Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы большое значение придается изучению и использованию новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики..
Целью курсовой работы является попытка разобраться в методах социально-экономического прогнозирования.
Предметом рассмотрения курсовой работы являются методы прогнозирования, их сущность и классификация.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 41.07 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Государственное регулирование рыночной экономики опирается на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на прогнозы разносрочного экономического развития. Региональные экономические прогнозы - это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии экономики регионов и регионально-экономической структуры страны. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного ᴨȇриодов, вытекает из долговременности и территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологический и другие асᴨȇкты), большого влияния макроэкономической политики на регионы. 

Региональные средне и долгосрочные проектировки в комплексных прогнозах (схемах) развития и размещения производительных сил, схемах экономического и социального развития и т. п. дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной экономики, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда.

Государственные прогнозы проходят законодательную апробацию, например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т.д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, отраженную в нормативных актах, договорах и т.п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер. При подготовке прогнозных материалов руководствуются общими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и сᴨȇциальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этаᴨȇ и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных предпосылок (факторов).

Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и других. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.

Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирования, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт успешного прогнозирования и управления. Именно это обусловливает актуальность данной темы.

   Актуальность данной темы большое значение придается изучению  и использованию новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики..

Целью курсовой работы является попытка разобраться в методах социально-экономического прогнозирования.

Предметом рассмотрения курсовой работы являются методы прогнозирования, их сущность и классификация.

 

Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ

 

    1. Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона

 

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Под прогнозированием социально-экономического развития (далее СЭР) региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач СЭР, выработки соответствующей региональной политики [8, 230].

В настоящее время прогнозирование СЭР субъекта Федерации включает:

1. разработку вариантов СЭР региона  с учетом вероятностного воздействия  внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;

2. предоставление материалов для  дифференциации отраслевых и  межрегиональных прогнозов;

3. уточнение потребностей в средствах  для финансирования региональных  целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение  работ для государственных региональных  нужд, поддержки отдельных отраслей  экономики региона.

Прогноз СЭР является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного СЭР территории. Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

С целью разработки прогнозов СЭР проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям [4, 57]:

· демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);

· природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);

· социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);

· региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);

· уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);

· производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);

· экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Однако наиболее подходящей к социально-экономическим прогнозам будет являться классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точки зрения этого критерия прогнозы СЭР делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные [5, 378].

1. Долгосрочные прогнозы СЭР  разрабатываются органами исполнительной  власти субъекта РФ один раз  в 5 лет на 10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов СЭР региона, а также концепции и программ СЭР. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства. Данные прогнозов СЭР региона на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.

2. Среднесрочные прогнозы СЭР  разрабатываются органами исполнительной  власти субъекта РФ на срок  от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой  данных. При среднесрочном прогнозировании  на первый план выступают показатели  платежеспособного спроса населения  и других агентов воспроизводственной  деятельности (регион, предприниматели, население). Данные прогнозов СЭР  региона на среднесрочную перспективу  подлежат опубликованию в печати.

3. Краткосрочные прогнозы СЭР  разрабатываются органами исполнительной  власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат  основой составления проекта  регионального бюджета. При построении  модели краткосрочного прогноза  на первое место выступают  показатели, характеризующие финансовую  ситуацию в экономике в целом  и по отдельным группам хозяйствующих  субъектов: домашние хозяйства, малый  и средний бизнес, предпринимательский  сектор, население. Данные прогнозов  СЭР региона на краткосрочную  перспективу подлежат опубликованию  в печати.

 

1.2. Методы социально-экономического  прогнозирования

 

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20 [2].

В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделить следующие [2]:

- исторический метод заключается  в рассмотрении каждого явления  во взаимосвязи его исторических  форм;

- комплексный метод заключается  в рассмотрении явлений в их  взаимозависимости, используя для  этого методы исследования не  только данной, но и других  наук, изучающих эти явления;

- системный метод предполагает  исследование количественных и  качественных закономерностей протекания  вероятностных процессов в сложных  экономических системах;

- структурный метод позволяет  установить причины исследуемого  явления, объяснить его структуру;

- системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение  системы в качестве динамически  развивающегося целого, а с другой  – расчленение системы на составляющие  структурные элементы и рассмотрение  их во взаимодействии.

Специфические методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играют экономико-математические методы, методы экономико-математического моделирования, статистической экстраполяции и др.

Важное значение для прогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которой понимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностям и тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются в настоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).

 

1.3 Сущность социально-экономического  прогнозирования, его предмет, объекты  и основные формы предвидения

 

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

-  наличием  не одного, а множества вариантов  возможного развития;

-  действие  экономических законов в будущем  зависит не только от прошлого  и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны  быть приняты и реализованы;

Информация о работе Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона