Понятие «национальной экономики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Что же понимается под термином «национальная экономика»? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо уяснить понятия «национальная» и «экономика».Понятие «нация» происходит от лат. natio - народ. При этом в толковом словаре дается два определения нации:
1) исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры;
2) страна, государство.

Вложенные файлы: 1 файл

нац экономика.docx

— 25.06 Кб (Скачать файл)

Понятие «национальной  экономики»

Что же понимается под термином «национальная экономика»? Прежде чем  дать ответ на этот вопрос, необходимо уяснить понятия «национальная» и «экономика».Понятие «нация» происходит от лат. natio - народ. При этом в толковом словаре дается два определения нации:

1) исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры;

2) страна, государство.

Таким образом, нация представляет собой составную часть мира, обладающую специфическими свойствами географического, экономического и духовного характера, отличающими ее от других наций и  вызывающими необходимость взаимодействия с ними.

Понятие «экономика» происходит от греч. oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Толковый словарь дает три трактовки понятия «экономика»:

1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; господствующий способ производства в обществе;

2) организация,  структура и состояние хозяйственной  жизни или какой-нибудь отрасли  хозяйственной деятельности (промышленности  сельского хозяйства и др.);

3) научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль  производственной, хозяйственной деятельности.

Таким образом, национальную экономику следует рассматривать:

- как хозяйство страны с его составом, структурой и взаимосвязями отдельных элементов;

-как единый комплекс с различными секторами экономики и дополняющими их видами производств;

-как организующее начало, где экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий, государства характеризуется определенной интеграцией и взаимозависимостью.

 

 

 

 

 

Цели и задачи функционирования национальной экономики

Национальные экономики  представляет собой множество хозяйственных  систем со своими закономерностями и  особенностями. В богатой палитре  национальных экономик обнаруживаются устойчивые закономерности, повторяющиеся  в общих чертах в однотипных хозяйствах. Закономерности, внедряемые искусственно в страну с экономикой иного типа, могут не прижиться и приносить  немалые потери.

Предположим, планируется  очередная космическая экспедиция на Луну. Стратегической целью данной экспедиции выступает достижение лунной поверхности, сбор в заданном районе необходимой информации и ее передача в центр управления полетом.

Чтобы достичь данной стратегической цели, нам придется решить ряд задач  разной сложности. Прежде всего необходимо подготовить экипаж, спроектировать и построить надежный корабль, вывести на орбиту и обеспечить его жизнеспособность, наконец, вернуть в целости и сохранности корабль и экипаж на Землю.

Решая данные стратегические задачи, нам придется потрудиться  и над решением многочисленных тактических  задач. Потребуется изыскать необходимые  материальные и финансовые ресурсы, привлечь к работе квалифицированных  проектировщиков, рассчитать оптимальную  орбиту полета. После выхода корабля  на траекторию полета необходимо контролировать функционирование всех его систем, а при необходимости вносить  соответствующие коррективы. Генеральная  цель, а также стратегические и  тактические задачи образуют единое «дерево целей». С подобной ситуацией  приходится сталкиваться и в национальной экономике.

Главной стратегической целью  функционирования национальной экономики  выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.

При этом достижение стратегической цели также предполагает решение  ряда стратегических задач, которые  в свою очередь опираются на решение  тактических задач. Что касается тактических задач, то их число обычно на порядок выше, нежели стратегических задач.

Между стратегической целью, стратегическими и тактическими задачами функционирования национальной экономики всегда существует тесная взаимосвязь. Сбой в решении любой  тактической задачи ставит под угрозу решение стратегической задачи, что  тут же затруднит достижение стратегической цели.

Стратегическими задачами функционирования национальной экономики выступают:

1) стабильный  и устойчивый экономический рост;

2) высокий уровень рациональной занятости населения, отсутствие безработицы.

3) стабильный уровень цен, подавление инфляции;

4) сохранение  равновесия в отношениях с внешним миром.

Вместе с тем экономика  каждой страны есть результат взаимодействия внешних и внутренних (специфических) национальных факторов развития. Поэтому  в рамках конкретной страны имеет  место национальное целеполагание, в процессе которого определяются четкие ориентиры развития национальной экономики  с учетом комплекса реальных условий.

Прежде всего уточняются количественные параметры достижения главной цели. Оказывается, что проблема обеспечения экономической безопасности более актуальна для малой, нежели для большой открытой экономики, и. т. д. Может случится и так, что повышение актуальности отдельной проблемы приводит к тому, что второстепенная тактическая задача неожиданно становится задачей стратегической, а некая стратегическая задача трансформируется в особую национальную цель социально-экономического развития.

Экономический рост - центральная  задача любой национальной экономики. В первом приближении выступает  как процесс увеличения количества экономических благ, а т. ж. повышения их качества в соответствии с объемом и структурой возрастающих потребностей общества.

При выборе моделей развития важно обеспечивать устойчивый и  долговременный экономический рост. В условиях, когда национальная экономика  переживает период трансформации, вполне допустимо ограничиваться «нулевым»  экономическим ростом. В современной  экономической политике признается наличие проблемы «качества роста». Важнейшая материальная предпосылка  тому - обновление производственного  потенциала, наращивание экономической  мощи страны. Значит, в центре внимания должны оставаться не прирост любой  ценой физических объемов производства, а совершенствование и техническая  модернизация производства, создание высокотехнологичных производственных мощностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Национальная экономика  Беларуси находится в сложном  процессе трансформации, который охватывает следующие направления:

формирование  полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической  системы суверенного государства;

преобразование  действующих и построение новых  институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

глубинные преобразования структуры экономики на основе новых  высоких технологий, мировых тенденций  глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку  экономическую деятельность страны остановить нельзя.

Для успешного осуществления  указанных трансформационных процессов  необходимы достаточные предпосылки  и условия, создание которых позволит придать экономической системе  качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

общесистемные - носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства общества);

системные - включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

внутрисистемные - обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Анализ международного опыта  эволюции рыночных экономик показывает, что многие страны мира развивались  под воздействием европейской идеи прогресса. Благодаря влиянию европейской  культуры (системного плюрализма, разнообразия религиозных и культурных традиций, высокой степени индивидуальной предприимчивости, растущей дифференциации общественных структур) во многих странах  мира смогли одновременно вызреть множественные  предпосылки развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно-культурные, социально-психологические, цивилизационные.

В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской  культуры. Однако ее географическое положение  в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность  суверенитета, открытость экономики  страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогнои конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Экономическое положение РБ в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.

Внутриполитическими предпосылками  являются совершенствование политической системы в рамках Конституции  Республики Беларусь на пути становления  демократии, оптимизация государственных  структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской  активности.

По уровням функционирования и управления национальная экономика  подразделяется на макроуровень (экономика  в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия, и организации первичного производственного звена).

Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого  развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных  условий упреждающего характера. Такой  опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий  стратегического характера определены:

-построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);

-формирование современного гражданского общества;

-создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы  общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности.

Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, - это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах.

Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также  совокупностью системных условий  и принципов. В их числе создание иной институционально-правовой среды  для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения  собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, ночных институтов в процессе общественного  воспроизводства. Система таких  институтов, правовых норм и механизмов разделяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики  страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами  развития: высококвалифицированным  кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов  минерально-сырьевых ресурсов. Наряду этим национальная экономика имеет  и устойчивые негативные аспекты: несовершенную  структуру воспроизводства; физически  и морально устаревшие основные фонды и технологии; длинные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию  воспроизводственной, отраслевой, технологической  и региональной структур национальной экономики, строение системы управления и регулирования экономики принципах  рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной  гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов  устойчивого развития - обязательная предпосылка эффективного хозяйствования. Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стропы, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой - постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране.

Информация о работе Понятие «национальной экономики»