Понятие и условия назначения пособия по безработице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что по данным Международной организации труда, в 2012 в мире насчитывалось 191,8 млн. безработных, что на 35 млн. больше, чем 10 лет назад (при этом 2,8 млрд. человек имеют работу). В последние годы уровень занятости растёт во всех регионах мира, кроме стран Северной Африки и Ближнего Востока (преимущественно арабских). В этих странах зафиксирован и наивысший уровень безработицы - 13,2 % от трудоспособного населения. На втором месте - "чёрная Африка" с 9,7 %. В развитых странах уровень безработицы в 2012 составил 6,7 %.Граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовой статус безработного………………………………………….5
1.1 Понятие безработного………………………………………………….5
1.2 Права и обязанности безработного…………………………………..13
Глава II. Социальные гарантии и компенсации безработным……..................17
2.1 Виды социальных гарантий…………………………………………..17
2.2 Пособие по безработице………………………………...……………18
2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице..…........25
Заключение…………….………………………………………………………....30
Список используемых источников и литературы………………………..……32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Правовой статус безработного………………………………………….5

1.1 Понятие безработного………………………………………………….5

1.2 Права и обязанности  безработного…………………………………..13

Глава II. Социальные гарантии и компенсации безработным……..................17

2.1 Виды социальных гарантий…………………………………………..17

2.2 Пособие по безработице………………………………...……………18

2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице..…........25

Заключение…………….………………………………………………………....30

Список используемых источников и литературы………………………..……32

 

Введение

 

 

Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что по данным Международной организации труда, в 2012 в мире насчитывалось 191,8 млн. безработных, что на 35 млн. больше, чем 10 лет назад (при этом 2,8 млрд. человек имеют работу). В последние годы уровень занятости растёт во всех регионах мира, кроме стран Северной Африки и Ближнего Востока (преимущественно арабских). В этих странах зафиксирован и наивысший уровень безработицы - 13,2 % от трудоспособного населения. На втором месте - "чёрная Африка" с 9,7 %. В развитых странах уровень безработицы в 2012 составил 6,7 %.Граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Цель данной курсовой работы – изучение  вопроса социального пособия по безработице в РФ.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть понятие безработного;

-изучить права и обязанности  безработного;

-произвести анализ социальных  гарантий и компенсаций безработным  в нашей стране.

Предметом исследования является пособие по безработице, как один из видов социального обеспечения.

Объектом исследования является система функционирования выплаты пособия по безработице в различных аспектах и перспективах дальнейшего развития.

Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

 

Глава I. Правовой статус безработного

1.1. Понятие безработного  

 

В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.

В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013 г.), безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.1

Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.

Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения.

Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. 

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.

Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:

- паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является  удостоверение личности и свидетельство  о регистрации по месту жительства;

- трудовую книжку или  иные документы, подтверждающие  трудовой стаж. Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

- документы, удостоверяющие  профессиональную квалификацию;

- справку о среднем  заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по  последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62  «О порядке исчисления среднего заработка».

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.2

Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде. Это правило применяется в отношении граждан:

- впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих  профессии (специальности); уволенных  более одного раза в течение  одного года, предшествовавшего  началу безработицы; уволенных за  нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся  профессии (специальности), получить  смежную профессию или пройти  переподготовку после окончания  первоначального (12-месячного) периода безработицы;

- состоящих на учете  в органах службы занятости  более 18 месяцев, а также более  трех лет не работающих;

- обратившихся в органы  службы занятости после окончания  сезонных работ.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.3

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку или  иные документы, подтверждающие  трудовой стаж;

- документы, удостоверяющие  профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Таким образом, гражданин, имеющий все основания для регистрации в качестве безработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течение 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы данные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.09.2013 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.4

Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

- не достигшие 16-летнего  возраста;

- которым в соответствии  с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации  в органах службы занятости  в целях поиска подходящей  работы от двух вариантов подходящей  работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;

Информация о работе Понятие и условия назначения пособия по безработице