Понятие и функции государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:39, доклад

Краткое описание

В отличие от заимствования средств в центральном банке или эмиссии денег выпуск государственных ценных бумаг является наиболее целесообразным методом финансирования дефицитов бюджетов разных уровней. Использование кредитных ресурсов центрального банка значительно снижает его возможности денежно-кредитного регулирования экономики, а эмиссия денег для покрытия дефицита бюджета неизбежно приведет к росту инфляции.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные ценные бумаги.docx

— 24.22 Кб (Скачать файл)

Государственные и муниципальные ценные бумаги:

  1. Понятие и функции государственных ценных бумаг;
  2. Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг;
  3. Характеристика федеральных государственных ценных бумаг и их использование: ГКО, ОФЗ, ГСО, ОГВЗ и другие;
  4. Структура и динамика государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах;
  5. Государственные ценные бумаги субъектов РФ;
  6. Муниципальные облигации: понятие, опыт России и зарубежных стран.

 

  1. Понятие и функции государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги - важнейший инструмент рынка ценных бумаг. Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства, эмитентами которых являются:

1) центральные правительства;

2) органы местной власти;

3) учреждения и организации, выпуск  ценных бумаг у которых гарантирован  правительством.

 

Функции государственных ценных бумаг:

 

1. Финансирование текущего бюджетного  дефицита.

В отличие от заимствования средств в центральном банке или эмиссии денег выпуск государственных ценных бумаг является наиболее целесообразным методом финансирования дефицитов бюджетов разных уровней. Использование кредитных ресурсов центрального банка значительно снижает его возможности денежно-кредитного регулирования экономики, а эмиссия денег для покрытия дефицита бюджета неизбежно приведет к росту инфляции.

 

2. Погашение ранее размещенных  займов.

Необходимость выпуска ГЦБ появляется также в связи с потребностью погашения ранее выпущенных займов. Так как ГЦБ является долговыми обязательствами, то их эмитенты обязаны при погашении выплатить их номинальную стоимость, а также проценты.

 

3. Обеспечение кассового исполнения  госбюджета.

Бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени по сравнению с поступлениями платежей в бюджет. При этом финансируется кассовый дефицит.

 

4. Финансирование целевых государственных  программ.

С помощью средств, привлеченных при размещении ГЦБ, государство может реализовывать программы жилищного строительства, социального обеспечения, обеспечить поддержку значимых для общества учреждений и организаций.

 

5. Регулирование экономической  активности.

Выпуск ГЦБ может использоваться для регулирования денежной массы в обращении, воздействия на цены, на направления инвестирования, сдерживания инфляции, обеспечения экономического роста и т.д.

В настоящее время в России принят закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с этим законом можно выделить:

  • Федеральные государственные ценные бумаги

  • Государственные ценные бумаги субъектов федерации

  • Муниципальные ценные бумаги.

В настоящее время в обращении находятся следующие виды государственных ценных бумаг, выпущенные от имени Российской Федерации:

  • Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

  • Облигации федеральных займов (ОФЗ)

  • Облигации государственного валютного займа (так называемые «вэбовки»)

  • Государственные сберегательные облигации (ГСО)

  • Еврооблигации – облигации, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся на международном рынке.

  1. Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», регулируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексов РФ, Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «О рынке ценных бумаг», а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального банка РФ.

Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг»..

Государственные облигации выпускаются либо в обычной документарной форме, при которой каждая облигация существует в виде отдельного документа, либо в специфической документарной форме. Последняя означает, что сам выпуск оформляется документарным сертификатом сразу на все составляющие его облигации, а их учет по отдельным владельцам осуществляется в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях.

В РФ государственные органы при выпуске ценных бумаг обязаны утвердить Генеральные условия эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов. Генеральные условия эмиссии должны включать указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность данного вида ценных бумаг, валюту обязательств, особенность исполнения обязательств, ограничения обороноспособности ценных бумаг, а так же ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Каждому отдельному и дополнительному выпуску присваиваются параметры, которые должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:

· наименование эмитента;

· дату начала размещения ценных бумаг;

· дату или период размещения;

· форму выпуска ценных бумаг;

· указание на вид ценных бумаг;

· номинальную стоимость одной ценной бумаги;

· количество ценных бумаг данного выпуска;

· дату погашения ценных бумаг;

· наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарий, которые осуществляют учет прав владельцев бумаг данного выпуска;

· ограничения эмитента на выпуск ценных бумаг;

· иные условия имеющие значения для размещения и обращения государственных ценных бумаг.

Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем, условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в СМИ не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения.

Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: банки, инвестиционные компании и фонды, население, страховые компании. В Российской федерации, Размещение выпуска (дополнительного выпуска, транша) Облигаций осуществляется Банком России по поручению Эмитента в форме аукциона, проводимого в Торговой системе, и/или по фиксированной цене предложения, либо по закрытой подписке. При этом Центральный Банк, выступая в качестве агента, выполняет следующие функции:

Объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней до даты проведения торговли;

Устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, депозитарию;

Устанавливает требования к собственному капиталу дилера;

Устанавливает контроль над ходом аукциона по первичной продаже ГКО/ОФЗ;

Осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций;

Организует операции по погашению облигаций Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг. Административно-правовое регулирование. - Волтерс Клувер, 2008. - 312 с..

Успешность выпуска государственных ценных бумаг зависит не только от условий размещения, процентной ставки, срока и номинала, но и от рейтинговых оценок государства международными организациями, таких как Standard & Poors, Moody's, ситуации внутреннем на рынке ценных бумаг, ситуации на внутреннем кредитном и на мировых рынках.

Обращение государственных ценных бумаг

Государственные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.

Российский рынок государственных долговых ценных бумаг развивался достаточно не равномерно, и за последние два года занимает значительную часть рынка ценных бумаг - около 10-15%, и занимает второе место после рынка акций. История цивилизованного рынка началась в 1993 г., когда были впервые размещены на бирже ММВБ государственные краткосрочные облигации, через два года оборот составит около 80 % суммарного оборота российского рынка ценных бумаг. За 1995 г. доля сегмента государственных долговых обязательств в общем объеме финансового рынка увеличилась с 20,4 до 80,9%, а объем торговли ГКО-ОФЗ увеличился в 5,4 раза. Инвестиции в производство не могли конкурировать с ними ни по доходности, ни по рискованности. В результате основные денежные капиталы были включены в спекулятивные операции на рынке государственных долговых обязательств, а инвестиции в производственную сферу демонстрировали двухзначные темпы падения. В начале 90х, на протяжении реформ в России наблюдались все признаки разбалансированности инвестиционной сферы: наибольшую доходность обеспечивали инвестору государственные ценные бумаги и в первую очередь ГКО, прибыль по которым не облагалась налогом и которые имели, как казалось ранее, меньший риск по сравнению с остальными российскими финансовыми инструментами. Не правильная финансовая политика, основанная на выпуске государственных ценных бумаг в 1998 году, привела российскую экономику к кризису. В период после дефолта государственная финансовая политика, и нормативная база, обеспечивающая регулирование рынка ценных бумаг, бюджетную систему, и процессы образования государственного долга изменилась. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг развивается стабильно, об этом можно судить по волатильности облигаций, их умеренной доходности, объемам торгов, рейтингам международных агентств Глазков С., Что происходит на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций. - Рынок ценных бумаг, - журнал - 2010. - №7..

В структуре государственных ценных бумаг обычно наибольший вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации. Его тенденцией тоже является стремление государства увеличивать долю все более долгосрочных облигаций по сравнению с краткосрочными облигационными займами. Государство заинтересовано и ликвидности ценных бумаг, поэтому все чаще на российском рынке выпускаются долгосрочные ОФЗ.

 

Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:

  • покрытие дефицита государственного бюджета;

  • покрытие кассовых разрывов в бюджете;

  • привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;

  • привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

 

Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

  • регулирование денежной массы;

  • регулирование инфляции;

  • влияние на валютный курс;

  • формирование уровня доходности по ценным бумагам;

  • обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;

  • решение других социально-экономических задач.

 

 

 

 

  1. Характеристика федеральных государственных ценных бумаг и их использование: ГКО, ОФЗ, ГСО, ОГВЗ и другие

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и функции государственных ценных бумаг