Оценка эффективности социальных институтов РФ. На примере двух социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Как и у каждого человека, у меня существуют свои потребности. В данной работе я составила собственную пирамиду потребностей, изучила свои затраты, проанализировала их, выявила, насколько эффективно и рационально я использую свое время и средства, какие затраты я могу минимизировать и оптимизировать, чтобы одновременно удовлетворять свои потребности максимально.

Содержание

Исходные данные 3
Краткое содержание работы 3
Порядок выполнения работ 3
Изучение собственной пирамиды потребностей 3
Основные разделы курсовой работы 5
Введение 5
Теоретический вопрос 6
Изучение собственных затрат. Пирамида потробностей по Маслоу 15
Данные для проведение расчёта 16
Расчёты и их результаты 17
Заключение 20
Приложение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая шувалова.docx

— 95.38 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

 

По курсу: Институциональная экономика.

 

По теме:

Оценка эффективности  социальных институтов РФ. На примере  двух социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2010

Содержание работы

Исходные данные 3

Краткое содержание работы 3

Порядок выполнения работ 3

Изучение собственной пирамиды потребностей 3

Основные разделы курсовой работы 5

Введение 5

Теоретический вопрос 6

Изучение собственных затрат. Пирамида потробностей по Маслоу 15

Данные для проведение расчёта 16

Расчёты и их результаты 17

Заключение 20

Приложение 22

Список литературы 23

 

 

 

Исходные данные

 

Данная работа направлена на обобщение знаний по Институциональной  экономике, и позволяет студентам  попробовать оценить собственные  затраты, проведя их группировку  отличным от традиционного способа.

Работа также направлена на возможность раскрытия тем, которые  недостаточно подробно представлены в  курсе лекций.

Расчёт проводится по данным, собранным студентами в реальной жизни в хозяйственной практике, и обобщённым, исходя из индивидуальных особенностей восприятия каждого  исследователя.

Расчёт можно проводить  по данным калькуляции себестоимости  предприятия, выделяя институциональную  составляющую затрат. Вторым вариантом  расчёта является изучение пирамиды Маслоу, составленной на определённый период.

Теоретический вопрос подразумевает  исследование дополнительного материала.

 

Краткое содержание работы

       Теоретическая  часть работы направлена на  изучение темы: оценка эффективности социальных институтов РФ, на примере двух социальных институтов.

        Практическая  часть работы проведена на  основе изучения собственных  затрат.

Порядок выполнения работ

Изучение собственной  пирамиды потребностей

 

Необходимо:

  • Поставить цель исследования;
  • Собрать исходную информацию на основе пирамиды  Маслоу;
  • Выявить социальные затраты;
  • Сформулировать институциональное понимание собственных затрат;
  • Рассчитать трансакционные издержки, при этом оценить не только фактические затраты, но и время, потраченное на их осуществление;
  • Оценить затраты на информацию.

 

    1. На основе собранных данных оцените возможность максимизации, минимизации и оптимизации выявленных групп издержек.
    2. Охарактеризуйте себя, как «экономического» человека. Какой выбор Вы осуществляете, руководствуясь принципом полной рациональности?

Приведите пример неполной рациональности в Вашем поведении.

    1. Какую долю занимают информационные затраты в пирамиде Ваших потребностей? Приняв допущение, что финансовых ограничений на получение информации у Вас нет, спрогнозируйте как изменится величина информационных затрат в Вашей пирамиде. Какая информация Вас интересует? Сколько она стоит?
    2. Какие договорные отношения Вы ведёте? Систематизируйте контракты, участниками которых Вы являетесь.
    3. Присутствуют ли в Вашей пирамиде издержки контроля?
    4. Оцените 1 час своего времени, один день своего времени.
    5. Охарактеризуйте себя как «институционального» человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные разделы  курсовой работы

Введение

Как и у каждого человека, у меня существуют свои потребности. В данной работе я составила собственную  пирамиду потребностей, изучила свои затраты, проанализировала их, выявила, насколько эффективно и рационально  я использую свое время и средства, какие затраты я могу минимизировать и оптимизировать, чтобы одновременно удовлетворять свои потребности  максимально.

В теоретической части  данной работы, я оценила эффективность  социальных институтов РФ на примере  институтов семьи и образования. Выявила проблемы и несовершенства данных институтов, а также причины этих несовершенств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический вопрос

Оценка эффективности  социальных институтов РФ. На примере  двух социальных институтов.

Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Функции социальных институтов

  • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  • Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
  • Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
  • Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

 

Типология социальных институтов

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие  образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их  классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.                                      

Р. Миллс насчитывал в  современном обществе пять институциональных  подходов, подразумевая главные институты:

1.   экономический –  институт, организующий хозяйственную  деятельность;          2.   политический - институт  власти;                                                                                     3.   семейный – институт, регулирующий  половые отношения, рождение и  социализацию детей;                                                                                                                4.   военный – институт, организующий законное наследие;                                         5.   религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных  институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять  важнейшие жизненные потребности  коллектива или общества в целом.     

 Пять основных потребностей  и институтов:

1.  потребность в воспроизводстве  рода (институт  семьи и брака);                            2.  потребность в безопасности  и социальном порядке (политические  институты, государство);                                                                                                                                3.  потребность в средствах  существования (экономические институты,  производство);                                                                                                                            4.  потребность в получении  знаний, в социализации подрастающего  поколения, подготовка кадров (институты  образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);                                                                                                                       5.  потребность решения духовных  проблем, смысла жизни (институт  религии).

 

Я решила оценить эффективность  социальных институтов РФ на примере института семьи и образования, т.к. считаю, что они играют одну из важных ролей в жизни индивида и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институт семьи

Наиболее характерные  изменения института семьи, обусловленные  трансформацией традиционных обществ  в современную форму, характерны  для института семьи в России, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул российское общество.

Для характеристики функционирования российской семьи в «советский»  период и современного состояния  российского общества следует выделить, по крайней мере, три условных периода  в развитии института российской семьи и общества в целом: дореволюционный, «советский» и современный, который  берёт начало с момента распада  СССР в 1991 году и продолжается в настоящее  время.

  1. Дореволюционный период
  • Основания для развода - «лишение всех прав и состояния», «неспособность к брачному сожитию» любого из супругов, «безвестное отсутствие кого-то из супругов свыше пяти лет», но главным образом, «доказанное прелюбодеяние» мужа или жены. Последней причиной в начале ХХ в. в России мотивировалось около 95% всех разводов. Здесь очевидно практически идентичное отношение к расторжению брака двух базовых социальных институтов – государства и религии.

 В целом всё свидетельствует о высокой степени влияния религиозных норм и ценностей, которые часто были закреплены ещё и юридически, на любые действия и поступки людей в дореволюционной России.

  • Брачно-семейное и репродуктивное поведение большинства населения в дореволюционной России объяснялось в основном авторитарностью семьи и подчинённым, бесправным положением женщины.
  • Объективные факторы ограничения роста населения (высокий уровень младенческой и детской смертности, а также смертности индивидов активного репродуктивного возраста), присущие традиционным обществам, в значительной степени уже утратили свою силу, а субъективные (низкая величина репродуктивной потребности и потребности в браке), характерные для современного общества, ещё не проявились. В целом, всё это способствовало количественному и качественному воспроизводству населения в дореволюционной России на высоком уровне.    

Таким образом, в  дореволюционной России качество и  эффективность выполнения институтом семьи репродуктивной социальной функции  находились на очень высоком уровне, что было обусловлено, прежде всего, превосходным состоянием данного социального института. Этому способствовали объединённые усилия ещё как минимум двух базовых социальных институтов традиционного общества – религии и государства. В конце XIX – начале XX века это проявилось в резком росте численности населения России, поскольку указанный период характеризуется отсутствием большинства объективных факторов ограничения такого роста.

  1. «Советский период»
    • Уничтожение религии как основы духовного мира человека, которое сказалось крайне отрицательно на состоянии института семьи и демографической ситуации.
    • Появление особой, «советской» системы семейных ценностей, которая утвердилась в качестве господствующей и до недавнего времени служила регулятором брачно-семейных отношений в нашей стране.
    • Семья как социальный институт, начиная с середины 60-х гг., практически перестает выполнять свои основные функции, прежде всего репродуктивную. Именно в этот период в стране обозначаются первые признаки грядущей демографической катастрофы.
    • Государство прямо или посредством других социальных институтов (средства массовой информации, образование, право и т.д.) регулировало поведение людей в сфере брачно-семейных и сопутствующих им отношений, но самое главное, формировало соответствующие ценностные ориентации среди населения.

В целом советский  период в развитии российского общества характеризовался постоянным ухудшением состояния института семьи и, как следствие, постоянным снижением  качества и эффективности реализации данным институтом своих специфических  функций.

  1. Современный период.

Общемировой процесс модернизации общества явился главным фактором деградации института семьи. Это послужило причиной катастрофического состояния института российской семьи, что выражается в неудовлетворительном выполнении им своих основных специфических функций, главной из которых является репродуктивная. На уровне общества это проявляется в виде суженного воспроизводства населения, т.е. депопуляции.

Депопуляция в современной России выражается не только в катастрофическом сокращении рождаемости и прямой убыли населения, но и снижением его качественных характеристик по ряду показателей. Это относится к физическому и психическому здоровью.

Огромное количество производимых абортов во всех репродуктивных возрастах. Аборты в настоящее время занимают ведущее место среди методов регулирования деторождения в российских семьях, несмотря на то, что их (абортов) количество, официально зарегистрированных статистикой, в последние годы неуклонно сокращается.

Институт современной российской семьи характеризуется катастрофическим состоянием и, как следствие, неудовлетворительной реализацией репродуктивной социальной функции, что, начиная с 1992 года, проявляется в прямой убыли населения России, несмотря на отсутствие большинства объективных факторов такой убыли.

Информация о работе Оценка эффективности социальных институтов РФ. На примере двух социальных институтов