Перспективы развития экономики России в 2013 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую волатильность товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств. В результате неопределенность перспективы развития экономики России в 2013 году существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.

Содержание

1 Российская экономика в период 2012 года…………………...2

2 Бюджетные правила против неконтролируемого роста расходов ………………………………………………………………..5

3 Изменение параметров государственного участия в экономике………………………………………………………………8

4 Перспективы развития экономики России в 2013 году……10

5 СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..13

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 30.11 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Российская экономика  в период 2012 года…………………...2

 

2 Бюджетные правила против неконтролируемого роста расходов ………………………………………………………………..5

 

3 Изменение параметров государственного участия в экономике………………………………………………………………8

 

4 Перспективы развития экономики России в 2013 году……10

 

5 СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российская экономика  в период 2012 года

 

Российская экономика  в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций  в глобальной хозяйственной системе  обусловило высокую волатильность товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств. В результате неопределенность перспективы развития экономики России в 2013 году существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.

Главными причинами уязвимости российской экономики от внешних  факторов, как и в предшествующие годы, являются высокая степень зависимости  экспортных доходов от мировых цен  на сырье и слабость национального  финансового рынка. Доля продукции  нефтегазового комплекса в совокупном объеме экспорта в 2011-2012 гг. превысила 65% по сравнению с 61,7% в докризисном 2007 г. Ситуация в финансовой сфере  несколько улучшилась по сравнению  с докризисным периодом за счет сокращения удельного веса краткосрочных валютных обязательств российских компаний. Однако на состояние фондовых рынков решающее влияние по-прежнему оказывают инвесторы  в т.ч. иностранные, ориентированные  на реализацию краткосрочных стратегий. В этих условиях временные улучшения  мировой конъюнктуры положительно сказываются на состоянии российской экономики и порождают всплески оптимизма, как у рыночных субъектов, так и у лиц, ответственных  за проведение экономической политики. Напротив, снижение мировых цен на сырье и падение мировых фондовых рынков крайне болезненно отражается на России, подрывая перспективы роста и налоговую базу бюджета.

Именно такую картину  можно было наблюдать в 2012 г. Если в 1 квартале на волне оживления мировых  рынков российская экономика продемонстрировала уверенный рост на 4,9%, то во 2 квартале на фоне падения цен на нефть и  негативной динамики глобальных финансовых рынков темпы роста ВВП сократились  до 4,0%. Во втором полугодии замедление роста продолжилось, причем в 3 квартале 2012 г. темп роста ВВП опустился ниже уровня 3,0% впервые за весь период восстановления после кризисного спада в 2009 г. Основными причинами замедления экономики стали более чем двукратное сокращение темпов роста выпуска в добывающей промышленности и почти двукратное - темпов роста грузооборота транспорта в сочетании с вызванным неблагоприятными погодными условиями неурожаем, сельскохозяйственный сектор в 2012 г. продемонстрировал спад на 2,3%. Напротив, в ряде секторов сохранялись устойчиво высокие темпы роста. 

В 2012 г. численность безработных  снизилась на 700 тыс. чел., а реальные располагаемые доходы граждан увеличились  на 3,6%, по сравнению с минимальным  ростом на 0,1% за аналогичный период г. Основными причинами стало  рекордно высокое на 9,4% повышение  реальной заработной платы, а также  замедление темпов потребительской  инфляции почти в 2 раза: если в 2011 г. потребительские цены увеличились  на 9,1%, то за аналогичный период 2012 г. лишь на 4,6%. Столь впечатляющие результаты были достигнуты, главным образом, благодаря целенаправленной политике повышения государственных расходов и сдерживания роста цен, направленной на обеспечение желательного для российского руководства результата президентских выборов, состоявшихся в марте 2012 г. С 1 июля 2012 г. правительство дало старт повышению замороженных на предвыборный период тарифов на услуги естественных монополий.

Высокие темпы роста соответствующих  тарифов прогнозируются и на последующие  годы, что в сочетании с ростом бюджетных расходов будет способствовать сохранению высокого инфляционного  давления, несмотря на сдвиг приоритетов  политики Центрального банка России в сторону таргетирования темпов инфляции. Ситуация в сфере бюджетных расходов выглядит еще более напряженной с учетом значительного объема расходных обязательств, принятых в предвыборный период. Данное обстоятельство делает бюджетную политику одной из ключевых зон риска, способных стать генератором нестабильности российской экономики в 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетные правила против неконтролируемого роста расходов.

 

Сформированное в мае 2012 г. новое правительство России столкнулось с крайне сложной  задачей в сфере бюджетной  политики. Ему предстояло, с одной  стороны, обеспечить выполнение обещаний, взятых в период предвыборной компании и оформленных в мае 2012 г. серией указов Президента России. С другой стороны не допустить разбалансировки бюджетной и в целом макроэкономической политики, не отказываясь в то же время ни от инициативы по повышению расходов на оборону, выдвинутой Президентом Д.Медведевым в  2011 г., ни от высокозатратных имиджевых проектов, включая проведение многочисленных международных спортивных мероприятий: универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, чемпионат мира 2018 г. по футболу. Ключевым сдерживающим фактором, призванным предотвратить взрывной рост расходов и гарантировать сохранение бюджетной стабильности, стало решение о введении с 2013 г. новых правил формирования бюджета.

Ключевые положения соответствующих  бюджетных правил заключаются в  следующем: планирование расходов федерального бюджета будет осуществляться исходя из т.н. базовой цены на нефть, представляющей собой среднее значение цены на нефть  за ряд предшествующих лет, 5 лет  для 2013 года, 6 и 7 лет для 2014 г. На выполнение майских 2012 г. указов Президента РФ в  трехлетний период предполагается выделить 1,145 трлн. руб., что эквивалентно 2,1% от уровня ВВП России в 2011 г. В то же время общий объем дополнительных расходов федерального и региональных бюджетов на эти цели, по оценкам Министерства финансов, будет существенно выше и составит  0,9% ВВП в 2013 г., 1,2% ВВП в 2014 г. и 1,4% ВВП в 2015 г. При этом, можно говорить о целой серии факторов риска, ставящих под вопрос перспективы стабильности бюджетной системы. 

Во-первых, новые бюджетные  правила существенно сократили  возможность использования нефтегазовых доходов для финансирования расходов федерального бюджета. В соответствии с формулой базовой цены на нефть, бюджет 2013 г. рассчитан исходя из цены 91 долл. за баррель, на 2014 г. 92 долл. за баррель  и на 2015 г. 93 долл. за баррель, в то время как прогноз Министерства экономического развития который лежал в основе планирования бюджетных показателей до введения бюджетных правил предполагал, что цена нефти составит 97, 101 и 104 долл. за баррель соответственно. В этих условиях Минфину пришлось переносить фактическое исполнение части расходных обязательств на период после 2015 г., используя кредитные схемы финансирования. Таким образом, ценой решения краткосрочных задач политики расходов станет нарастание фактических расходных обязательств в среднесрочном периоде.

Во-вторых, вызывает существенные опасения способность региональных органов власти справляться с  возросшими обязательствами по социальным расходам. В 2011-2012 гг. нагрузка на региональные бюджеты существенно возросла, в то время как межбюджетные трансферты из федерального бюджета рухнули с 8,2% ВВП в 2010 г. до 1,2% ВВП в 2011 г. и 1,1% ВВП в первом полугодии 2012 г. В этих условиях единственным способом обеспечить финансирование расходных обязательств регионального уровня становится резкое наращивание долгового бремени субъектов федерации, что уже в перспективе ближайших 5-7 лет чревато серией региональных дефолтов.

Наконец, существуют и риски  политического характера, связанные  с возможностью дальнейшего наращивания  бюджетных расходов. Первые признаки соответствующих проблем возникли уже в сентябре 2012 г., когда Президент РФ В.Путин подверг резкой критике правительство и отдельных министров за то, что при разработке проекта бюджета не были в достаточной мере учтены его поручения по поддержке социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, реализации пенсионной реформы и повышению ставок заработной платы в системе высшего образования. Кроме того, в проект бюджета были заложены существенные диспропорции по основным приоритетам расходов с радикальным более чем на 50% ростом финансирования оборонных статей при сокращении в процентном отношении к ВВП расходов на образование и науку и минимальном на 0,1% ВВП приросте расходов на здравоохранение.

Ликвидация соответствующих  диспропорций в течение 2013-2015 гг. может  потребовать выделения дополнительных средств по «недофинансированным»  статьям, что, в свою очередь, может  привести к частичной корректировке  бюджетных правил в части использования  дополнительных не нефтегазовых доходов бюджета, в т.ч. доходов от приватизации и дивидендов государственных компаний на финансирование тех или иных расходных статей. С учетом перечисленных обстоятельств, проблемы в сфере политики расходов, связанные с риском нарастания дефицита консолидированного бюджета и ускорения инфляции, являются одним из ключевых внутренних факторов, создающих неопределенности относительно перспективы развития экономики России в 2013 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение параметров государственного участия в экономике

 

В 2012 г. произошло два знаковых события, возродивших осторожные надежды  на сокращение избыточного государственного контроля над хозяйственными активами и расширение сферы действия рыночной мотивации в ключевых отраслях экономики  страны. Планы, связанные с постепенным  уходом государства из не сырьевых активов, позволяют надеяться на расширение действия рыночных стимулов в отечественной экономике. Успешная продажа в сентябре 2012 г. 7,58% акций «Сбербанка» за 5,208 млрд. долл. наглядно продемонстрировала готовность правительства следовать данным курсом, особенно в тех случаях, когда это обещает существенное пополнение бюджетных доходов. Как следствие, выполнение новых бюджетных правил может иметь важный побочный результат, сокращая возможности распоряжения нефтегазовыми доходами, оно будет стимулировать правительство к поиску новых источников бюджетных поступлений, одним из которых призвана стать более активная, чем в предшествующие годы, приватизация государственных активов.

В то же время в топливно-энергетическом комплексе, контроль за которым остается одним из ключевых приоритетов российского  руководства с начала 2000-х гг., государство продолжает укреплять  свои позиции. 22 октября 2012 г. компания «Роснефть» обнародовала схему поглощения компании ТНК-ВР, по итогам которого «Роснефть» станет крупнейшей в мире государственной  нефтяной компанией по объему добычи 4,6 млн. баррелей нефтяного эквивалента  в сутки. В результате сделки государство станет крупнейшим собственником в российском нефтяном секторе, а сама «Роснефть» будет контролировать 37% добычи нефти и 31% нефтеперерабатывающих мощностей в стране, производя 6,1% российского ВВП и обеспечивая 20,1% доходов бюджета. Тот факт, что по условиям сделки 19,75% акций «Роснефти» окажется в руках компании ВР прежнего собственника 50% акций компании ТНК- ВР, не меняет общей ситуации: государство продолжает экспансию в нефтегазовом комплексе, и связанные с этим фактом риски принятия нерыночных решений продолжают нарастать.

О характере этих рисков позволяет судить пересмотр инвестиционной программы «Газпрома», направленный на резкое ускорение реализации Восточной  газовой программы, которая предполагает наращивание экспорта газа в страны АТР. При этом, только на разработку Чаяндинского месторождения в Якутии и строительство газопровода до Владивостока планируется потратить в общей сложности 1,2 трлн. руб. С учетом высоких издержек добычи и отсутствия соглашения о цене поставок российского газа в Китай коммерческие перспективы этих проектов оцениваются экспертами крайне критически.

Фактически инвестиционная программа «Газпрома» оказывается  инструментом выполнения поставленной руководством страны политической цели, связанной с превращением АТР  в главный рынок сбыта российского  газа, при том, что убедительное экономическое обоснование данной цели на сегодняшний день отсутствует. В случае, если аналогичный подход будет применен к «Роснефти» как крупнейшей нефтедобывающей компании страны, перспективы развития российской нефтяной отрасли будут внушать серьезные опасения. 

 

 

 

 

 

Перспективы развития экономики  России в 2013 году

 

Ключевые внешние риски  для российской экономики связаны  с продолжением кризиса в еврозоне, страны которой являются основными  потребителями товаров российского  экспорта, с ростом опасений относительно «жесткой посадки» экономики Китая, а также с угрозой падения  экономики США с «фискального обрыва». Слабая предсказуемость процессов, связанных с действием указанных  факторов, допускает широкий спектр возможных сценариев развития событий  на будущее, существенно затрудняя  выбор оптимального курса экономической  политики России. 

В сфере экономической  политики также имеются внутренние источники неопределенности. Если до парламентских и президентских  выборов они были связаны с  характером политического курса  нового руководства страны, то после  выборов главной проблемой экономической  политики стало согласование обещаний, данных в предвыборный период, с  ресурсными возможностями и объективными потребностями российской экономики.

События 2012 г., в т.ч. отмеченные выше тенденции в сфере политики бюджетных расходов, позволяют говорить об усугублении отмеченного нами в прошлогоднем прогнозе дрейфа экономической  политики от целей развития к приоритетам  социально-политического характера. Несмотря на то, что в одном из первых указов В.Путина в должности  Президента «О долгосрочной государственной  экономической политике» были сформулированы амбициозные цели создания новых высокопроизводительных рабочих мест и радикального улучшения инвестиционного климата, реальных шагов в этом направлении не последовало.

Более того, в середине сентября 2012 г. ЦБР повысил ставку рефинансирования с 8,0% до 8,25%, а в начале октября 2012 г. озвучил позицию, в соответствии с которой риски замедления экономического роста стали «не так высоки, как риски ускорения инфляции». Парадоксальным образом ЦБР продемонстрировал  готовность к ужесточению денежно-кредитной  политики именно тогда, когда центральные  банки ведущих стран анонсировали развернутые программы стимулирующих  мер. 

Информация о работе Перспективы развития экономики России в 2013 году