Понятие и принципы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:00, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.
Наличие контрольной функции финансов объективно обеспечивает не только планомерное социально-экономическое развитие, но и контроль формирования, распределения и использования денежных фондов. Историки полагают, что зарождение финансового контроля восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока, когда правители занимались учетом доходов и расходов, сбором налогов, пошлин. Еще в V в. до н.э. в Древней Греции Народное собрание контролировало доходы и расходы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие и принципы финансового контроля.docx

— 26.80 Кб (Скачать файл)

           1 Понятие и принципы финансового контроля.

           Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

            Наличие контрольной функции финансов объективно обеспечивает не только планомерное социально-экономическое развитие, но и контроль формирования, распределения и использования денежных фондов. Историки полагают, что зарождение финансового контроля восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока, когда правители занимались учетом доходов и расходов, сбором налогов, пошлин. Еще в V в. до н.э. в Древней Греции Народное собрание контролировало доходы и расходы государства.             В Римской республике государственные финансы находились под контролем сената, а государственный бюджет проверялся штатом контролеров под наблюдением казначея. Особое внимание финансовому контролю уделялось в англоязычных странах (Англии и Шотландии), а также во Франции и в Италии. В XII - XVIII вв. в этих странах встречаются упоминания об учетных документах, организации контроля управления государственным имуществом.

             Вопросы финансового контроля исследовались еще до возникновения науки финансового права. Французский правовед Ж. Борен (XVI в.), рассматривая в своем сочинении "Шесть книг о государстве " основные источники финансовых доходов государства, указывал и на необходимость постоянного контроля их поступления.

Позже в работах Г. Еллинека (Австрия), М. Сперанского (Россия) исследовались  принципы и формы контроля средств  государственного бюджета. Все вышеперечисленное свидетельствует о значении финансового контроля в экономической и финансовой системе государства. "Социализм есть в первую очередь контроль и учет", — писал В.И.Ленин в первые годы становления советской власти в России.

           В настоящее время финансовый контроль распространяется на все сферы финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления. Его роль заключается в содействии реализации финансовой политики государства, решению социальных задач, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращение непроизводительных расходов и потерь. Следует отметить, что финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, а предполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например, административного, экологического и др.).

            Субъектами финансового контроля являются независимые аудиторские службы, частные предприятия, некоммерческие организации и т.д.

            Объектом финансового контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные отчисления в фонды и др. Финансовым контролем охватываются практически все проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т. п.). В то же время финансовый контроль содействует развитию отдельных направлений производного характера, таких как:

·   сбалансированность между потребностью и наличием финансовых ресурсов;

·   полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством;

·   выявление внутренних резервов производства и снижение себестоимости;

·   рациональное использование материальных и денежных средств;

·   правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности и др.

            Финансовый контроль связан с ответственностью субъектов финансово-хозяйственной деятельности за ненадлежащее выполнение законов и других нормативных правовых актов. Эта ответственность выражается как в административных, так и в финансовых мерах воздействия на нарушителей.

             Таким образом, финансовый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.

           Финансовому контролю свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Римской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятельности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля.

Принципами финансового  контроля являются:

1) принцип независимости.  Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового  контроля должны обладать организационной,  функциональной, материальной и  иного характера самостоятельностью, в особенности от юридических  и физических лиц, чью деятельность  они проверяют. Статус контрольных  органов должен быть закреплен  в законодательстве. Особое значение  для независимости контрольных  органов имеет их финансовая  самостоятельность, а также самостоятельный  выбор форм и методов контроля;

2) принцип объективности.  Он подразумевает исключение  предвзятости и предрасположенности,  а также каких-либо особых мотивов  (политических, личных и др.) в  ходе осуществления контрольной  деятельности. Так, уже на стадии  планирования контрольных мероприятий  и их проведения должны быть  исключены какие-либо предубеждения  об изначальном наличии негативных  аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по проверкам  должны быть обоснованы и подтверждены  соответствующими данными, материалами,  содержащими объективную и качественную  информацию. Существенной гарантией  объективности финансового контроля  является неукоснительное соблюдение  контрольными органами действующего  законодательства;

3) принцип компетентности. Этот принцип представляет собой  наличие закрепленных прав и  обязанностей контрольных органов.

Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и  не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех  сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность  анализировать деятельность, безошибочно  определять правильность ведения учета  и отчетности, разбираться в сложных  финансовых операциях и т. п. обеспечат  эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

4) принцип системности.  Он предполагает наличие именно  системы органов финансового  контроля. При этом система как  таковая не означает создание  некой единой структуры, а допускает  определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими  звеньями основные контрольные  органы и формируют единую  систему финансового контроля  в государстве;

5) принцип гласности. Результаты  финансового контроля должны  быть общедоступны. Представление  отчетов о работе контрольных  органов в вышестоящие органы  и публикация результатов проверок  в открытой печати позволяют  информировать общество о реальном  положении дел в государстве.  В то же время не все результаты  финансовых проверок могут быть  немедленно опубликованы, если предстоит  дальнейшее разбирательство, выявление  причин нарушений и наказание  виновных.

В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились  и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной  цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

            2 Виды финансового контроля

            Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности. В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

·   государственный;

·   муниципальный;

·   внутрихозяйственный (внутрифирменный);

·   независимый.

            Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он охватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и резервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот и др. В последнее время возросло значение парламентского контроля — контроля со стороны законодательных (представительных) органов, которым предоставляется право получать необходимую информацию от органов, исполняющих бюджет, и выносить оценку их деятельности, а также создавать собственные контрольные органы. Наиболее мощная система контрольных органов создана исполнительной властью (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.). В систему государственного финансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, который контролирует всю банковскую деятельность и осуществляет контроль денежного обращения.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

           Муниципальный финансовый контроль обеспечивает исполнение местных бюджетов, муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение долговых обязательств. Особое внимание при осуществлении муниципального финансового контроля уделяется операциям с бюджетными средствами, их целевому использованию, а также финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Для этого в системе органов местного самоуправления создаются специальные финансово-контрольные органы (отделы, палаты, муниципальное казначейство). Полномочия этих органов устанавливаются как федеральными законами, так и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следует учесть, что государственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основные направления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватывает сферу финансовой деятельности только муниципального образования.

            Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами данного вида контроля являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрихозяйственный контроль охватывает сферы осуществления всех финансовых операций, ведения учета и отчетности, соблюдения договорных обязательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные контрольные подразделения, например ревизионные отделы, внутрипроверочные комиссии, а в некоторых случаях такие органы создаются в обязательном порядке. На практике функции внутреннего контроля возлагаются на руководителя и главного бухгалтера.

            Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей.

В отличие от других видов  финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской  деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).

Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный  контроль, поскольку его целью  является выражение мнения о достоверности  проведенных финансовых операций и  соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Информация о работе Понятие и принципы финансового контроля