Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 01:22, отчет по практике
Целью прохождения производственной практики является закрепление студентами теоретических знаний по изученным дисциплинам, приобретение практических навыков и опыта самостоятельной работы по избранной специальности, детальное исследование в области темы индивидуального задания, сбор необходимой информации для написания курсовой, дипломной работы.
ВВЕДЕНИЕ
Целью прохождения производственной практики является закрепление студентами теоретических знаний по изученным дисциплинам, приобретение практических навыков и опыта самостоятельной работы по избранной специальности, детальное исследование в области темы индивидуального задания, сбор необходимой информации для написания курсовой, дипломной работы.
Задачами практики являются: усвоение и экономическое осмысление основ организации деятельности банка; изучение порядка осуществления банковских операций, их документального оформления и бухгалтерского учёта; приобретение практических навыков проведения банковских операций, финансового анализа деятельности банка; ознакомление с операционными системами и компьютерными программами по осуществлению банковских операций, закрепление опыта работы с электронно-вычислительной техникой и оргтехникой; проведение научных исследований и подбор материалов для курсовой и дипломной работы.
Для прохождения производственной практики был выбран ОАО «БПС-Сбербанк» – одно из крупнейших универсальных финансово-кредитных учреждений страны, которое предлагает своим клиентам более 100 видов банковских услуг и продуктов.
Центр банковских услуг № 404 в г. Сморгони Открытого акционерного общества «БПС-Сбербанк» (далее – ЦБУ № 404), база производственной практики, создано в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом Открытого акционерного общества «БПС-Сбербанк» по решению Правления Банка с письменного согласия Национального банка Республики Беларусь. В своей деятельности ЦБУ № 404 руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом Банка, решениями органов управления Банком, Положением о ЦБУ № 404, а также локальными нормативными правовыми актами Банка.
В ходе практики было уделено внимание следующим вопросам: ознакомление со структурой банка, средствами обработки информации, документации и документооборота, операциями с денежной наличностью и ценностями, организацией учетно-операционной работы, безналичными расчетами, розничными банковскими услугами, кредитными и валютными операциями банка.
1. Ознакомление со структурой банка
В соответствии с Приложением А, открытое акционерное общество «БПС-Сбербанк» (далее – банк) является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников) банка, а также произведенное и приобретенное банком в процессе его деятельности; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Центр банковских услуг ОАО "БПС-Сбербанк" (далее - ЦБУ) является структурным подразделением Банка, расположенным вне места нахождения Банка, не имеющим самостоятельного баланса и статуса юридического лица, выполняющим функции, определенные настоящим Типовым положением. Целью создания ЦБУ является оптимальное размещение подразделений Банка и территориальное расширение сферы деятельности Банка, привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты), размещение привлеченных денежных средств, осуществление иных банковских операций и видов деятельности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, создание удобных условий обслуживания клиентов.
Типовая структура ЦБУ представляет собой локальный нормативный правовой акт, разработанный с целью стандартизации подходов к формированию организационных структур подразделений филиальной сети Банка в условиях безбалансового метода работы с учетом корпоративной системы управления, основных бизнес-процессов Банка и клиентоориентированной модели ведения бизнеса. Типовая структура предусматривает разделение организационной структуры ЦБУ на бизнес-подразделения и службы поддержки.
Организационная структура ЦБУ № 404 включает следующие структурные подразделения (должности):
При формировании организационной структуры ЦБУ статус структурного подразделения определяется с учетом объемов, перечня выполняемых функций, штатной численности по направлению деятельности. При недостаточности объемов работы и штатной численности для выделения соответствующего направления деятельности в качестве самостоятельного структурного подразделения функции контроля валютных операций, кредитования юридических лиц предусматриваются в отделе корпоративного бизнеса, функции кредитования физических лиц - в отделе розничного бизнеса. При необходимости в составе указанных структурных подразделений могут быть выделены секторы, группы по соответствующему направлению деятельности.
Правила внутреннего распорядка регулируются «Правилами внутреннего трудового распорядка филиала ОАО «БПС-Сбербанк», утвержденными Директором Департамента по работе с персоналом Л. П. Поповой 25.07.2011 за № 01-07/258 (Приложение Б).
В ЦБУ № 404 осуществляются следующие виды услуг: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от имени банка на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц; валютно-обменные операции; инкассацию наличных денежных средств, платежных инструкций и иных ценностей; перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставку таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней; выдачу банковских гарантий; выдачу ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.); поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме; операции (сделки) с драгоценными металлами; лизинговую деятельность; консультационные и информационные услуги; продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами; продажу лотерейных билетов; контрольно-ревизионные функции; установление размера лимита задолженности по активным банковским операциям на одно юридическое лицо, индивидуального предпринимателя для структурных подразделений.
Комплекс услуг, оказываемых клиентам филиала-управления, ориентирован на решении вопросов, способствующих развитию бизнеса каждого клиента. Безусловно, в основе взаимоотношений с обслуживаемыми предприятиями — индивидуальный подход, взаимное доверие и партнерство. Банк готов предложить любому клиенту огромный спектр услуг — от стандартных по расчетному, кассовому и кредитному обслуживанию до практически любых услуг по внешнеторговым операциям.
Тесное взаимодействие
с предприятиями и
Клиентская база ЦБУ № 404 характеризуется значительным преобладанием клиентов - физических лиц (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура клиентской базы в ЦБУ № 404.
Примечание – Источник: собственная разработка
2. СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ДОКУМЕНТАЦИЯ И ДОКУМЕНТООБОРОТ
Программное и техническое оснащение рабочего места сотрудника банка обеспечено компьютером, на котором установлен необходимый программный пакет для выполнения соответствующих функций. Каждый ответственный исполнитель имеет доступ к справочной правовой системе «Консультант плюс» и базе локальных правовых актов ОАО «БПС-Сбербанк» на базе поисковой системы «Юсиас 6» (Приложение В). Обработка информации в банке осуществляется в рамках автоматизированных банковских систем «CRM-Корпоративный», «ЦАБС: Critix Presentation Server» (Приложение Г), «BS-Client» (Приложение Д) и др. Также в подразделениях ОАО «БПС-Сбербанк» используются внутрикорпоративная электронная почта «IBM Lotus Notes» (Приложение Е) и недавно внедренная система электронного документооборота «СЭД – Канцлер» (Приложение Ж).
Поскольку банк состоит из множества отделов, занимающихся ведением и учетом различных по сути операций, это накладывает определенные требования и ограничения на автоматизацию документопотока в рамках каждого отдела.
В автоматизированных банковских системах учет операций ведется в нескольких областях: балансовые операции, внебалансовые операции, срочные операции, операции доверительно управления и т.д. Эти области могут быть разделены внутри себя по типу генерируемых в них документов. К примеру - на внебалансе отражается задолженность клиента – картотеки неоплаченных документов, которые затем списываются в баланс, то есть данная часть области внебаланса связана с балансовой областью.
Поскольку банк ведет учет операций на счетах клиентов, которые могут быть открыты в различной валюте, то предусматривается автоматизация переоценки остатков счетов в отличной от рублей валюте, связанной со сменой курса валюты, а также возможность представления остатка счета в любой из известных валют. Например, все остатки на всех счетах представить в долларах США, евро или рублях.
Документооборот в ЦБУ № 404, в основном, представлен операционным потоком. Операционный поток завязан на обслуживании клиентуры. Первичные учетные документы, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, подразделяются на: расчетные документы; кассовые документы; мемориальные ордера; внебалансовые ордера.
Ответственный исполнитель банка оформляет, подписывает (единоличной подписью) и отражает в бухгалтерском учете первичные учетные документы по определенным операциям банка или осуществлят дополнительный (текущий) контроль указанных документов. Документы подлежащие дополнительному контролю подписываются контрольной подписью. В учреждениях банка дополнительному контролю подвергаются следующие документы: по операциям с текущими (расчетными), вкладными (депозитными) и другими счетами физических лиц, кроме операций с использованием банковских пластиковых карточек ; по возврату средств, привлеченных банком во вклады (депозиты); по суммам до выяснения; по операциям с дебиторами, кредиторами банка; по операциям с бланками строгой отчетности (кроме операций, совершенных в отделениях); по операциям с фондами банка; по операциям использования прибыли; по операциям списания долгов в убыток; по операциям закрытия текущих (расчетных) счетов; по операциям исправления допущенных ошибок в бухгалтерском учете; по операциям на внебалансовых счетах по выдаче банковских пластиковых карточек. Осуществление дополнительного контроля первичных учетных документов производится главным бухгалтером, заместителями главного бухгалтера, руководителями структурных подразделений, их заместителями, назначенными распоряжением руководителя.
В банке обеспечивается формирование первичных учетных документов, на основании которых совершены бухгалтерские записи. Хранение мемориальных документов и приложений к ним, составленных в форме электронного документа, осуществляется в архиве электронных мемориальных документов (далее – АЭМД). Документы, составленные на бумажном носителе, со справками о суммах электронных документов, помещенных в АЭМД, хранятся подшитыми за каждый операционный день в отдельных папках. Ответственные исполнители, на которых возложено формирование документов, несут ответственность за полноту наличия в сформированных папках мемориальных документов и первичных документов к ним, если в мемориальных документах делается на них ссылка, а также за правильность формирования папок и подсчета сумм документов, находящихся в папке. Сформированная общая папка мемориальных документов представляется для сверки с балансом главному бухгалтеру (лицу, им уполномоченному). Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книга) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, отчетность хранятся в течение сроков, установленных законодательством.
3.ОПЕРАЦИИ БАНКА С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ЦЕННОСТЯМИ.
«Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно финансовых организациях Республики Беларусь», утвержденная постановлением правления НБРБ №211 от 21.12.2006 устанавливает порядок работы с ценностями, правила осуществления кассовых операций, определения признаков платежности наличных денег, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей для кассовых и инкассаторских работников и распространяется на все банки зарегистрированные на территории Республики Беларусь.
При
организации кассового
Региональные дирекции и ЦБУ ОАО «БПС-Сбербанк» при организации кассовой работы руководствуются «Правилами организации кассовой работы в ОАО «БПС-Сбербанк» от 22.06.2007 № 01-05/98 (Приложение З) и «Временным порядком организации работы кассовых центров ОАО «БПС-Сбербанк» от 26.06.2012 № 01-07/114. Также в данных ЛНПА оговариваются моменты ответственности лиц, работающих с ценностями, за их сохранность и соблюдение установленных правил работы с ценностями; приема и передачи ценностей в банке; обработки, формирования, упаковки и подготовки денежной наличности в национальной валюте; формирования кассовых документов; организации работы касс банка, расположенных вне кассового узла и при использовании банкоматов; работы неплатежеспособными, фальшивыми и сомнительными банкнотами (Приложение И); хранения денежной наличности и других ценностей; составления отчета о кассовых оборотах (Приложение К); бухгалтерского учета результатов ревизии; приема ценностей на хранение. Работа с бланками строгой отчетности осуществляется на основании «Правил использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности» от 31.05.2012 № 01-07/169 (Приложение Л).