Понятие и структура международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

До последнего времени рынок услуг представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Но с выходом на международный рынок транснациональных корпораций, ситуация кардинально изменилась. Транснациональные корпорации смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации. Это привело к резкому росту сферы международных услуг. Услуга – это предмет труда человека, направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенной для обмена, но имеющий ряд отличительных особенностей от товара.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 17.76 Кб (Скачать файл)

1.Понятие и структура  международного рынка услуг

До последнего времени  рынок услуг представлял собой  поле деятельности мелких и средних  фирм. Но с выходом на международный  рынок транснациональных корпораций, ситуация кардинально изменилась. Транснациональные  корпорации смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации. Это привело к резкому  росту сферы международных услуг. Услуга – это предмет труда  человека, направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенной  для обмена, но имеющий ряд отличительных  особенностей от товара.

Можно выделить следующие  особенности:

1. Услуга производится  и потребляется одновременно, не  подлежит хранению, неосязаема и  невидима.

2. Торговля услугами на  мировом рынке тесно связана  с тор­говлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздейст­вие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта това­ров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным об­служиванием товаров.

3. Не все виды услуг,  в отличие от товаров, пригодны  для вовлечения в международную  торговлю. Это в первую очередь  ка­сается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4. Международная торговля  услугами в большей степени,  чем торговля товарами, защищена  государством от иностранной  конкуренции.

5. Отсутствуют посредники.

6. Экспорт осуществляется  путем непосредственного вывоза  за границу (воплощенные услуги  транспорта, информационные услуги), а также посредством перемещения  потребителя услуг (нерезидента)  в страну производителя и временного  перемещения за границу физического  лица – поставщика услуг.

Понятие «услуги» включает не­сколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги —  46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи — 25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые  услуги — 5 видов.

4. Дистрибьюторские услуги  — 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги  — 5 видов.

6. Услуги по защите  окружающей среды — 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая  страхование, — 17 видов.

8. Услуги по охране  здоровья и социальные услуги  – 4 вида.

9. Туризм и путешествия  – 4 вида.

10. Услуги в области  организации досуга, культуры и  спорта – 5 видов.

11.Транспортные услуги  – 33 вида.

12. Прочие услуги.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие  группы:

1) факторные услуги —  платежи, возникающие в связи  с  международным движением  капиталов, рабочей силы и   технологии;

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транс­порт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

В зависимости от целей  анализа в основу классификации  услуг могут быть положены различные  принципы. Так, по способам доставки потребителю  услуги классифицируются на:

• услуги, связанные с  инвестициями:

1) финансовые услуги;

2) туристические услуги;

• услуги, связанные с  торговлей:

1) транспортные и сопутствующие  услуги:

(фрахт;  хранение и  складирование; погрузочно-разгрузочные  работы;  сопровождение груза  в пути;  выполнение таможенных  формальностей;)

• услуги, связанные с  инвестициями и торговлей:

1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование;  рекламные услуги;  арендные операции и т.д.)

2) связь;

3) строительство и инженерно-консультационные ус­луги;

4) компьютерные и информационные  услуги;

5) культурные услуги (проведение  выставок, ярма­рок).

На мировом рынке услуг  преобладают развитые страны. На них  приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг; в  их общем объеме экспорта товаров  и услуг доля последних приближается к 30%.

 

 

 

Заключение

На протяжении двух последних  десятилетий наблюдается тенденция  повышения роли услуг в экономике  стран мира.

Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг  в настоящее время не очень  устойчива: она входит в тридцатку  крупных стран - участниц международной  торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

Улучшение ситуации в сфере  услуг сильно зависит от иностранных  инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.

Список использованной литературы

1.Боброва В.В., Кальвина  Ю.И.  Мировая экономика: Учебное  пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

2.Кудров В.М. Мировая  экономика: Учебник. – М.: Дело, 2004.

3.Миклашевский Н.А., Холопов  А.В. Международная экономика. - М.: МГУ, "Дело и сервис", 2002.

4.Международные экономические  отношения. / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2005.

5.Мировая экономика: введение  во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/М.В.  Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова  и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. -М.: Логос,2000.

6.Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М., Юристъ, 2002

7.Россия в цифрах –  М.: Федеральная служба государственной  статистики.

8.Современные международные  отношения Учебник / под ред.  А.В.Торкунова. М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

9.Харламова В.Н., Филимонова  Н.А.  Россия на мировом рынке  объектов интеллектуальной собственности.

10.Яремчук Н.В. Экономическое  развитие современной России.- М.: Премьера, 2005.


Информация о работе Понятие и структура международного рынка услуг