Понятие валютного клиринга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:33, доклад

Краткое описание

Целью валютного клиринга является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного клиринга являются:
а)определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 22.22 Кб (Скачать файл)

1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОГО КЛИРИНГА 

 

Целью валютного  клиринга  является  обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями  валютного клиринга являются:

а)определение соответствия проводимых  валютных  операций действующему  законодательству  и  наличия  необходимых  для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в  иностранной валюте перед  государством,  а  также  обязательств  по  продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г)проверкии  объективности  учета  и  отчетности  повалютным  операциям,  а  также  по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный клиринг  в  Российской  Федерации  осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного  контроля в Российской Федерации  являются Центральный  банк  Российской  Федерации,  а  также  Правительство Российской  Федерации  в  соответствии с законами Российской Федерации Агентами валютного клиринга являются организации, которые в соответствии  с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Уполномоченные  банки являются агентами валютного  контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Органы  валютного  клиринга  в  пределах  своей компетенции издают нормативные  акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Органы  и  агенты  валютного  клиринга  в  пределах своейкомпетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерациирезидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству,  условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов   и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы валютного  контроля определяют порядок и формы  учета,отчетности  и  документации  по  валютным  операциям  резидентов и нерезидентов.

Резиденты  и  нерезиденты,  осуществляющие в Российской Федерации валютные операции,  а также нерезиденты,  осуществляющие операции с валютой  Российской  Федерации  и  ценными  бумагами  в валюте Российской Федерации, имеют право:

а)знакомиться  с  актами  проверок,  проведенных  органами  иагентами валютного клиринга;

б)обжаловать   действия   агентов   валютного клиринга  соответствующим  органам  валютного  контроля,  а  также  действияорганов   валютного   контроля в   порядке,   установленномзаконодательством Российской Федерации;

в) на другие права,  установленные настоящим Законом  и  иными законодательными актами Российской Федерации.

Резиденты  и  нерезиденты,  осуществляющие в Российской Федерации валютные операции,  а также нерезиденты,  осуществляющие операции с валютой  Российской  Федерации  и  ценными  бумагами  в валюте Российской Федерации, обязаны:

а) представлять  органам  и  агентам  валютного  контроля  всезапрашиваемые  документы  и  информацию  об осуществлении валютных операций;

б) представлять органам и агентам валютного контроля объяснения  в ходе  проведения  ими  проверок,  а  также  по их результатам;

в) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки,произведенной органами и агентами валютного контроля, представлятьписьменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

г) вести  учет  и  составлять  отчетность  по  проводимым  имивалютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

д) выполнять требования (предписания) органов  валютного контроля об устранении выявленных нарушений;

е) выполнять другие   обязанности,   установленные законодательством Российской Федерации.

Резиденты,  включая  уполномоченные  банки,  и нерезиденты,нарушившие  положения  статей  2  -  8  настоящего  Закона,  несутответственность в виде:

а) взыскания  в  доход  государства всего полученного понедействительным в силу настоящего Закона сделкам;

б) взыскания  в доход государства необоснованно  приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

2. Резиденты,  включая уполномоченные банки,  и нерезиденты за отсутствие учета валютных  операций,  ведение  учета  валютныхопераций с нарушением установленного порядка,  непредставление илинесвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в  соответствии  с  пунктом  2 статьи  13 настоящего  Закона несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы,  которая не была учтена,  была учтена ненадлежащим образом или  по  которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке.  Порядок привлечения  к ответственности  в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с  законами Российской Федерации.

3. При  повторном  нарушении  указанных  в  настоящей статьеположений,  а  также  за  невыполнение или ненадлежащее выполнениепредписаний  органов валютного клиринга резиденты, включаяуполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания  в доход государства сумм,  указанных в  пункте  1настоящей статьи,  а также штрафов в пределах пятикратного размераэтих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

б) приостановления  действия или  лишения  резидентов,  включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного клиринга лицензий и разрешений;

в) других санкций,  установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов  и иных санкций производится органами валютного клиринга,  в том числе  по представлению  агентов  валютного контроля,  с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.

Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том  числе уполномоченных банков,  и юридических лиц - нерезидентов,  а также физические лица,  виновные в нарушении валютного законодательства,несут уголовную, административную и  гражданско - правовуюответственность в  соответствии  с законодательством  Российской Федерации.

Должностные лица органов и  агентов  валютного  клиринга  в   пределах компетенции этих органов имеют право:

а)проверятьвседокументы,  связанные  с  осуществлением  имифункций валютного  клиринга,  получать  необходимые  объяснения,справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а такжеизымать документы, свидетельствующие о  нарушениях  в  сферевалютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления  упомянутых в настоящей статье  документов и информации;

в)приостанавливать действие или  лишать  резидентов,  включаяуполномоченные  банки,  а также нерезидентов лицензий и разрешенийна право осуществления валютных операций;

г) на   другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Органы  и  агенты  валютного клиринга, и их должностные лицаобязаны сохранять ставшую  им  известной  при  выполнении  функцийвалютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

Органы валютного  клиринга и их должностные  лица  в  случаененадлежащего  осуществления возложенных на них обязанностей могут привлекаться  к ответственности в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации. 

 

 

  

 

 

  

 

2. Становление и развитие системы  валютного кЛИРИНГА в России. Взаимоотношения субъектов валютного рынка 

 

С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный клиринг - межбанковский и биржевой, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного клиринга в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Нельзя не признать, что ускоренное развитие валютного рынка "подогревалось" механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года соответствующим Указом Президента СССР (Указы Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 года № 335 "О формировании Республиканского  валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14 июня 1992 года № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"), а также изданные на основании этих Указов Инструкции Банка России от 22 января 1992 года » №3 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе Российской Федерации, стабилизационный валютный фонд Банка России" и от 29 июня 1992 года № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, утвержденными письмом Банка России от 15 сентября 1992 года № 17, телеграммой Банка России от 31 декабря 1992 года № 286-92 и письмом Банка России от 28 июня 1993 года № 41. В последствии, требования содержащиеся в вышеназванной инструкции претерпевали неоднократные изменения. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки является Инструкция ЦБ РФ №7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в редакции от Указаний ЦБР №580-У от 18/06/1999г.  Анализируя названные нормативные акты, можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.

Распад Союза  ССР и образование суверенного  государства Российской Федерации  привели к необходимости ведения  Россией самостоятельной экономической  политики, в том числе денежно-кредитной  политики - и валютной, как составляющей последней. В этой связи, а, также  учитывая, что многие положения 3акона  СССР ''О валютном регулировании" фактически (но не юридически) перестали  действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19 Закона), весьма актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.

Вступление  в силу Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и  валютном клиринге" в ноябре 1993 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее время он является России действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В названном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР.

Во втором разделе ("Валютное регулирование") введена  новая статья "Защита валюты Российской Федерации" (ст. 2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами  осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в Российской Федерации, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Установлено также, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации. В статье 4 более подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Кардинально изменен  раздел о валютном контроле (раздел Ш Закона). Органами валютного контроля названы Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Впервые в юридический  оборот введен институт "агентов  валютного контроля". В этом разделе  Закона определены также функции  органов и агентов валютного  контроля; права и обязанности  резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции; ответственность резидентов, в том числе уполномоченных банков, и нерезидентов за нарушение валютного  законодательства. Кроме того, зафиксированы  права и обязанности должностных  лиц органов и агентов валютного  контроля.

Закон Российской Федерации «О валютном регулировании  и валютном клиринге», отдельные  неточности и недостатки которого еще, предстоит исправлять, является главным  источником валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим  шагом вперед в развитии системы  валютного регулирования в стране.

Информация о работе Понятие валютного клиринга