Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Экономический
факультет
Кафедра финансов
и кредита
Направление
"Финансы"
Профиль"
Экономика"
Курсовая работа на тему
Пенсионный фонд РФ
Выполнила :
Студенка 312 группы
____________________
Цховребова Юлия
Проверила :
доцент Айриева Арига Нердовна
_____________________
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие пенсионного
фонда РФ
1.1 Сущность, роль и
источники формирования средств
ПФ РФ
1.2.Цели и задачи фонда
1.3 Основные виды пенсий в Российской
Федерации
Глава 2. Пенсионный фонд на
современном этапе развития
2.1.Организационно- правовые
основы деятельности фонда
2.2 Порядок формирования
доходов бюджета Пенсионного
фонда РФ
2.3 Направления и порядок
использования средств фонда
Глава 3. Проблемы и перспективы
развития Пенсионного фонда РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Российская Федерация как государство,
Конституция которого предусматривает
в качестве ориентира социальное государство,
стремясь максимально исходя из существующих
возможностей защищать права своих граждан,
устанавливает в правовых отношениях
такой порядок, который предусматривает
социальное обеспечение тех категорий
граждан, которые признаны нуждающимися
в таковой. В этом проявляются социальные
функции государства.
Современная рыночная экономика создает
адекватную систему социальной защиты
населения, важнейшим звеном которой является
социальное страхование.
К задачам общественного страхования
относятся: создание денежных фондов,
из которых возмещаются затраты, связанные
с содержанием нетрудоспособных лиц или
лиц, не участвующих в трудовом процессе;
сокращение разрыва в уровне материального
достатка неработающих и работающих членов
общества.
Согласно Бюджетному Кодексу РФ обязательное
государственное социальное страхование
представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации
(ПФР) - один из крупнейших и наиболее
важных социальных институтов России.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает
выплату ежемесячных пособий, пенсий людям
которые в силу определенных обстоятельств
не могут обеспечить свое проживание,
в том числе пенсионеров. Так, средства
расходуются на выплаты государственных
пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации
пенсионерам, пособий для детей в возрасте
от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные
цели. В системе персонифицированного
учета ПФР зарегистрировано более 62 млн.
застрахованных работников и свыше 38 миллионов
пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3
млн. работодателей. Фонд реализовывает
ежегодную рассылку извещений об объеме
пенсионных прав граждан и обязательствах
государства перед ними более чем 54,6 млн.
застрахованных, имеющим в составе пенсии
накопительную часть, и более 20 млн., имеющим
только страховую часть пенсии, в том числе
работающим пенсионерам.
Актуальность данной темы, определяется
тем, что в условиях рыночной экономики
главным институтом защиты человека является
социальное страхование. В период социально–экономических
реформ, когда сложившиеся отношения между
социальными объектами изменяются кардинальным
образом, общество оказалось не готовым
к осмыслению задач в области социального
страхования в условиях развития экономики.
И в этой связи принципиально важным является
изучение теоретических основ социального
страхования.
Глава 1. Развитие
пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской
Федерации образован 22 декабря 1990 года
постановлением Верховного Совета РСФСР
№442-1 "Об организации Пенсионного фонда
РСФСР" для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения России.
Его создание позволило внедрить принципиально
новый процесс финансирования и выплаты
пенсий и пособий. Средства были выведены
в самостоятельный бюджетный механизм
и стали формироваться за счёт поступления
обязательных страховых взносов. Положением
о Пенсионном фонде России, утверждённом
27 декабря 1991 года, был определён целевой
характер денежных средств Пенсионного
фонда, и закреплен запрет на их изъятие
из бюджета ПФР на другие цели.
Изначально основной функцией
Пенсионного фонда России был сбор страховых
взносов на финансирование выплаты пенсий
по старости, инвалидности и по случаю
потери кормильца. Однако ещё в 1992 году
в ряде регионов страны был начат эксперимент
по созданию единых пенсионных служб (ЕПС),
осуществляющих одновременно назначение
и выплату государственных пенсий. Дальнейшим
развитием этого процесса стал Указ Президента
РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах
по совершенствованию управления государственным
пенсионным обеспечением в Российской
Федерации". Он рекомендовал органам
региональной власти заключить с Пенсионным
фондом РФ соглашения о передаче территориальным
органам ПФР полномочий по назначению
и выплате пенсий, находящихся на тот момент
у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил в силу федеральный
закон "Об индивидуальном (персонифицированном)
учёте в системе государственного пенсионного
страхования" № 27-ФЗ. В соответствии
с этим законом, основное значение для
увеличения размера пенсии приобретал
не общий трудовой стаж, а учтённый страховой
стаж и размеры платежей, которые осуществлял
в интересах работника его работодатель.
В системе Пенсионного фонда был создан
Информационный центр персонифицированного
учёта для обеспечения оперативного взаимодействия
со всеми территориальными отделениями
ПФР и для ведения базы данных персонифицированного
учёта центрального уровня.
В дальнейшем система страховых
взносов была закреплена Федеральным
законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации", в соответствии с которым
определен новый статус ПФР, как страховщика
и государственного учреждения, а также
урегулирован порядок уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование,
права и обязанности субъектов правоотношений
по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001
№ 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" еще больше расширил функции
ПФР и внес изменения в порядок возникновения
и реализации прав граждан на трудовые
пенсии. Так, в частности, размер трудовой
пенсии теперь состоит из трех частей:
базовой, страховой и накопительной. При
этом базовая часть финансируется за счет
средств федерального бюджета, страховая
часть - за счет сумм страховых взносов,
уплачиваемых страхователем за застрахованных
лиц на финансирование страховой части
трудовой пенсии, накопительная – за счет
сумм страховых взносов, уплачиваемых
страхователями за застрахованных лиц
на накопительную часть трудовой пенсии
и дохода от их инвестирования. Инвестирование
средств пенсионных накоплений осуществляет
Пенсионный фонд через управляющие компании,
выбранные гражданами, или негосударственные
пенсионные фонды.
Дополнительно к основной деятельности,
с 2000 года Пенсионным фондом финансируются
социальные программы в регионах РФ. В
2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд.
рублей, в 2009 – 1,2 млрд. рублей.
С 2005 года на Пенсионный фонд
также возложены функции по начислению
гражданам ежемесячных денежных выплат
и реализации их прав на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных
услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается
в актуальном состоянии единый регистр
федеральных льготников, производятся
регулярные выплаты получателям социальных
льгот.
С 2007 года на ПФР была возложена
дополнительная задача – выдача сертификатов
на материнский (семейный) капитал. Изначально
предполагалось, что первые деньги на
реализацию сертификата на МСК будут направлены
не ранее 2010 года, поскольку соответствующий
закон не предусматривает возможность
распоряжения средствами МСК до достижения
ребенком трехлетнего возраста. Однако
в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной
экономической ситуацией в мире и в России,
Правительство РФ разрешило гражданам
с 1 января 2009 года направлять средства
материнского (семейного) капитала на
погашение жилищных кредитов, не дожидаясь,
пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие
сроки органами ПФР была проведена вся
необходимая организационная работа и
практически сразу после новогодних праздников
были приняты первые заявления от граждан
на распоряжение средствами материнского
(семейного) капитала.
В связи с принятием летом 2009
года ряда законодательных актов, которые
с 1 января 2010 года в значительной степени
изменили российскую пенсионную систему,
сфера деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный
фонд провел валоризацию пенсий, т.е. переоценку
расчетного пенсионного капитала.
Еще одно важное нововведение
2010 года – единый социальный налог (ЕСН)
с 1 января заменен страховыми взносами
в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации и фонды обязательного медицинского
страхования. При этом функция администрирования
взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых
органов ПФР.
_________________________________________________________________________________
Войнов, А.В. Государственные
финансы и региональное развитие [Текст]
/ А.В. Войнов // Вопросы экономики, 2009, №
3. – С. 15-22.
Кричевский,
Н. Реквием по соцстраху. Пенсионный фонд
[Электронный ресурс]/Н.Кричевский//Финансы.
– 2010. - №2. Код доступа: http://www.tden.ru.
1.1 Сущность, роль
и источники формирования средств
ПФ РФ
Пенсионный Фонд РФ — это централизованный
фонд государства, обеспечивающий формирование
и распределение финансовых ресурсов
в целях пенсионного обеспечения граждан
РФ. ПФР - крупнейшая и самая эффективная
система оказания социальных услуг в Российской
Федерации. В результате колоссальной
ежедневной работы фонд обеспечивает
своевременную выплату пенсии каждому
гражданину России в полном соответствии
с его пенсионными правами.
Пенсионный Фонд РФ был образован
22 декабря 1990 года постановлением Верховного
Совета РСФСР для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения, которое
было необходимо выделить в самостоятельный
внебюджетный фонд. В структуре Пенсионного
Фонда — 7 управлений в Федеральных округах
Российской Федерации, 81 отделение Пенсионного
Фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г.
Байконур (Казахстан) и свыше 2500 территориальных
управлений во всех регионах страны. В
системе Пенсионного фонда трудится более
133000 специалистов.
С созданием Пенсионного Фонда
в России появился принципиально новый
механизм финансирования и выплаты пенсий
и пособий. Средства для финансирования
выплаты пенсий стали формироваться за
счет поступления обязательных страховых
взносов работодателей и граждан. Источниками
формирования денежных средств Пенсионного
Фонда являются следующие доходы:
Налоговые доходы — к ним относят
доходы, распределяемые органами федерального
казначейства между бюджетами бюджетной
системы РФ от минимального налога, взимаемого
в связи с примененим упрощенной системы
налогообложения по нормативу 60%.
Неналоговые доходы — к ним
относят:
Страховые взносы работодателей;
граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью; других категорий
работающих граждан на обязательное пенсионное
страхование.
Страховые взносы по дополнительному
тарифу для работодателей организаций,
используемых труд членов летных экипажей,
воздушных судов, гражданской авиации.
Недоимки, пени и штрафы от взносов
в Пенсионный фонд РФ.
Доходы от размещения временно
свободных средств Пенсионного Фонда
РФ.
Средства, возмещаемые Пенсионному
фонду РФ Государственным фондом занятости
населения РФ в связи с назначением досрочных
пенсий безработным.
Штрафы, санкции и суммы, поступающие
в результате возмещения ущерба.
Добровольные взносы и физических
и юридических лиц.
Межбюджетные трансферты из
федерального бюджета.
Безвозмездные поступления
от негосударственных Пенсионных фондов.
Прочие поступления.
Пенсионный фонд имеет огромное
влияние на экономику страны, так как его
главной целью является — обеспечить
заработанный человеком уровень жизненных
благ путем перераспределения средств
во времени и в пространстве — где бы человек
ни жил, он своим трудом и социальными
отчислениями гарантирует себе определенный
прожиточный уровень в будущем. Таким
образом, определяется его важное социальное
значение.
_____________________________________________________________________________________
Листопадов,
В. Государство спешит залезть в карманы
к пенсионерам [Текст]/В.Листопадов//Вопросы
экономики, 2010. - №5. – с.7-8.
Павлюченко,
В.А. Как исцелить Пенсионный фонд? [Текст]/
В.А. Павлюченко//Социальная защита.- 2009.-
№ 1.-С.З-6.
1.2.Цели и задачи фонда
Пенсионный фонд своими средствами
обеспечивает выплату ежемесячных пособий,
пенсий людям которые в силу определенных
обстоятельств не могут обеспечить свое
проживание, в том числе пенсионеров. Так,
средства расходуются на выплаты государственных
пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации
пенсионерам, пособий для детей в возрасте
от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные
цели. Таким образом, определяется его
важное социальное значение. В основные
задачи ПФ РФ входят:
˗ целевой сбор и аккумуляция
страховых взносов, а также финансирование
расходов в соответствии с назначением
ПФ РФ;
˗ капитализация средств ПФ
РФ, а также привлечение в него добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц;
˗ контроль с участием налоговых
органов за своевременным и полным поступлением
в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным
и рациональным расходованием его средств;
˗ назначение и выплата пенсий
(для 38,6 млн. пенсионеров);