Понятие коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:40, реферат

Краткое описание

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Коррупция.docx

— 23.67 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РК

Северо-Казахстанский медицинский  колледж

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Коррупция»

 

 

 

Выполнила: Антаева Л.С.

Проверила: Сабитова Г.Б.

 

 

 

 

 

г. Петропавловск

2013 г.

 

Понятие коррупции

     Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" – подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН. В резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности".

     В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем принуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

     Таким образом, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.

 

Истоки и причины коррупции

     Социологические исследования позволяют глубже проанализировать коррупцию как социальное явление. Один из важнейших выводов таких исследований заключается в том, что самые крупные коррупционные сделки, самые большие потери от коррупции связаны отнюдь не со взятками, хотя и их общая сумма высока. Но самые крупные объемы коррупционных сделок производят так называемые коррупционные сети, действующие, как правило, практически без нарушений законодательства, а чаще всего с соблюдением его норм. Но без этого противодействие коррупции никогда не будет эффективным.

     Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. Тенденции развития в мировой политике и экономике способствуют возникновению и быстрому развитию транснациональной преступности, одной из наиболее опасных форм, которой является транснациональная коррупция, проявляющаяся в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности начать или продолжить экономическую деятельность в какой-нибудь стране, либо обеспечить себя каким-то несоответствующим преимуществом при создании предприятий с иностранными инвестициями, либо незаконно реализовать экономические проекты, приватизировать государственную собственность и т.д.

 

Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти

     Коррупция  становится не только разновидностью  преступности, но и способствует  тесному сращиванию криминальных  структур с исполнительной и  законодательной властью, проникновению  организованной преступности в  сферу управления банковским  бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями, средствами  массовой информации и другими  сферами общественной жизни.

     Используя  несовершенство отечественного  законодательства, коррумпированная "верхушка" общества отправляет огромные  суммы капитала, соразмерные с  доходной частью республиканского  бюджета за границу. Вернуть  эти средства обратно становится  затруднительным. Одновременно с  этим Правительству Республики  Казахстан ежегодно приходится  обращаться в МВФ с просьбами о предоставлении кредитов. Взамен от страны требуют целый ряд уступок, в том числе и утраты самостоятельности в проведении реформ. С каждым годом мы воочию убеждаемся, что западное финансирование нашей экономики отнюдь не бескорыстно. Игнорирование проблем экономической безопасности может привести к потере национальной независимости.

     Все это  происходит на фоне экономического  и социального кризиса, продолжающегося  в Казахстане уже более 5 лет,  который, по оценке известного  советолога, профессора Джорджтаунского и Оксфордского университетов С. Коуэна, "настолько грандиозен, что надо говорить о процессе, не имеющем прецедента в XX веке".

     Особое беспокойство  вызывает отсутствие должного  контроля за целевым расходованием с таким трудом собираемых бюджетных средств. Ведь получается, что государство обкрадывает само себя. Например, субвенции, выделенные государством местной администрации, школе или предприятию, на пути к конкретному получателю расхищаются частично или полностью, причем чаще всего с непосредственным участием чиновников администраций.

     Отличительная  особенность коррупции в Казахстане  от таких стран, как Италия  и Китай, заключается в том,  что наши политики всех уровней,  особенно в предвыборный период, громогласно заявляют о развращенности  и нечестности государственных  чиновников, а также о необходимости  борьбы с коррупцией. Однако когда  дело касается кого-либо из  близкого окружения крупного  чиновника, то реакция совершенно  противоположная.

     Итак, власти  борются с коррупцией, в то  же время прекрасно сознавая, что она стала уже образом  жизни.

     В Республике Казахстан в условиях переходного периода проблема нечистоплотности чиновников приобрела особую криминологическую остроту и политическую значимость. О коррупции государственных служащих постоянно говорится не только в СМИ, наших и зарубежных, но и на самом высоком государственном уровне. В своих Посланиях народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечает необходимость усиления борьбы с коррупцией в органах власти.

 

Формы, методы и  механизмы борьбы с коррупцией

в Республике Казахстан

 

     Для предупреждения коррупции в настоящее время принимается комплекс различных мер (правовых, социально-экономических, практических, информационных). Во всех государствах вопрос создания действенной правовой модели, позволяющей эффективно бороться с коррупционными проявлениями, приобретает важное значение.

     В отношении государственных органов, призванных обеспечивать противодействие коррупции в Казахстане, следует отметить, что уже более 10 лет в нашей стране существуют специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Координацию деятельности министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и общественных объединений по борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, в нашей стране осуществляет Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией, на  которую, в частности, возложены такие задачи, как: подготовка научно-обоснованных прогнозов по вопросам обеспечения правопорядка, распространения правонарушений в зависимости от изменения внутренних и внешних условий, фактов развития общества; определение стратегии противодействия росту преступности, коррупции и иных правонарушений, распространению наркомании, подготовка проектов законов и других нормативных актов и др.

     В пределах своей компетенции борьбу с коррупцией осуществляют Прокуратура, Комитет государственного контроля и другие государственные органы. В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.

     Подробнее остановимся на нормативной составляющей антикоррупционной модели. Необходимо отметить наличие довольно широкого круга нормативных правовых актов, составляющих специальное антикоррупционное законодательство. К числу таких можно отнести Уголовный кодекс Республики Казахстан, Законы РК «О борьбе с коррупцией», «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», «О государственной службе в Республике Казахстан».

В заключении

     К проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только Казахстану, но и большинству стран, находящимся в стадии модернизации, в первую очередь - переживающим переходный период от централизованной к рыночной экономике. Во-первых, различные интерпретации причин коррупции, противоречат друг другу, во-вторых, ни одну из них нельзя считать безупречной. Только изучив должным образом причины и условия, порождающие коррупцию, можно определять и вырабатывать конкретные меры по ее ограничению и снижению.

     На притяжении всей истории коррупцию стимулировал низкий уровень жизни и доходов, вызванный отсутствием свободной рыночной экономики, что сказалось на культурном сознании людей.

     Основной причиной коррупции является сформировавшаяся политическая система и политический режим страны. Лица ответственные за уровень коррупции в стране – это те, кто олицетворяет политическую систему и политический режим в этом государстве, в чьих полномочиях изменить положение в стране.  

     К сожалению, в Казахстане бытует мнение, что демократизация страны, ее либерализация могут привести к ее развалу и анархии в государстве. Данное убеждение необходимо считать устаревшим, оно только приостанавливает на время естественные процессы развития страны и как раз стимулирует дезинтеграционные процессы в стране.

     Необходимо построение свободной рыночной экономики, необходимо минимизировать государственный контроль, надзор и вмешательство в экономику страны, ликвидация всех государственных барьеров, в том числе и монополий. Это позволит развиваться производству, предпринимательству, соответственно, повысятся доходы в бюджет и обеспечена будет социальная составляющая. Усиление государственной власти – сильные государственные органы, правоохранительные органы, сильные спецслужбы при существенном ограничении их вмешательства в деятельность общества и государства. Все это повлияет на появление новых культурных ценностей и традиций.

     Также необходимо провести кадровую чистку среди чиновников, сократить их численность и провести набор нового поколения кадров, которые не подвержены старым коррупционным традициям. Другого пути развития у страны нет.

 


Информация о работе Понятие коррупции