Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:06, реферат
Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.
Рассмотрим основные черты монополии.
Основные черты монополии:
1. Единственный производитель. Чистый, или абсолютный, монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы; единственный производитель данного продукта или единственный поставщик ресурсов.
2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано. В большинстве случаев регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания кабельного телевидения и телефонная компания – являются естественными монополиями. Классическим примером частной чистой, нерегулируемой монополии является алмазный синдикат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 85% мирового предложения алмазов.
Существуют следующие виды монополии:
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
2. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как существуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограничения срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты могут просто изобрести новые продукты.
Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущество в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров - субститутов.
1.2. Понятие и причины возникновения естественных монополий
Существует множество определений естественной монополии.
Естественная монополия – сфера производства или отрасль народного хозяйства, характер производства в которой обеспечивает столь высокую экономию за счет роста его масштабов, что продукт (услуга) могут быть произведены одним предприятием при более низких затратах, чем если бы его изготовлением занималось множество предприятий.
Естественная монополия – это такое состояние определённого рынка, при котором определённого рода товар (услуга) или их серия выпускаются только одним продавцом в силу того, что наличие двух или более продавцов на данном рынке, представляющих аналогичный товар, невозможно или экономически (социально) неоправданно по причинам объективного (естественного) характера.
В данных определениях естественная монополия рассматривается с разных позиций, которые равноправны между собой.
Представление о естественных монополиях, связанное с экономией масштаба, сформировалось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в., прочно вошло в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы является нисходящей. Источник экономии – постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях очень велики. С увеличением объема выпуска они распределяются на большее количество товара и, следовательно, средние издержки снижаются.
Согласно теории, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной - единственной фирмы.
Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть:
• особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;
• экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;
• недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск продукции.
Главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при очень крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие варьировать масштаб производства в соответствии с размерами рынка.
1.3. Потенциальные сферы
существования естественных
Возникновение монополий по экономическим причинам обусловлено различиями в эффективностью функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержки ниже, чем у всех остальных потенциальных производителей и при этом обеспечить потребности рынка, она, в конечном итоге, становиться единственным производителем и, таким образом, монополистам.
Возникновение монополий может быть также связано также с политическими причинами, в частности с наделением компаний теми или иными привилегиями. В этом случае доминирование на рынке обусловливается не столько характеристиками эффективности, сколько данными привилегиями и вытекающими из них ограничениями для остальных участников рынка.
Выделяется также понятие «естественных монополий», то есть монополий, существование которых связано с некими «естественными» природными и технологическими факторами.
В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 19.07.1995г., понятие естественной монополии определяется как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
Данный закон определяет, что корпорации, имеющие статус естественных монополий, работают в следующих отраслях:
Функционирование всех естественных монополий связано с созданием и поддержанием в работоспособном состоянии больших инфраструктурных объектов. При этом эффект масштаба создает существенные ограничения для входа на такого рода рынки новых участников.
Возникновение естественных монополий связано с индустриальным освоением пространства и высокой эффективностью специфических способов масштабного перемещения в пространстве определенных товаров. Электроэнергию невозможно в промышленных масштабах передавать иначе, чем через электрические сети; газ, несмотря на постепенное распространение технологий сжижения, по-прежнему эффективнее транспортировать по газопроводам; железная дорога в большинстве случаев не имеет конкурентов в перевозках массовых и высокотоннажных грузов на большие расстояния.
В этой связи необходимо различать технологический и хозяйственный аспекты функционирования естественных монополий. В технологическом плане магистральные электрические сети, магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги и аэропорты представляют собой естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы. Огромного масштаба, сформированные в течение десятилетий они, как правило, не имеют себе альтернативы. Именно эти масштабные технологические системы, в силу своей уникальности, являются объективным источником монополии.
В то же время естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы сами по себе являются источником монопольных воздействий не по отношению к потребителям электроэнергии, газа и транспортных услуг, а по отношении к их производителям. Действительно, производитель электроэнергии, газа или транспортных услуг не в состоянии удовлетворить спрос потребителя без использования соответствующих инфраструктурных объектов. Таким образом, в случае гипотетической автономности (взаимной независимости), производители перечисленных выше товаров и услуг являются потенциальными объектами монопольного поведения естественно-монопольных сетевых и инфраструктурных систем.
Разрешение этого противоречия в течение многих десятилетий во всех странах состояло в хозяйственном объединении производства данных продуктов и услуг и инфраструктурного обеспечения их доставки до конечного потребителя.
Таким образом, вертикально-интегрированные компании (ВИК-и) в сфере естественных монополий представляют собой один из наиболее распространенных способ согласования экономических интересов инфраструктурных объектов и компаний, предоставляющих услуги конечным потребителям. Кроме того, объединение производства и средств доставки в одну корпорацию существенно повышает гибкость и надежность всей системы, снимает проблему внешних эффектов.
Однако итогом такого рода объединения становятся хозяйственные монополии, которые становятся монополиями по отношению к конечному потребителю. В России такого рода монопольными хозяйствующими субъектами являются РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», РАО «РЖД». Монопольный характер этих субъектов рынка определяется наличием в их составе естественно-монопольных инфраструктурных объектов, именно поэтому перечисленные выше монополии называются естественными.
Проблемы, а также разнообразные негативные последствия, связанные с функционированием хозяйственных монополий хорошо известны. Тем не менее монополии продолжают существовать, и не только потому, что их существование выгодно самим этим монополиям.
История и логика возникновения естественных монополий служит обоснованием целого ряда позитивных свойств хозяйственных монополий, существующих в виде вертикально интегрированных корпораций. Эти позитивные свойства состоят в следующем:
Информация о работе Понятие монополии. Классификация монополии