Пирамида Маслоу и его биография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 19:12, реферат

Краткое описание

Абрахам Маслоу (1908-1970), основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии, по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Биография А.Маслоу……………………………………………….……4
Теория А.Маслоу………………………………………………………...8
Иерархия потребностей…………………………………………………10
Список литературы…………………………………………………..….17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСВТО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Урюпинский филиал

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономики и менеджмента

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по предмету «Самоменеджмент»

На тему: «Пирамида Маслоу и его биография»

 

 

 

 

                                                                                            Выполнил:

Студент 4 курса

группы МТУ-091

Богословский М. Р.

                                                                                                                                                                                                                   

Проверил:

Бабкин Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урюпинск 2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

Биография А.Маслоу……………………………………………….……4

Теория А.Маслоу………………………………………………………...8

Иерархия потребностей…………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………..….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Абрахам Маслоу (1908-1970), основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии, по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия.

Маслоу – один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

С легкой руки Абрахама Маслоу понятия мотива и потребности, самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Биография Абрахама Маслоу.

 

Маслоу родился и вырос в Бруклине. Он был старшим из 7 детей в семействе Маслоу. Его родители были безграмотными еврейскими мигрантами из России. Он был тихим и порядочным ребенком и запомнил свое детство как одинокое и несчастливое, потому что, как он говорил, - «Я был маленьким еврейским мальчик среди соседей не евреев». Это было словно, как темнокожего впервые зачислили в школу только для белых. Я был несчастен и изолирован. Я рос в библиотеках среди книг, без друзей».

Маслоу впервые изучил право в Городском Колледже в Нью-Йорке. В 1927 году его перевели в Корнеллский Университет, где учился его кузен Вилл Маслоу. Его отец надеялся, что он будет правоведом, но он отправился в аспирантуру в Университет Висконсена изучать психологию. Между тем, он женился на его двоюродной сестре Берте в декабре 1928 и встретил своего главного наставника, профессора Гарри Харлоу. В Висконсене он проводил ряд оригинальных исследований - доминирующего поведения приматов и их сексуальности. Позже он перешел в Колумбийский Университет для повышения квалификации и продолжения исследований, встретив там еще одного наставника, Альфреда Адлера, одного из ранних последователей Зигмунда Фрейда.

С 1937 по 1951 годы Маслоу провел на факультете Бруклинского Колледжа. В Нью-Йорке он встретил еще двух наставников, антрополога Рут Бенедикт и гештальт психолога Макса Вертхаймера, которыми он восхищался как профессионально, так и лично. Антропология и психология дополняли друг друга и послужили основой исследования жизни и мышления в отношении психического здоровья и потенциала человека. Маслов подробно писал на эту тему, заимствуя идеи у других психологов и существенно дополняя их, главным образом, в концепциях иерархии потребностей, изменчивости, самоактуализации личности и опыта. Маслоу стал лидером школы гуманистической психологии, сформированной в 1950-х и 1960-х годах, в которой он упоминается как «третья сила» после теории Фрейда и бихевиоризма.

Самоактуализация в гуманистической теории – это обобщенный опыт многих психологов, оказавших существенное влияние на общество в понимании окружающего мира. Абрахам Маслоу был одним из этих психологов-теоретиков, он привнес совершенно новые идеи для изучения характеристик человека. Вдохновение великими умами и его собственный дар мысли привели Абрахама к созданию совершенно уникальной концепции гуманистической психологии. Его взгляды на протяжении всей карьеры были связаны с православной еврейской историей, именно его семья, воспитание и окружение послужили основой для новых взглядов на психологию человека. Маслов пытался доказать, что люди не просто слепо реагируют на ситуации на протяжении жизни, а пытаются достичь чего-то большего. Чтобы доказать это, он решил изучать психически здоровых людей, а не людей с явными отклонениями, как это делали остальные психологи. Маслоу создал наглядное пособие для разъяснения своей теории и назвал его «иерархией потребностей», представляющей собой пирамиду, которая отражает уровень гуманистических, психологических и физических потребностей. В нижней части пирамиды находятся «основные потребности» человека – продовольствие и вода, на следующем уровне – безопасность и стабильность. Эти два уровня являются очень важными для выживания человека. Когда у человека есть жилье и пища, он мгновенно желает получить большее. Третий уровень – любовь и принадлежность, психологические потребности, при которых человек, умеет позаботиться о себе и берёт на себя ответственность заботы об окружающих людях. Четвертый этап наступает тогда, когда человек испытывает чувство удовлетворения и комфорта от того, что было достигнуто в жизни. Этот уровень называется «статус и успех». В верхней части пирамиды находится «самореализация (самоактуализация)», которая возникает, когда человек достиг гармонии и понимания. 

Маслоу исследовал много людей, в числе которых были известные личности с высокой степенью самоактуализации: Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Уильям Джемс, Швейцер, Олдос Хаксли и Спиноза и др. Общаясь с самоактуализированнми людьми он выяснил, поразительную способность распознавать малейшее проявление лжи, фальши или неискренности. Оценки этих людей удивительно точны. Например,неформализованный эксперимент, в котором принимали участие студенты колледжа, выявил одну отчетливо выраженную тенденцию: студенты, имевшие высокие показатели по тесту базовой безопасности (то есть здоровые студенты), оценивали своих преподавателей гораздо более точно и верно, чем студенты, имевшие низкие показатели по этому тесту. В ходе исследования Маслоу убедился в том, что такого рода эффективность восприятия, обнаруженная поначалу только в сфере взаимоотношений с людьми, нужно понимать гораздо шире. Она распространяется на очень многие аспекты реальности – практически на все исследованные нами. Живопись, музыка, интеллектуальные и научные проблемы, политические и общественные события – в любой сфере жизни эти люди умели мгновенно разглядеть скрытую сущность явлений, обычно остававшуюся незамеченной другими людьми. Их прогнозы, каких бы сфер жизни они ни касались и на сколь бы скудные факты ни опирались, очень часто оказывались верными. Самоактуализирующийся человек отталкивается в своих суждениях от фактов, а не от личных пессимистических или оптимистических установок, желаний, страхов, надежд и тревог.

Маслоу видел, что потребности людей организованы, как лестница. Сначала шли элементарные физические потребности – воздух, вода, пища, сон, затем потребность в безопасности и стабильности, затем социальные потребности - любовь и признание, потом – достижения, статус, ответственность и репутация. И верхняя ступень – самоактуализация. Он считал, что неудовлетворенные потребности на нижних ступеньках, будут препятствовать восхождению вверх, и человек, нуждающийся в стабильности и безопасности, не сможет добиться высокого статуса и репутации. 

У Абрахама Маслоу было удивительно оригинальное мышление – он пошел против большинства устоев в психологии. Он хотел знать, что собой представляет позитивное психическое здоровье. Гуманистическая психология породила различные терапии, основывающиеся на идее о том, что люди обладают мощными внутренними ресурсами для роста в физическом и интеллектуальном направлениях, и терапия заключается в том, чтобы устранить физические препятствия на пути к совершенствованию. Самым известным центром терапии, основанном на работе Абрахама Маслоу, является центр терапии «Client-centered Therapy», открытый Карлом Роджерсом.

В 1967 году Американская ассоциация гуманистов назвала Абрахама гуманистом года.

Маслоу был профессором в университете «Brandeis» с 1951 до 1969, а затем стал резидентом коллег в институте «Laughlin» в Калифорнии. Он умер от сердечного приступа 8 июня в 1970 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теория А. Маслоу

 

Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация.

Жизнь человека определяется его потребностями. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными. И чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится, необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь. Эта парадигма реализует системный принцип развития, т.е. движение снизу вверх от простого к сложному.

Исходным пунктом теории Маслоу выступает пересмотр понятия инстинкта. Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых потребностей (basic needs), которые имеют инстинктоидную природу в том смысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут остаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями. Маслоу выделяет пять групп потребностей:

1) физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);

2) потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок);

3) потребности в контактах и любви;

4) потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении)

5) потребность в самоактуализации.

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания». Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются».

Низшие потребности — начиная с физиологических — являются одновременно и более насущными. Если они не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение, остальные же потребности просто не существуют для индивида в данный момент. Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, они перестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности и т. д. Вообще потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.

Базовыми именуют только потребности от физиологических до уважения и самоуважения включительно. Высшую потребность вместе с новыми когнитивными (познания) и эстетическими потребностями в системе Маслоу именуют метапотребностями(психологическими потребностями – когнитивными и эстетическими и потребностями самореализации).

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

"1. Ее отсутствие ведет к заболеванию.

2. Ее наличие предотвращает заболевание.

3. Ее восстановление излечивает заболевание.

4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности.

5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать".

Люди могут знать или не знать о своих базовых потребностях. "У среднего человека, — пишет Маслоу, — они намного чаще не осознаются, чем осознаются... хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их." Поведение, как отмечалось выше, является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения.

 

3. Иерархия потребностей:

 

3.1 Физиологические потребности

 

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Маслоу пишет:

«Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Информация о работе Пирамида Маслоу и его биография