующим образом: 
 
                            
                    Рис. 1. График кейнсианской функции потребления. 
 
         Биссектриса 0К характеризует ту возможную ситуацию, когда весь полученный доход будет потрачен на потребление. В этом случае с ростом дохода пропорционально растет потребление. Однако на практике все выглядит несколько иначе. Реальная кривая потребления – кривая СС. В точке А  она отражает тот уровень дохода, который полностью обеспечивает потребление (прожиточный минимум). Вследствие этого отрезок кривой потребления ниже точки А обозначает необходимость жизни в долг, потому что получаемый доход недостаточен для обеспечения прожиточного минимума. Возможность увеличения потребления и формирования определенных средств  для сбережения возникает сростом доходов, когда кривая расположена выше точки А.[5] 
      Второе правило, из которого следует, что МРС всегда меньше 1, показывает, что даже в случае разбалансированности рынка, в случае, когда спрос не равен предложению, прирост потребления все равно не превышает прироста доходов.[2] 
     В третьем правиле делается вывод, что средняя склонность к потреблению бывает больше 1 только при небольших значениях дохода. Это означает, что лишь бедные семьи тратят большую часть своего дохода и расходуют свои запасы. Структура расходов потребителей меняется с ростом их доходов. С увеличением доходов растет доля сбережений, то есть та часть доходов, которая идет на потребление после уплаты налогов.[2] 
      Таким образом, потребление и сбережения составляют в совокупность доход населения после уплаты налогов. 
      В обыденном значении термин “сбережения” употребляют для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее.  
      В современной экономической теории приводится несколько определений сбережений: 
     -Во-первых, сбережения рассматриваются как часть дохода, которую индивидуум намеривается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. 
     -Во-вторых, под сбережениями понимается та доля дохода, которую экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Можно выделить три вида экономических субъектов: население, корпорации и государство. Соответственно различают три вида сбережений (населения, корпоративного сектора, государства). [1] 
       Также сбережения можно определить как часть дохода, оставшаяся после уплаты налогов, которая не потребляется. То есть сбережения анализируют в разрезе составляющей части дохода за текущий год, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на приобретение потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страхование, облигации, акции и другие финансовые активы. 
       В настоящее время выделяют четыре наиболее распространенных мотива сбережений населения: 
1) обеспечение старости; 
2) предосторожность; 
3) накоплению с целью завещания; 
4) отложенный спрос. 
       Обеспечение старости многие считают основным мотивом сбережений. Именно он лежит в основе теории жизненного цикла. Так же на решение о сбережениях оказывают влияние ожидаемая длительность жизни и время выхода на пенсию. Сбережения с целью предосторожности связаны с чувством индивидуума неопределенности относительно величины получаемых доходов и точной даты смерти. Так как человеку не известно, на который период времени рассчитывать, он создает определенный "запас" сбережений, потому что "неиспользованный запас" в момент смерти для него более предпочтителен, чем "перерасход" сбережений до наступления такого момента. Различные экономические исследования показали, что население продолжает делать сбережения и после выхода на пенсию. Частично такое противоречие может быть объяснено другим мотивом – потребностью в накоплении богатства для передачи последующим поколениям. Считается, что данный мотив может привести к повышению национального уровня сбережений только в период расширения экономики: за счет роста численности населения или роста производительности труда или обоих факторов. Рост сбережений при статической экономике с целью завещания не приведет к общенациональному увеличению сбережений – передача определенных ресурсов от одного поколения другому не изменит общего количества этих ресурсов. Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат – так называемый отложенный спрос.[1] 
       Хотя сбережения и потребление являются двумя взаимосвязанными категориями как составные части дохода, тем не менее, между ними существую качественные различия. Во-первых, потребление ориентировано на удовлетворение текущих потребностей, а сбережения – на то чтобы за счет сокращения текущего потребления увеличить потребление в будущем. Во-вторых, сбережения осуществляются только теми семьями, доход которых превышает средний уровень, а потребление существует во всех семьях. В-третьих, потребление не может быть равно нулю  и не должно быть ниже минимума, который обеспечивает биологическое существование человека, а сбережение, в с вою очередь, могут быть равны нулю, а могут  достигать большой величины, то есть у них широкая амплитуда колебаний.[2] 
       Кроме функции потребления, Кейнсом была выдвинута функция сбережения для анализа воздействия потребления и сбережения на уровень национального дохода. Функция сбережения выражает зависимость сбережений от располагаемого дохода населения в процессе их изменения. Так как сбережения это доход минус потребление, то для построения графика этой функции достаточно спроектировать на ось абсцисс точку равновесия А и через нее провести кривую, параллельную кривой потребления (рис. 1). Это и будет кривая сбережения, которая совпадает с кривой потребления. 
      Средняя склонность к сбережению (APS) – это выраженная в процентах доля общественного дохода, которая идет на сбережения: 
                                         APS=S/DI. 
      Предельная склонность к представляет собой ту часть дополнительного дохода, которая идет на сбережение, или, иными словами, часть сбережений, содержащуюся в каждой дополнительно заработанной денежной единице: 
                                         MPS=∆S / ∆DI.  
      Согласно «основному психологическому закону» Кейнса: с ростом дохода склонность к потреблению снижается, а склонность к сбережениям возрастает. Для характеристики этого процесса рассчитывают предельную склонность к потреблению (МРС) и предельную склонность к сбережениям (MPS): 
                            MPS=∆S/∆DI   и   MPC=∆C/∆DI   при   ∆DI=1 
       Эти показатели дают представление о том, какую часть дополнительной единицы дохода семьи потребляют, а какую сберегают. [1] 
       Очевидно, что и МРС и MPS будут каждая меньше единицы, и  подобно тому как потребление и сбережения составляют в сумме доход потребителя, так предельная склонность к потреблению и сбережению в расчете на одну денежную единицу должна в сумме равняться единице: 
                                        MPC+MPS=1. 
       Таким образом, при известной одной части равенства можно определить и другую путем вычитания известной части из единицы: 
                                       MPC=1- MPS  
       Простейшая функция сбережения имеет вид: 
                               S= -C*+(1-MPC) . DI= - С*+ MPS . DI 
где C* - автономное потребление.

 

  

 





 
 
 
 
                                        Рис. 2 График сбережения. 
 
        График сбережения показывает, что возможности сбережения возникают после того, как доход становится больше прожиточного минимума, а так же что с ростом дохода возрастают и сбережения.[1] 
        Возникает, однако, вопрос, а каким будет потребление при нулевом текущем доходе? Конечно не нулевым. Если текущий доход отсутствует (или даже при его наличии, но недостаточных размерах), то потребители будут жить, «залезая в долги» или распродавая ранее накопленное имущество («отрицательное сбережение»). 
        В таких случаях потребление называют автономным, для того чтобы выделить его независимость от текущего дохода. Функция потребления будет выглядеть так: 
                                            C=-C*+MPC.DI. 
        Итак, основным фактором, определяющим величину потребления и сбережений, является уровень дохода. Однако помимо дохода существует ряд других факторов, которые побуждают потребителя изменить объем потребления при одном и том же уровне дохода. 
        Величина потребления и сбережений зависит от накопленного богатства.  
        При других равных условиях с ростом накопленного богатства снижаются стимулы для сбережений, в результате увеличение богатства смещает график сбережений вниз, а график потреблений – вверх.  [2]            
            а) График потребления.                                                   б) График сбережений 
 
                         Рис. 3 Графики потребления и сбережения.

 
       Изменения в налогообложении вызывают смещение линий потребления и сбережения, потому что налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов смещает кривые потребления и сбережений вниз, а налогов – вверх. 
       Различную реакцию может вызвать изменение уровня цен в потреблении и сбережении у разных групп населений с различными доходами. При низких доходах, повышение цен вызывает смещение графика потребления вниз, а снижение – вверх.  
        Если кривая потребления сдвигается вверх под воздействием различных факторов, то кривая сбережения спускается вниз, и наоборот. Только один фактор – изменение дохода может сместить кривую потребления и сбережения в одну и ту же сторону.

 

 

 

 

 

 

2.Эссе. Особенности сбережения и потребления в Российской экономике.

        В СССР периода плановой экономики отсутствовал рынок сбережений в классическом понимании этого термина, т.е. как упорядоченный финансовый оборот, в котором процент является стимулом вкладов в банки, в предприятия, в долговые обязательства с целью увеличения будущего потребления. Для такого рынка важно не только то, что выбор населением формы накопления может выступать основой принятия инвестиционных решений.[3] 
       В советском обществе деньги накапливались для будущих покупок и никак не связывались с инвестиционными решениями, что закономерно для строя, при котором не было места частной экономической инициативе. Прерогатива принятия инвестиционных решений принадлежала центру, и в соответствии с доктриной о “преимущественном развитии производства, средств производства по сравнению с производством предметов потребления” большая часть инвестиционных ресурсов направлялась на расширение производства капитальных благ, накопление капитала и поддержание высокого уровня военного производства. 
       Переход к рынку достаточно быстро восстановил “психологическую” склонность населения к сбережению. Вспомним активный интерес населения к различному рода финансовым компаниям и зарождающемуся рынку ценных бумаг. Однако процесс создания рынка сбережений приобрел, силу ряда причин, деструктивный характер. Среди причин можно назвать создание жульнических финансовых компаний, построение финансовых пирамид и безвозмездная конфискация государством с помощью девальвации, инфляции и дефолта.[3] 
       Современное состояние российского рынка сбережений домохозяйств далеко от оптимального. Выше уже было перечислено несколько объяснений тому, что система мелких частных сбережений в России неэффективна. Но все же основными причинами ее неразвитости служат доминирование Сберегательного банка РФ и ограниченность доступа потенциальных клиентов к информации о реальном финансовом состоянии и политике банков в регионах, а также неспособность большинства частных вкладчиков адекватно интерпретировать доступную информацию. С точки зрения экономической теории данная проблема характеризуется как проблема асимметрии информации. 
       Следствием асимметрии информации становится тенденция к вытеснению с рынка добросовестных экономических агентов. Именно она явилась одной из причин относительного сокращения доли коммерческих банков на рынке сбережений в 1995-1997 гг. и укрепления позиций Сбербанка РФ, поскольку только на этот банк распространялись государственные гарантии сохранности вкладов. Укрепление позиций Сбербанка означало, однако, относительное ослабление конкуренции на рынке и замедление темпов его развития.[4] 
      Исключение составляла лишь Москва, где выделилась группа коммерческих банков, реально конкурировавших со Сбербанком. Одним из важнейших инструментом конкуренции было увеличение рекламной активности банков. Следует отметить, что такой способ решения проблемы асимметрии информации является относительно дорогостоящим. Например, ведущие банки, которые продолжали работать с вкладами населения к лету 1998 г., лишь в 1995 г. потратили на рекламу только в газетах и журналах свыше 15 млн. долл. 
       В целом, несмотря на определенные позитивные сдвиги, наблюдавшиеся на рынке в 1997 г., к середине 1998 г. организованный рынок частных сбережений оставался весьма неразвитым, а его ведущие операторы отличались низкой конкурентоспособностью. Все это существенно усугубило последствия августовского кризиса.[4] 
      Оценивая перспективы развития и восстановления рынка сбережений, необходимо отметить, что фактически государство должно решить две задачи: создания эффективного механизма гарантирования депозитов частных вкладчиков; обеспечения должного уровня конкуренции на рынке банковских услуг. Без решения первой задачи сложно рассчитывать на возврат средств населения в банковскую систему, без решения второй не будет внутренних стимулов для развития рынка. 
        Наиболее важной целью государственного регулирования на рынке сбережений домашних хозяйств является цель максимального привлечения частных сбережений в банковскую систему независимо от того, о каких банках идет речь – частных или государственных. В основе же банковской системы, безусловно, должны лежать раскрытие банками информации о самих себе и страхование депозитов. Однако любой банк – это достаточно сложная экономическая организация и мелкие клиенты часто оказываются не в состоянии адекватно оценить и интерпретировать доже доступную информацию. 
        Поэтому для полноценного раскрытия информации о банках необходимо дополнительное промежуточное звено, которое сможет опосредствовать информационные потоки, идущие от банков к потенциальным вкладчикам. Таким звеном могли бы стать структуры, осуществляющие сертификацию коммерческих банков. Ее важными отличительными чертами должны быть непрерывность анализа информации о состоянии коммерческих банков и высокая оперативность предоставления такой информации потенциальным пользователям в уже обработанной, сводной форме. 
       Теперь рассмотрим особенности потребления в Российской экономике. 
       В последние десятилетия системные преобразования в России привели к существенным изменениям динамики и структуры потребительских расходов домашних хозяйств. Положительные сдвиги в экономической и социальной сферах второй половины 90-х годов в большинстве из них не могли компенсировать снижение уровня жизни в первые годы реформ. 
      Либерализация экономики способствовала расширению выбора товаров и быстрому развитию сферы услуг, также заметно влияющему на сдвиги в структуре расходов домохозяйств. Однако переход к рынку в России сопровождался высокой инфляцией, опережающей рост доходов. Дефицит товаров и услуг сменялся дефицитом средств. Но необходимость приспособиться к новым условиям побуждала людей к поиску путей выживания и улучшения своего материального положения. Многим пришлось вносить коррективы в свой быт, сообразуясь не только с личными доходами, но и с общими тенденциями в сфере потребления.[3] 
       Конкретные сдвиги в использовании домашних бюджетов в первую очередь зависели от величины располагаемых средств. Но в любом случае главное место в структуре личного потребления занимают расходы на питание. 
       В России в структуре затрат на продукты питания особенно резко изменилась доля хлеба и хлебопродуктов: она увеличилась более чем вдвое и превысила в 1998 г. 12%. При резком падении уровня жизни россиян расходы на мясо и мясопродукты снизились не так сильно, как можно было ожидать: в 1998 г. на них приходилось свыше 21% продовольственных затрат вместо 26% в 1988г. Несколько возросла доля жиров, превысившая 3% в 1998 г. [4] 
       Изменения в структуре и уровне потребления продовольствия оказали влияние на один из главных обобщающих показателей качества питания – его суточную калорийность. В России она составляет 2240 ккал, хотя по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения суточная калорийность питания должна быть не менее 2400 ккал. 
       При переходе к рынку на второе место после продовольствия в потребительских расходах населения вышли затраты на содержание жилища и в первую очередь оплата коммунальных услуг вследствие повышения тарифов на воду, газ, электроэнергию и топливо. В последние годы оплата коммунальных услуг в общей сумме потребительских расходов домохозяйств составляла 3%, но за последние десять лет она выросла более чем в пять раз. 
       К числу затрат первой необходимости относятся покупки одежды и обуви. В годы трансформации они заняли в домашних бюджетах весьма скромное место, уступив не только продовольствию, но и содержанию жилья, а в некоторых случаях и транспортным расходам. Большое влияние оказал ценовой фактор. В России затраты на одежду и обувь в 1999 г. составили около 14%.[4] 
      Одной из важнейших черт экономического поведения домохозяйств в переходный период стало увеличение расходов на услуги транспорта и связи. Для большинства из них это было вызвано повышением тарифов. Но для определенной части граждан, прежде всего с высоким доходом, а также для специалистов и предпринимателей оно связано с производственной и деловой необходимостью и сопровождалось покупкой личного автотранспорта, его обслуживанием, а также приобретением современных средств связи. 
       Что касается затрат на услуги здравоохранения, образования, культуры, то можно отметить следующее. В России за последние десятилетия значительно увеличились затраты на охрану здоровья и личную гигиену. Самая большая доля расходов на эти цели у пенсионеров. 
       В большинстве домохозяйств снизился уровень затрат на образование, культуру, спорт, организацию досуга. Адаптация людей к новым, резко меняющимся условиям жизни не могла не повлиять на их настроение, интересы и желания. Падение уровня жизни в первые годы трансформации существенно ограничило возможности затрат на культурные потребности. Частично эти потери компенсировались покупками современных приборов культурного назначения. Но их могли позволить не все семьи. 
       Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Положительные изменения в экономике Российской Федерации не привели к адекватным сдвигам в сфере потребления домашних хозяйств. Некоторые положительные моменты появились только в последние 2-3 года и выразились в небольшом увеличении потребления продуктов питания на душу населения и слабой еще тенденции снижения доли затрат на продовольствие в общей сумме текущих потребительских расходов.[3] 
       В целом в России качество жизни большинства семей за годы реформ снизилось, что проявлялось в первую очередь в увеличении доли затрат на продовольствие. Об этом же свидетельствует и оснащение домохозяйств предметами длительного пользования, несмотря на то, что их качественные параметры изменились к лучшему. Расширение набора имеющейся в домах современной техники бытового и культурного назначения происходит медленно. Важнейшей чертой потребления товаров длительного пользования является достижение относительно равномерной оснащенности ими всех слоев населения. 
      К отрицательным моментам в сфере потребления следует также отнести уменьшение доли и суммы расходов на культуру, образование и проведение досуга, что также свидетельствует об ухудшении образа жизни.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Контрольные тестовые задания

1.Мотивами сбережений  могут являться:

А) покупка дорогостоящих товаров;


Б) Обеспечение старости


В) страхование от непредвиденных обстоятельств


Г) Обеспечение детей в старости


       Обеспечение старости многие считают основным мотивом сбережений. Именно он лежит в основе теории жизненного цикла. Так же на решение о сбережениях оказывают влияние ожидаемая длительность жизни и время выхода на пенсию. Сбережения с целью предосторожности связаны с чувством индивидуума неопределенности относительно величины получаемых доходов и точной даты смерти. Так как человеку не известно, на который период времени рассчитывать, он создает определенный "запас" сбережений, потому что "неиспользованный запас" в момент смерти для него более предпочтителен, чем "перерасход" сбережений до наступления такого момента. Различные экономические исследования показали, что население продолжает делать сбережения и после выхода на пенсию. Частично такое противоречие может быть объяснено другим мотивом – потребностью в накоплении богатства для передачи последующим поколениям. Считается, что данный мотив может привести к повышению национального уровня сбережений только в период расширения экономики: за счет роста численности населения или роста производительности труда или обоих факторов. Рост сбережений при статической экономике с целью завещания не приведет к общенациональному увеличению сбережений – передача определенных ресурсов от одного поколения другому не изменит общего количества этих ресурсов. Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат – так называемый отложенный спрос.[1] 

2. Предельная  склонность к потреблению –  это…

А) доля прироста расходов на потребительские  товары и услуги в любом изменении  располагаемого дохода;


Б)доля располагаемого дохода, которую домашние  хозяйства расходуют на потребительские товары;

В) доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода;

Г) доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают.

      Производственное потребление входит в процесс производства, включает потребление средств производства и средств труда. Окончательное потребление продуктов и услуг конечных, которые предназначены для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей. В процессе производств потребления конечные продукты и услуги создаются, а в процессе непроизводственного  потребления они потребляются. Простейшая функция потребления имеет вид:  
                                                C = a+b(Y- Т), 
где С - потребительские расходы; а - автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода; b - предельная склонность к потреблению; Y- доход; Т- налоговые отчисления; (Y- Т) - располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений).  
        В макроэкономических моделях этот показатель часто обозначается как Yd или DI. Предельная склонность к потреблению (MFC) - доля прироста расходов на потребительские товары и услуги в любом изменении располагаемого дохода.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 
1. Агапова Т. А., Серегина С.  Ф. Макроэкономика. – М.: Издательство  «Дело и Сервис», 2001. – 209с 
2. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. – М.: Проспект, 2001.- 234 с. 
3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 307с. 
4. Плышевский Б. Распределение и использование национального дохода // Вопросы статистики, 2005, №2. (с. 24-26) 
5. Экономическая теория: учебник/М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.:ИД»ФОРУМ»:ИНФРА-М,2011.-608с..  
6. Потребительские расходы. [Электронный ресурс] URL: http://www.ai08.org/index.php/term. 
7.Макроэкономика. Методические указания по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной обучающей программы для самостоятельной работы студентов 2 курс, обучающихся по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика», квалификация (степень) бакалавр. – М.: ВЗФЭИ,2012.- 40с

 


Информация о работе Особенности сбережения и потребления в современной российской экономике