Понятие и структура управления рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Российский рынок ценных бумаг, восстановленный заново в 90-е годы, относится к числу развивающихся. Переход России к рыночной экономике потребовал не только изменения существовавшего рынка и его взаимосвязанных частей, но и формирования новых рынков, не существующих в плановой экономике. Если рынки труда, финансовых ресурсов, товаров изменялись, то такие рынки, как рынок ценных бумаг, валюты, страхования, были созданы заново. Радикальные изменения существовавших рынков и образование новых привели к изменению традиционных организационных форм торговли, послужили объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Понятие и структура управления рынка ценных бумаг. 3
1.1 Понятие механизма функционирования рынка ценных бумаг. 3
1.2. Функции, структура и участники рынка ценных бумаг. 4
1.3 Фондовая биржа. Структура управления биржи. 9
Глава 2. Структура управления биржи на примере ОАО «Московская биржа ММВБ-РТС» 15
2.1 Общее собрание акционеров ОАО ММВБ-РТС. 16
2.2 Наблюдательный совет. 18
2.3 Исполнительные органы общества и ревизионная комиссия. 20
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.docx

— 47.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Понятие и структура  управления рынка ценных бумаг. 3

1.1  Понятие механизма  функционирования рынка ценных  бумаг. 3

1.2. Функции, структура  и участники рынка ценных бумаг. 4

1.3 Фондовая биржа.  Структура управления биржи. 9

Глава 2. Структура управления биржи  на примере ОАО «Московская биржа  ММВБ-РТС» 15

2.1 Общее собрание  акционеров ОАО ММВБ-РТС. 16

2.2 Наблюдательный  совет. 18

2.3 Исполнительные  органы общества и ревизионная  комиссия. 20

Заключение. 22

Список используемой литературы. 23

Введение.

Российский рынок ценных бумаг, восстановленный заново в 90-е  годы, относится к числу развивающихся. Переход России к рыночной экономике потребовал не только изменения существовавшего рынка и его взаимосвязанных частей, но и формирования новых рынков, не существующих в плановой экономике. Если рынки труда, финансовых ресурсов, товаров изменялись, то такие рынки, как рынок ценных бумаг, валюты, страхования, были созданы заново. Радикальные изменения существовавших рынков и образование новых привели к изменению традиционных организационных форм торговли, послужили объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж. Создание современного рынка ценных бумаг в России становится одним из ключевых факторов оживления экономики страны. Государству важно создать условия для слаженного функционирования отдельных частей этого рыночного механизма, включающего инструменты, инфраструктуру, системы регулирования и др. B этой связи биржевая деятельность является самостоятельной формой коммерческой деятельности, ориентированной на получение прибыли и представляющей собой целенаправленные виды работы по подготовке и проведению торговли по специально установленным правилам. Единая рыночная основа формирования бирж предполагает общие закономерности биржевой деятельности, связанные как с сущностью этой деятельности, так и с формами её организации.

Цель данной работы рассмотреть  механизм функционирования рынка ценных бумаг, а так же структуры управления биржи на примере ОАО «Московская  биржа ММВБ-РТС».

Глава 1. Понятие и структура управления рынка ценных бумаг.

1.1 Понятие механизма функционирования рынка ценных бумаг.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг —это взаимодействие различных субъектов рынка, связанное с осуществлением фондовых операций. Этот механизм регламентируется действующим законодательством. Он зависит от концепции развития фондового рынка в национальной экономике, конкретной финансовой политики того или иного региона. Эффективность его работы во многом определяется уровнем развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг имеет свои особенности, которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики, выбранной моделью рынка. Он должен учитывать специфику и природу отдельных ценных бумаг как финансовых инструментов. Коносаменты, товарные фьючерсы, опционы, товарные (коммерческие) векселя используются в операциях на рынке производственной продукции, товаров и услуг. Закладные отражают операции на рынке земли. Финансовые фьючерсы, опционы, векселя связаны с финансовыми ресурсами, рынком ссудного капитала.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг зависит от составных элементов этого рынка, т.е. его структуры. Рынок ценных бумаг может быть условно разделен на отдельные сектора:

• по структуре  участников. Рынок ценных бумаг включает в себя, с одной стороны, эмитентов (юридических или физических лиц), выпускающих ценные бумаги, с другой стороны, инвесторов (юридических или физических лиц), покупающих ценные бумаги, а также посредников (дилеров, брокеров, маклеров и др.), помогающих обращению ценных бумаг и совершению фондовых операций;

• по экономической  природе ценных бумаг, по их отношению к собственности (владение, распоряжение, пользование);

• по связи  ценных бумаг с выпуском, первичным  размещением и последующим обращением (первичный и вторичный рынок). На первичном рынке происходит выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), а на вторичном — осуществляются различные операции с уже выпущенными ценными бумагами (фондовые операции);

• по эмитентам  и инвесторам (государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица);

 • по гражданству эмитентов и инвесторов (резиденты и нерезиденты); • по территории, на которой обращаются ценные бумаги (региональный, национальный и мировой рынок); • по степени риска (высокорисковый, среднерисковый и малорисковый рынок). Отдельные сектора (сегменты) рынка ценных бумаг оказывают существенное влияние на его развитие.

1.2. Функции, структура и участники рынка ценных бумаг.

К субъектам российского  рынка ценных бумаг относятся:

Президент РФ, который осуществляет общее руководство рынком ценных бумаг, подписывает законы и издает указы, регламентирующие его развитие;

Совет Федерации, который ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг;

Государственная Дума, которая разрабатывает законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг;

Правительство РФ, которое определяет общие направления развития рынка ценных бумаг;

Федеральная служба по финансовым рынкам), которая разрабатывает концепцию, основные направления развития рынка ценных бумаг и нормативно-правовые акты, регулирующие это развитие; осуществляет контроль за рынком ценных бумаг, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка; проводит государственную регистрацию проспектов эмиссии ценных бумаг;

Министерство финансов РФ, которое проводит общее регулирование развития рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг;

Министерство по управлению государственным  имуществом РФ (Мингосимущество России), которое осуществляет управление пакетами ценных бумаг, находящихся в собственности государства, в том числе и "золотыми" акциями, дающими право вето на определенные решения общего собрания акционеров акционерного общества;

Российский федеральный фонд имущества (РФФИ), который реализует пакеты ценных бумаг, проводя аукционы и инвестиционные конкурсы;

Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательских структур РФ, которое контролирует соблюдение антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

Центральный банк РФ, который размещает государственные ценные бумаги, через управление ценными бумагами регулирует деятельность коммерческих банков на фондовом рынке и на основе генеральной лицензии осуществляет лицензирование специалистов коммерческих банков;

Федеральное казначейство, которое размещает казначейские обязательства;

краевые и областные Думы и иные территориальные законодательные органы, которые осуществляют законодательную инициативу по регулированию развития региональных рынков ценных бумаг;

 администрации автономных республик, краев, областей, городов и районов и иные территориальные органы исполнительной власти, которые осуществляют текущий контроль и управление региональными рынками ценных бумаг, а также выпуск муниципальных ценных бумаг;

территориальные управления, представительства, отделы и комитеты ФКЦБ, Министерства финансов, Мингосимущества, РФФИ, Центрального банка, Федерального казначейства, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательских структур, которые осуществляют функции федеральных органов непосредственно в регионах;

федеральные комитеты, министерства и управлении, которые осуществляют руководство фондовыми операциями в организациях, находящихся в их подчинении;

фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж, которые организуют биржевую торговлю ценными бумагами;

региональные комиссии по рынку  ценных бумаг в краях и областях, которые контролируют и регулируют деятельность рынка ценных бумаг в регионах;

инвестиционные фонды и компании, которые занимаются профессиональной специализированной деятельностью на региональных рынках ценных бумаг;

коммерческие банки, которые выпускают свои ценные бумаги и участвуют в фондовых операциях других участников региональных рынков ценных бумаг, осуществляют операции с государственными и корпоративными ценными бумагами;

фондовые центры и магазины, которые занимаются реализацией ценных бумаг;

пенсионные фонды и страховые  компании, которые вкладывают временно свободные финансовые ресурсы в ценные бумаги;

депозитарии и реестродержатели, которые хранят ценные бумаги и ведут их реестр;

саморегулируемые организации, которые являются общественными объединениями профессиональных участников региональных рынков ценных бумаг и вырабатывают стандарты их поведения на рынке;

акционерные общества, которые выпускают ценные бумаги (преимущественно акции);

юридические и физические лица, которые в рамках действующего законодательства могут совершать различные фондовые операции.

На рынке ценных бумаг  различают три основных формы  деятельности:

1)государственную;

2) профессиональную;

3) частную.

Государственной деятельностью  на рынке ценных бумаг занимаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, ФКЦБ, Центральный банк, Министерство финансов, Министерство экономики, областные администрации. К профессиональной деятельности относится работа фондовых бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж, инвестиционных фондов и компаний, брокеров, дилеров, маклеров, специализированных реестродержателей, лиц, профессионально занимающихся депозитарной деятельностью, клирингом, аудитом операций с ценными бумагами и др. Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны иметь квалификационные аттестаты и лицензию.

Особое место среди  участников рынка ценных бумаг занимают самоуправляемые организации, которые являются объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг. Частной деятельностью на рынке ценных бумаг занимаются остальные участники рынка, которые не относятся к профессиональным участникам и не имеют лицензии на право ведения профессиональной деятельности на рынке. Участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различныевиды деятельности (брокерская, дилерская, организация торговли ценными бумагами, ведение реестра ценных бумаг, траст, клиринг, хранение, залог, консалтинг и др.).

Дадим краткую характеристику основных видов деятельности на рынке ценных бумаг:

1. Брокерская деятельность. Брокер за чужие деньги, за  комиссионное вознаграждение выполняет поручения, обычно купить или продать ценные бумаги.

2. Дилерская деятельность. Дилер за собственные деньги  на свой страх и риск ведет фондовые» операции.

3. Маклерская деятельность. Маклер (спекулянт) играет на повышение или понижение цен на фондовом рынке в целях получения прибыли.

4. Депозитарная деятельность. Депозитарии предлагают хранение ценных бумаг под определенную ответственность и на определенных условиях. В настоящее время в России создается единая Национальная депозитарная сеть.

5. Клиринговая деятельность. Клиринг на рынке ценных бумаг предполагает выполнение обязательств по поставке ценных бумаг и расчетам по ним.

6. Трастовая деятельность. Траст (доверительное управление) основан на передаче доверительному управляющему по трастовому договору всех или части полномочий по управлению и распоряжению ценными бумагами.

7. Ведение реестра ценных  бумаг. Реестродержатель осуществляет все предусмотренные законодательством операции по учету движения ценных бумаг и отражению в реестре права собственности на них.

8. Организация торговли  ценными бумагами. Организованная  торговля ценными бумагами происходит на фондовых биржах, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и учредительными документами (уставом) биржи.

9. Консалтинг. Консультационная, аналитическая деятельность на рынке ценных бумаг основана на широком использовании экспертных, рейтинговых оценок, логическом моделировании. Консалтинг — это профессиональная помощь в форме консультаций или рекомендаций со стороны высококвалифицированных специалистов по анализу, прогнозу и решению практических проблем на рынке ценных бумаг.

1.3 Фондовая биржа. Структура управления биржи.

Фондовая биржа — это  институт, созданный для организации торговли ценными бумагами. Помимо функции организации торговли бумагами она может осуществлять депозитарную и клиринговую деятельность.

Фондовая биржа образуется в форме некоммерческой организации. Торговлю на бирже могут осуществлять только ее члены. Другие лица, желающие заключать биржевые сделки, обязаны действовать через членов биржи как посредников. Членами фондовой биржи могут быть только профессиональные участники РЦБ. Неравноправное положение членов биржи, временное членство, сдача мест в аренду и их передача в залог не членам данной биржи не допускается. Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов.

Управление биржей определяется её институциональной структурой, которая может быть представлена следующей схемой (схема 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Институциональная  структура биржи

К учредителям биржи относят  членов инициативной группы выступающих  в качестве организаторов бирж. Учредители подписывают учредительский договор и вносят первоначальные взносы. Учредителями могут как физические, так и юридические лица.

Считается, что чем больше учредителей и прочнее их финансово-материальное положение, тем большую поддержку они могут оказать бирже, хотя большое число учредителей осложняет управление биржей. B нашей стране учредители обладали рядом преимуществ в первые годы работы биржи:

Информация о работе Понятие и структура управления рынка ценных бумаг