Понятие и сущность себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………2
1.1. Цели курсовой работы.
2. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды………………………………………………………….4
2.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение.
2.2.Виды себестоимости…………………………………………………….8
2.3.Классификация затрат, образующая себестоимость продукции…......................................................................................................10
3. Резервы снижения себестоимости – источник получения прибыли……..18
4. Себестоимость единицы……………………………………………………..25
5. Заключение…………………………………………………………………...26
6. Список используемой литературы…………………………………………28
7. Приложение А………………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика ТПОП.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

Содержание работы:

  1. Введение………………………………………………………………………2

1.1. Цели курсовой работы.

  1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды………………………………………………………….4

2.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение.

2.2.Виды себестоимости…………………………………………………….8

2.3.Классификация затрат, образующая себестоимость продукции…......................................................................................................10

3. Резервы снижения  себестоимости – источник получения прибыли……..18

4. Себестоимость единицы……………………………………………………..25

5. Заключение…………………………………………………………………...26

6. Список используемой литературы…………………………………………28

7. Приложение А………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное  воспроизводство основных фондов и  оборотных средств, производство и  реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

В условиях товарно-денежных отношений  и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства – это совокупность труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений. Таким образом, актуальность темы исследования путей снижения себестоимости продукции на сегодня трудно переоценить.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться  на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

 Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

а) Основная цель курсовой работы состоит в изучении возможных путей снижения себестоимости продукции.

Задачи исследования данной курсовой работы:

  • изучить суть понятия себестоимость продукции;
  • проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
  • наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

 

2. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды.

 

2.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение.

 

Выпуск продукции  или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как  решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Для того чтобы  знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг), предприятие должно производить стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для изготовления продукции, оказания услуг.

Себестоимость – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции). В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж.

В себестоимости  как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

Приступая к рассмотрению сложных  вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения себестоимости как экономико-правовой категории.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана  с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Конкретный состав затрат, которые  могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №661 (Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость – важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов. Структура себестоимости представлена на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура себестоимости.

 

Как экономическая категория  себестоимость продукции выполняет  ряд важнейших функций:

• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

• экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

• определение оптимальных  размеров предприятия;

• экономическое обоснование  и принятие любых управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды себестоимости.

 

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное  воспроизводство основных фондов и  оборотных средств, производство и  реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

Необходимо  различать общую себестоимость  всей произведенной продукции –  общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного  объема и состава; индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится); и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В зависимости  от объема включаемых в себестоимость  затрат различают себестоимость  операционную, цеховую, производственную и полную.

Операционная (технологическая, агрегатная) отражает затраты на выполнение данной технологической операции.

Цеховая себестоимость включает затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы. Цеховая себестоимость является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета.

Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

Полная себестоимость (себестоимость реализованной продукции) включает все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов (коммерческие затраты – затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу) и исчисляется только по товарной продукции. Следует иметь в виду, что эти расходы зависят от объема отгруженной продукции и являются переменными.

Её реальное определение  на предприятии необходимо для:

  • маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
  • определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • ценообразования;

правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Классификация затрат, образующая себестоимость продукции.

 

Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.

1. По видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Первая из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

По статьям расходов затраты группируются в зависимости  от места и цели (назначения) их возникновения  и относятся на каждый вид изделия  прямым или косвенным методом. Эта  классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому  состав расходов в каждой отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются: а) сырье и материалы; б) топливо и энергия; в) основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; г) отчисления на социальное страхование; д) расходы на подготовку и освоение производства; е) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; ж) цеховые расходы; з) общезаводские расходы; и) прочие производственные расходы; к) внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д.

Информация о работе Понятие и сущность себестоимости продукции